Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования: изучить подготовку и проведение опытов на уроках познания мира
Задачи:
1. Рассмотреть постановку опытов - как способ получения знаний об окружающей действительности;
2. Выявить сущность и особенности использования опытов как средства обучения на уроках окружающего мира;
3. Описать практические работы на уроках окружающего мира;
4. Разработать уроки с опытами
Введение 3
1. Теоретические основы подготовки и проведения опытов на уроках познания мира 5
1.1 \Постановка опытов - как способ получения знаний об окружающей действительности 5
1.2 Сущность и особенности использования опытов как средства обучения на уроках окружающего мира 8
2. Методические основы подготовки и проведения опытов на уроках познания мира 14
2.1 Практические работы на уроках окружающего мира. 14
2.2 Разработка уроков с опытами 22
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Исследовательские опыты состоят в том, что учащимся сообщают тему и цель опыта, а после наблюдения по результатам они делают выводы или высказывают предположения. Это, например, описанные в литературе опыты по изучению состояния почвы, ее влагопроницаемости и влагоемкости и другие. В начальной школе эти опыты находят ограниченное применение.
Наблюдения учащихся, фиксирование результатов опыта и формулирование выводов - необходимая составная часть опытов. В этом их сходство с наблюдениями.
Таким образом, опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора.
1.2 Сущность и особенности использования опытов как средства обучения на уроках окружающего мира
С конца 60-х годов и до настоящего времени ведутся интенсивные научные исследования по проблемам природоведения, в том числе и совершенствованию методов обучения. Труды педагогов и методистов (А.Н.Алексюк, Г.Н.Аквилева, Ю.К.Бабанский, Л.С.Занков, З.А.Клепинина, Г.Н.Ковалева, А.А.Плешаков, М.А.Рыков, М.Н.Скаткин и другие) составляют методический фонд начального образования по данному вопросу.
Эксперимент наряду с другими практическими методами в процессе обучения обеспечивает эмпирический уровень познания и вызывает более активную мыслительную деятельность учащихся.
Эксперимент или опыт (Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. ОПЫТ, эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению.) применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий. Или в тех случаях, когда в естественный процесс привносится некоторый искусственный элемент. Например, визуально нельзя обнаружить в почве воздух, чтобы его увидеть, необходимо почву опустить в воду. Наблюдая выделение из почвы пузырьков воздуха, учащиеся убеждаются в том, что почва содержит воздух. Затем, решается вопрос о том, какое значение имеет наличие воздуха в почве, как можно увеличить его содержание [10].
Опыт является более сложной формой изучения природы, так как он предполагает:
1. активное воздействие на изучаемое явление или предмет;
2. умение соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природе и сделать выводы;
3. специально подготовленные условия проведения.
История
становления и развития
Велика
роль опыта в формировании
природоведческих понятий, особенно
на эмперическом этапе и этапе
практического применения
Опыт достигает эффективности при соблюдении определенных условий:
Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности [11].
При подготовки опытов учителю необходимо учитывать следующее:
«Никогда не выносить на урок прибора, не испытав его заблаговременно, не проделав опыт предварительно. Испытание и проверка - самые верные гарантии успеха в классе» - «золотое правило И.И.Никитинского.
Основные требования к постановке опытов:
Особенно большое образовательное и воспитательное значение имеют опыты при изучении неживой природы. Они являются фундаментом всех последующих знаний о явлениях природы и технике, а также логического мышления учащихся.
Опыты активизируют познавательную деятельность учащихся, если
они:
- отражают жизненные ситуации;
- включаются в изложение нового материала;
Таким образом, опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.
Но педагогическая ценность опытов не ограничивается этим. Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы.
Таким образом, познавательный процесс проходит несколько стадий:
Опыт, как средство обучения, чаще всего осуществляется на лабораторных занятиях. Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов.
В методике познания мира можно встретить различные подходы к классификации опытов как метода обучения.
Иллюстративные опыты используются для подтверждения учебного материала или для проверки усвоения знаний, например, расширение тел при нагревании, водопроницаемость горных пород. При проведении исследовательских опытов учащиеся получают тему и цель, после наблюдения результатов делают выводы и устанавливают причинно-следственные связи, например, опыты по изучению состава почвы, свойств воды и т.д [13].
Если нет возможности обеспечить всех учащихся оборудованием или. если учащиеся по технике безопасности не имеют права выполнять опыты сами, учитель показывает демонстрационные опыты. Проведение демонстрационных опытов предполагает следующие действия:
1. Учитель готовит все необходимое
для проведения опыта
оборудование, проверяет его.
2. Учитель до урока проделывает опыт, каким
он простым бы ни
казался. Многие опыты имеют определенные
тонкости, без знания
которых он просто не получится. Например,
простой опыт, который
должен доказать, что песок и глина пропускают
воду по-разному,
может не получиться, если глина будет
сухой.
3. Опыт проделывается на
демонстрационном столике, чтобы
все действия учителя учащиеся
с любого места могли
4. При демонстрации опыта
все свои действия учитель
сопровождает объяснением, так как
очень часто учащиеся в
5. После проведенных наблюдений идет беседа, после чего делаются выводы.
Опыты, проводимые учителем и учащимися на уроках по изучению природы, воспроизводят природные явления. Наблюдения, проводимые во время демонстрации опытов, сложнее, чем наблюдения над отдельными предметами. При изучении предмета наблюдают форму, окраску, величину и его свойства. При изучении же явлений наблюдают не только предмет, но и его изменение под влиянием разных условий (например, температуры воды, воздуха). При постановке опытов создаются условия, заранее подготовленные для изучения, поэтому выводы из опытов сделать легче, чем из наблюдения явлений в природных условиях. На опытах дети учатся понимать явления, которые протекают в природе [16].
Школьники должны научиться делать выводы на основании своих наблюдений и, проверяя опыты в природных условиях, делать обобщения. В этом сопоставлении опытов с действительностью (природными явлениями и трудовой деятельностью населения) осуществлять связь обучения с жизнью.
Учителю надо помнить, что дети, часто наблюдая опыты, приходят к неправильным выводам и обобщениям.
Основной причиной ошибочных выводов является отсутствие во время демонстрации опытов и после них беседы, направляющей мыслительную деятельность ребенка. Учитель должен продумать вопросы, которые будет давать ученикам.
При постановке опытов все многообразие вопросов, в общем, сводится к следующим: какое влияние оказывает (изменение температуры на воду); какое оборудование мы берем для проведения опыта (например, колбу с водой); как протекает явление; почему это произошло (испарение воды); когда и где мы наблюдаем в жизни это явление (когда мы нагреваем воду, налитую в чайник до краев) [14].
На уроках познания мира опыты чаще всего проводятся при изучении нового материала как подтверждение, иллюстрация к рассказу или объяснению учителя. Можно использовать опыты для создания проблемных ситуаций на уроке. Реже на уроках приходится наблюдать проведение простых опытов самими учащимися при проверке домашнего задания. На наш взгляд, необходимо этому учащихся учить, это даст возможность избежать формализма в знаниях, повысить интерес к изучаемому материалу. Следует избегать таких ошибок, как приглашение «посмотреть опыт». Надо стараться строить опыт так, чтобы дети видели в нем само явление и не отвлекались на лабораторные аксессуары, иначе опыт теряет познавательный смысл и становится «самодовлеющим фокусом». Важными видами деятельности при проведении опытов, кроме составления обобщений и выводов, являются связный рассказ о проделанном опыте и фиксация полученных результатов. Логический рассказ об опыте - одно из совершенных средств развития речи учащихся начальной школы. Недаром еще К.Д. Ушинский в этих целях отводил важное место естествознанию в школе и ратовал «за активные методы» изучения природы, наблюдение, опыт и экскурсию [17].
Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Процесс зарисовки - это одновременно и повторение содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в том, что рисунок подчеркивает сущность явления. Правда, не всякий опыт подлежит зарисовке.
В массовом опыте работы учителей преобладает обучение познанию миру словесными методами, мало используются средства естественных наук - наблюдение и эксперимент. Мы считаем, что такая картина объясняется рядом субъективных и объективных причин. К объективным причинам относятся слабая материально-техническая база школ, недостаточное количество оборудования и материалов, дефицит справочной и методической литературы. Субъективные причины - неумение поставить опыт, затруднения в руководстве познавательной активностью учащихся, в составлении системы вопросов для закрепления умений и навыков. Также следует отметить, что учителя сами не представляют опыт как модель природных явлений. Особенно большие трудности испытывают молодые специалисты [10].
Таким образом, опыт, как средство обучения, чаще всего осуществляется на лабораторных занятиях. Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов.
2 Методические основы подготовки и проведения опытов на уроках познания мира
Информация о работе Подготовка и проведение опытов на уроках познания мира