Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:07, реферат
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Вопросы «Кем быть?» и «Куда пойти учиться?» задает себе рано или поздно каждый молодой человек. В советах и рекламных объявлениях нет недостатка. Однако важно соединить интересы конкретной личности с объективными требованиями сегодняшнего дня.
ВВЕДЕНИЕ……………………...………………….………………………..………3
ГЛАВА I МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ И МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……..………………....4
ГЛАВА II ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ УЧИТЕЛЯ...……..8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………..……………………….11
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ
РЕФЕРАТ
Тема: «Подготовка и профессиональное становление личности педагога»
Липецк 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………...………………….………
ГЛАВА I МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ И МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……..………………....4
ГЛАВА II ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ УЧИТЕЛЯ...……..8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………
ВВЕДЕНИЕ
Педагог – это не профессия, а призвание!
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Вопросы «Кем быть?» и «Куда пойти учиться?» задает себе рано или поздно каждый молодой человек. В советах и рекламных объявлениях нет недостатка. Однако важно соединить интересы конкретной личности с объективными требованиями сегодняшнего дня.
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Помимо того, что педагог обучает, он ещё и воспитывает своих учеников. Он должен вызвать интерес у учащихся, заниматься и получать знания, стремление добиваться успеха. Профессия педагога тем ценна и сложна, что помимо знаний, которые они дают учащимся, происходит процесс становления личности!
Зачем же люди выбирают профессию педагога? В первую очередь стоит наверное сказать о призвании, стремлении передавать знания младшему поколению, быть полезным для общества! К тому профессия учителя с уверенностью можно назвать творческой, да и заключается она не только в том, чтобы давать знания, но и черпать их у молодёжи, ведь общение с ней всегда процесс увлекательный и интересный.
ГЛАВА I МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ И МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых условиях общественно-экономической жизни в России находились замечательные учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. Одним из таких был Николай Александрович Добролюбов. Н.А. Добролюбов (1836 - 1861) -литературный критик, публицист, просветитель. Сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогической политике, нивелирующей своеобразие личности ребенка.
Исходя из целесообразности различения мотивов выбора профессии и мотивации педагогической деятельности, необходимо отметить, что они соотносятся как прошлое и настоящее. Так же как мотивы выбора педагогической профессии и мотивы учения в институте отличались в прошлом, точно так же варьируется и мотивация педагогической деятельности в настоящем.
К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др.
Педагогическая деятельность является
специфической формой взаимодействия
взрослого и ребенка, которая
характеризуется
Рис.1
Власть вознаграждения. Её сила определяется ожиданием, в какой мере учитель может удовлетворить мотивы ученика и насколько он поставит это удовлетворение в зависимость от желательного поведения ребёнка.
Власть наказания. Её сила определяется ожиданием ученика в отношении, во-первых, той меры, в какой учитель способен наказать его за нежелательные действия, и, во-вторых, насколько педагог сделает наказание зависящим от нежелательного поведения ребёнка.
Нормативная власть. Речь идёт об усвоенных учеником нормах, выполнение которых учитель имеет право контролировать.
Власть эталона. Она основана на желании ученика быть похожим на учителя.
Власть знатока (экспертная власть). Её сила зависит от величины приписываемых учителю учеником особых знаний по изучаемому предмету.
Информационная власть. Она имеет место в тех случаях, когда учитель владеет информацией, способной заставить ученика увидеть последствия своего поведения в школе или дома в новом свете.
Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
Мнение родителей. Позиция родителей и других старших членов семьи очень часто определяет будущую профессию ребёнка. Некоторые хотят, чтобы дети пошли по их стопам; другие осуществляют свои мечты через ребёнка, пытаясь навязать специальность.
Престиж и общество. Именно из за этого фактора многие учатся на юристов, экономистов и т.д. Эти профессии престижны в обществе и "считаются" высокооплачиваемыми, но в действительности всё иначе.
Выбор одноклассника.
В школьном возрасте мнение
друзей особенно важно и влияте
Ложная информация. Информация о профессиях, рынке труда очень часто является искажённой, но абитуриент воспринимает её за истину. Позже это отражается в несоответствии желаемого и действительного, а так же в неправильном выборе спецификации.
Школьные учителя.
Большое влияние оказывают
Факторы, влияющие на выбор педагогической профессии у абитуриентов.
Интерес к учебному предмету |
27,2% |
Желание обучаться данному предмету |
16,2% |
Стремление посвятить себя воспитанию детей |
19,2% |
Осознание педагогических способностей |
6% |
Желание иметь высшее образование |
13% |
Представление об общественной важности, престиже педагогической профессии |
12,2% |
Стремление к материальной обеспеченности |
2,2% |
Так сложились обстоятельства |
4% |
ГЛАВА II ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ УЧИТЕЛЯ
Основной способ формирования самооценки учителя соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования профессионального идеала - чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя - условие эффективности его самовоспитания.
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.
Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.
Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании
Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы "правил жизни", которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно "да" или "нет" искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.
Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа. (рис.2)
- Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности лучше использовать проективные методики типа вербального теста "понятийный словарь". Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.
- Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.
- Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.
Профессиональное
Рис.2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластенин В.А, Исаев И.Ф, Мищенко А.И , Шиянов. Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /— М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
Информация о работе Подготовка и профессиональное становление личности педагога