Подготовка педагогов к инклюзивной практике в Акмолинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 07:51, доклад

Краткое описание

За последние годы, а если точнее в течение двух лет, очень многое изменилось по рассмотрению такого приоритетного направления как инклюзивное образование.
Во –первых понятие инклюзивное образование сейчас уже не новое словосочетание, а постоянно употребляемое при составлении планов работы школы (веление времени)

Вложенные файлы: 1 файл

выступление на конференцию ноябрь 2015.docx

— 26.00 Кб (Скачать файл)

Подготовка педагогов к инклюзивной практике в Акмолинской области

Бурдинская О.В. старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения профессионального

развития учителя ФАО «НЦПК «Өрлеу»

ИПК ПР по Акмолинской области

     За последние  годы, а если точнее в течение двух лет, очень многое изменилось по рассмотрению такого приоритетного направления как инклюзивное образование.

    Во –первых понятие инклюзивное образование сейчас уже не новое словосочетание, а постоянно употребляемое при составлении планов работы школы (веление времени)

   Очень много педагогов  за этот период обучились на  курсах повышения квалификации. Примерно 260 педагогов за 2014-2015гг. И если первые года на курсы приезжали только учителя классов коррекционно-развивающего обучения, то в 2015 году были непосредственно учителя инклюзивных практик.

   Месячные курсы  на 144 часа помогли углубленно  пройти с педагогами неплохой объём дефектологического образования.

   Двухнедельные курсы  построены на практической направленности. То есть, основное, что даётся на занятиях курса по инклюзивному образованию - это как работать с детьми различных категорий нарушений. Постигнуть идею инклюзивного образования это одно, но как правило учителя, который начинает работать с ребёнком с нарушением в развитии, интересует вопрос как построить процесс, чтобы охватить всех детей, чтобы ученик, по темпам работы, по своим психофизическим возможностям мог бы включиться в работу всего класса, чтобы была положительная динамика в развитии…..

   Поэтому практические  занятия, которых на сегодняшний  день более 70% от всего материала  курса, акцентируются на отработке  именно этих моментов.

   Курсы ПК по  ИО планируются по государственному  заказу, организуются платные курсы  для педагогов опорных школ, здесь все инициируется управлением образования, в рамках реализации работы координационного совета по ИО.

   Слушатели собираются, кажется всё идёт по плану, но не всё так как хотелось  бы. Отторжение, равнодушие, агрессия  – вот что часто наблюдается  со стороны учителей. Если снять  розовые очки, то видишь, что мы только на этапе адаптации к инклюзивной практике.

Три пути в определении перспектив развития:

  1. Путь адаптации.
  2. Путь саморазвития.
  3. Путь стагнации (распада деятельности, деградации личности).

   Почему это необходимо решать проблемы адаптации с педагогами, включающими инклюзивную практику?

   Проведя в 2015 году  по инклюзивному образованию 5 курсов (2 из которых были платными) по  инклюзивному образованию с общим  охватом 121 человек, это не включая  курсы по специальным и коррекционным  школам, с уверенностью можно  сказать что есть проблемы педагога инклюзивного образования.

   Большая часть  учительства не готова к эффективной  работе с детьми в условиях  инклюзивного образования:

  • непонимание сути инклюзивного образования: даже на курсы по государственному заказу (бесплатные) педагоги ехали «из-под палки», не говоря уже о платных курсах, здесь «встреча» преподавателя по инклюзивному курсу была отнюдь нелицеприятной, благо на конец курса ситуация существенно менялась; 
  • слабое осознание личной  воспитательной роли в обучении детей с особенными потребностями: высказывания и комментарии учителей, у которых в классе обучались дети с ОВР, оставляют желать лучшего;
  • низкая диагностическая культура: не владеют инструментарием, не знают об индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальной образовательной программе и т.д.
  • устаревшие психолого-педагогические методики и др: если и включаются, то без системно, ломая логическую структуру урока.

    Таким образом, свыше 80% учителей средних школ (как  в традиционных классах, так и  в классах с инклюзивным обучением) не обладают достаточными умениями грамотной и корректной работы в условиях инклюзивного образования → особое значение приобретает проблема адаптации к обучению детей с ОВР, формирования инклюзивной компетентности   учителей как составляющей их профессиональной компетентности. 

   На сегодняшний день процесс адаптации к обучению детей с ОВР и  формирования инклюзивной компетентности учителей  систематически  не изучался !!!!!!

     Под профессиональной адаптацией учителя понимают процесс приспособления и привыкания к реальным условиям педагогической деятельности у  педагога. Успешность профессиональной адаптации учителя зависит от многих обстоятельств, как объективных, не связанных с личностью, так и субъективных. Из объективных факторов, влияющих на успешность профессиональной адаптации, наиболее существенны такие, как атмосфера педагогического коллектива. В рамках реализации инклюзивного образования, для успешной адаптации педагога хочется отметить именно этот фактор. Гуманизация образования как одно из ведущих направлений работы современной школы призвана активизировать процесс становления самостоятельной личности, создавая условия для её самовыражения, подготовки учащихся к жизни. Это предполагает формирование позитивной культуры школы, которая способствует выработке новых продуктивных умственных привычек и овладение позитивной культуры мышления всех субъектов образовательной среды в целом. Важным аспектом развития позитивной культуры является создание доброжелательной, творческой, развивающей среды в школе. Комфортная среда может быть создана через создание заботливой, дружелюбной, поощрительной, уважительной атмосферы, предоставление равных возможностей для каждого участника образовательного процесса.

   В настоящий период  весь мир кардинально меняет  своё отношение ко всем видам  образования, которое рассматривается  как главный ведущий фактор  социального и экономического  прогресса. Причина такого внимания  заключается в том, что наиважнейшей  ценностью и основным капиталом  современного общества становится  человек, способный к поиску и  освоению новых знаний, принятию  нестандартных решений, личность  которого сформирована в современной  модели образования позитивной  культуры школы

    Так, например, в СШ №19, СШ №4 г. Кокшетау во главе с администрацией решаются все проблемы включения детей с ОВР в общеобразовательный процесс, поэтому все начинающие инклюзивную практику педагоги быстрее включаются в коррекционную работу. Или, если на курсах повышения квалификации по инклюзивному образованию участвуют весь административный состав, во главе с директором школы, как это было в Джалтырской средней школе, то, не смотря на отторжение учителей, курсы проходят с первых дней более эффективно. 

    Среди субъективных  факторов профессиональной адаптации  учителя в первую очередь надо  назвать субъективную привлекательность гуманитарной миссии профессии учителя.  Чем она больше, тем быстрее и успешнее, как правило, идет адаптация. Личностные качества, человеколюбие, толерантность – вот что должно быть в основе качеств педагога инклюзивной практики.

     Большое значение  имеет и наличие у педагога  таких профессиональных качеств, как тактичность, требовательность  к себе и др., умение достигать  близости с учениками, не зависимо  от их психофизических возможностей, творческий подход к работе. Успешность профессиональной адаптации учителя во многом зависит от того, насколько сам он выступает в процессе ее активным субъектом, т. е. от того, насколько он стремится к самосовершенствованию. Умеет работать со всеми детьми без исключения: с ограниченными возможностями, с одарёнными детьми, с детьми норма.     

    Сегодня вспоминая  что сделано, можно сказать что мы не топчемся на месте:

-Создан  Координационный совет по ИО

    Председателем Координационного совета является Ибраев М.А. Изучив всё что есть по нормативном документам, создал в феврале координационный совет, включив в него все необходимые структуры от детских садов, до вузов, института повышения квалификации.

   Далее систематические  заседания, на которых обсуждались  на сущие вопросы областного масштаба по инклюзивному образованию.

    Но….следует пересмотреть формат проведения заседаний. Не стоит ехать за три девять земель, чтобы не увидеть ничего. Область большая, переезжать с места на место не стоит, а то мы выработаем антиотношение к инклюзивной практике.

- Создано  сетевое сообщество «Инклюзив  сегодня».

Выявлена проблема работы с сетями.

-  Проведено несколько  семинаров совместно с Фондом СОРОС и институтом Гражданского образования.

- Семинары в областных специальных коррекционных школах интернатах области.

   Необходимо разработать  специфику работы по наставничеству  специальными школами опорных  школ области.

- Конкурсы «Дефектолог года»

Два конкурса, на которых вначале принимали участие только педагоги коррекционных школ и КППК, а потом уже и учителя инклюзивных практик.

   Коррекционные школы до сих пор не могут понять, зачем они там присутствуют. Кто как не они знают как работать с детьми с ОВР, а посещая уроки, где ученик с ОВЗ сидит в стороне, выходишь крайне возмущенным.

 А пока это только пых…, пиар, который никому за эти два года не принёс пользы.

-   Выездные практические занятия в коррекционные школы

-Выездные  практические занятия в опорные школы и ресурсный центр

   Любое начинание  хорошо. Значение любой инициативы проверяется временем. «Если некое новшество трудно приживается, это означает, что в нем нет необходимости» (Л.Вовенарг). Следуя логике цитаты, инклюзивная практика  приживается, не скажем что с трудом, но для этого нужно время, а его у нас нет. Дети уже приходят в классы, и что страшно, учителя к этому не готовы, как профессионально, так и психологически. А ученик будет переходить из класса в класс, и мы не можем ему сказать, подожди, я сейчас наберусь опыта как с тобой работать… Нет, он идет дальше не дожидаясь, но идёт с пробелами, не доученным, не до понятым, не до любленным….

   Наша задача в  короткие сроки изменить отношение  педагогов к детям с ограниченными  возможностями, им не нужна наша  жалость, им нужно понимание их  специфики нарушения, им нужна  профессиональная компенсаторно-нейтрализующая  помощь, коррекционная работа, которая  позволит им двигаться дальше, не чувствуя собственного исключения, несовместимости со своими сверстниками.

  Трудно, но дорогу  осилит идущий….

 


Информация о работе Подготовка педагогов к инклюзивной практике в Акмолинской области