Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:51, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть сущность самостоятельной работы, методы и способы подготовки учащихся к самостоятельной работе.
За последние годы в отечественной дидактике появился ряд интересных исследований А.Б. Баранова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, в которых рассматриваются различные стороны проблемы активности и самостоятельности учеников в процессе обучения.
Введение 3
1. Понятие самостоятельной работы учащихся 5
2. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения 9
Заключение 13
Список литературы 14
3. Формирование учебной
деятельности школьников
4. Степень самостоятельности
учащихся будет возрастать и
в том случае, если они будут
переходить от овладения
5. Повышение степени
самостоятельности должно
6. Переход от задач
репродуктивного характера к
задачам творческим, требующим использования
знаний и действий
Формирование
Репродуктивный тип деятельности заключается в том, что «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений».
Творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового «все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».7
Подчеркивая необходимость формирования у школьников деятельности важно иметь в виду, что продуктивные и репродуктивные элементы деятельности всегда тесно взаимосвязаны, поскольку репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности, выступая как ее строительный материал. Новое складывается на основе ранее известного, причем последнее выступает в качестве строительного материала не только с точки зрения содержания деятельности, но и операционной структуры, отношений, которые складываются между субъектами обучения. Единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности действительно является необходимым условием, обеспечивающим последовательное формирование школьника как субъекта учебной деятельности. Однако формирование самостоятельности учащихся обеспечивается благодаря тому, что по мере продвижения от репродуктивных методов к творческим обязательно совершается переход от видения конкретного действия к общему, от отдельных процессуальных компонентов решения учебных задач к целостной структуре учебной деятельности, от отдельного мотива к системе отношений. Однако, как показала практика учебного процесса, подобный переход оказывается возможным лишь при систематической и целенаправленной организации самостоятельных работ на уроке, когда обеспечивается разумное сочетание репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности при постепенном увеличении доли творчества на уроке.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе выступает как наиболее универсальный вид учебной деятельности в субъективно-психологическом плане. В таком контексте самостоятельность адекватна психической деятельности на всех уровнях: от самой простой ее формы — осознания свих приемов деятельности при выполнении работы по образцу, до высших форм творчества. Самостоятельная работа на уроках ведет к развитию всей системы саморегуляции личности, помогает более адекватно осуществлять их самоопределение; развивает способность учащихся к рефлективной оценке планируемых и достигнутых результатов; помогает им осознать, что знание – необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме.
1 Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 2009. – С.79.
2 Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 2009 – С.54.
3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М., 2008. – С.266.
4 Реан А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – С.246.
5 Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2009. – С.83.
6 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2010. – С.195.
7 Реан А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – С.213.
Информация о работе Подготовка учащихся к самостоятельной работе