Подготовка учащихся к самостоятельной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть сущность самостоятельной работы, методы и способы подготовки учащихся к самостоятельной работе.
За последние годы в отечественной дидактике появился ряд интересных исследований А.Б. Баранова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, в которых рассматриваются различные стороны проблемы активности и самостоятельности учеников в процессе обучения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие самостоятельной работы учащихся 5
2. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения 9
Заключение 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность самостоятельной работы. Подготовка учащихся к самостоятельной работы.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

3. Формирование учебной  деятельности школьников должно  предусматривать такую организацию работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия.

4. Степень самостоятельности  учащихся будет возрастать и  в том случае, если они будут  переходить от овладения действиями  в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем.

5. Повышение степени  самостоятельности должно иметь  в виду  переход учащихся от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности.

6. Переход от задач  репродуктивного характера к  задачам творческим, требующим использования  знаний и действий межпредметного  характера также способствует  формированию самостоятельности  детей.

Формирование самостоятельности  в учебной деятельности является предпосылкой проявления данного качества в других видах деятельности, не только в тех, в которых ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретают задачи формирования у учащихся творческих потенций. Известно, что учебная деятельность школьников по овладению системой знаний, умений и навыков определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным и творческим.

Репродуктивный тип  деятельности заключается в том, что «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений».

Творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен  на создание чего-то нового «все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».7

Подчеркивая необходимость  формирования у школьников деятельности важно иметь в виду, что продуктивные и репродуктивные элементы деятельности всегда тесно взаимосвязаны, поскольку репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности, выступая как ее строительный материал. Новое складывается на основе ранее известного, причем последнее выступает в качестве строительного материала не только с точки зрения содержания деятельности, но и операционной структуры, отношений, которые складываются между субъектами обучения. Единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности действительно является необходимым условием, обеспечивающим последовательное формирование школьника как субъекта учебной деятельности. Однако формирование самостоятельности учащихся обеспечивается благодаря тому, что по мере продвижения от репродуктивных методов к творческим обязательно совершается переход от видения конкретного действия к общему, от отдельных процессуальных компонентов решения учебных задач к целостной структуре учебной деятельности, от отдельного мотива к системе отношений. Однако, как показала практика учебного процесса, подобный переход оказывается возможным лишь при систематической и целенаправленной организации самостоятельных работ на уроке, когда обеспечивается разумное сочетание репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности при постепенном увеличении доли творчества на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Ориентация современной  школы на гуманизацию процесса образования  и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость  гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе выступает  как наиболее универсальный вид  учебной деятельности в субъективно-психологическом плане. В таком контексте самостоятельность адекватна психической деятельности на всех уровнях: от самой простой ее формы — осознания свих приемов деятельности при выполнении работы по образцу, до высших форм творчества. Самостоятельная работа на уроках ведет к развитию всей системы саморегуляции личности, помогает более адекватно осуществлять их самоопределение; развивает способность учащихся к рефлективной оценке планируемых и достигнутых результатов; помогает им осознать, что знание – необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме.

 

 

 

Список  литературы

 

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 2008. – 680с.
  2. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М.: Наука, 2009. – 512с.
  3. Журавлев В.И. и др. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Плекунова, Г.В.Воробьева. - М.: Издательство МГУ, 2009. – 453с.
  4. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия, 2010. – 323с.
  5. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 260с.
  6. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2009. – 162с.
  7. Миссен П. Развитие личности в среднем возрасте. // Психология личности. Тексты. - М.: Издательство МГУ, 2010. – 485с.
  8. Педагогика. / Под ред. Э. Т. Малиночки. – М.: Экспо, 2010. – 197с.
  9. Педагогика школы. / Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 2008. – 288с.
  10. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М.: Знание, 2009 – 135с.
  11. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 2010. №2.
  12. Реан А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 485с.
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Издательство МГУ, 2010. – 573с.
  14. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Педагогика, 2008. – 514с.
  15. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 2009. – 144с.

1 Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 2009. – С.79.

2 Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 2009 – С.54.

3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М., 2008. – С.266.

4 Реан А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – С.246.

5 Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2009. – С.83.

6 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2010. – С.195.

7 Реан А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – С.213.




Информация о работе Подготовка учащихся к самостоятельной работе