Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 19:48, лекция
Не смотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке трактовка его не однозначна. Можно выделить следующие основные подходы к его изложению:
Лидерство – это разновидность власти, которая осуществляется одним или несколькими индивидуумами. Отличием этой власти является направленность сверху вниз.
Лидерство является управленческим статусом, социальной позицией, связанной с принятием решений, это руководящая должность
1. Понятия «лидер» и «лидерство».
2. Типы и типичные
Слово «лидер» в переводе с английского языка («leader») обозначает «руководитель», «глава», «командир», «вождь», «правитель», «ведущий».
Не смотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке трактовка его не однозначна. Можно выделить следующие основные подходы к его изложению:
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.
Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах группы и всех ее членов, которых он ведет за собой.
Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело и люди, а эгоистические желания показать себе, используя для этого ситуацию и окружающих.
По функциям, которые выполняют лидеры в группе можно выделить лидеров-организаторов (деловых лидеров), лидеров – генераторов эмоционального настроя (эмоциональных лидеров), лидеров-инициаторов, эрудитов, умельцев.
Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и др. деятельности.
Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.
Лидер-умелец – это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член группы (например, в походе – самый опытный турист).
Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися , в основном, к сфере межличностного общения в коллективе. Молодые люди, успешно действующие в обеих сферах его жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.
Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено их стремлением хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей. Это позволяет лидерам строить свои отношения. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом.
Для воздействия на коллектив наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры и деловые лидеры.
От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, сочувствие сверстникам, а также утверждение морально-нравственных ценностей.
Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение группы, но и, прежде всего, благоприятные условиях для успеха каждого ее члена.
Поэтому, чем активнее принимает участие человека в различных видах социально значимой деятельности, тем больше у него шансов проявить свой лидерский потенциал и развить его.
Каким же должен быть лидер?
Какими качествами должен обладать лидер?
Каковы своеобразные, специфические качества лидерского таланта?
Информация о работе Поддержка лидерства в молодёжной культуре