Поддержка лидерства в молодёжной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 19:48, лекция

Краткое описание

Не смотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке трактовка его не однозначна. Можно выделить следующие основные подходы к его изложению:
Лидерство – это разновидность власти, которая осуществляется одним или несколькими индивидуумами. Отличием этой власти является направленность сверху вниз.
Лидерство является управленческим статусом, социальной позицией, связанной с принятием решений, это руководящая должность

Вложенные файлы: 1 файл

конспекты.docx

— 19.69 Кб (Скачать файл)

1. Понятия «лидер» и «лидерство».

2. Типы и типичные характеристики  лидерства

Слово «лидер» в переводе с английского языка («leader») обозначает «руководитель», «глава», «командир», «вождь», «правитель», «ведущий».

Не смотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке трактовка его не однозначна. Можно выделить следующие основные подходы к его изложению:

  1. Лидерство – это разновидность власти, которая осуществляется одним или несколькими индивидуумами. Отличием этой власти является направленность сверху вниз.
  2. Лидерство является управленческим статусом, социальной позицией, связанной с принятием решений, это руководящая должность
  3. Лидерство – это вид влияния на других людей, который отвечает следующим условиям:
    • влияние должен быть постоянным, а не эпизодичным;
    • влияние лидера должно распространяться на всю группу (организацию);
    • лидер должен иметь явный приоритет во влиянии;
    • влияние лидера, особенно организационного, должен опираться не на прямое применение  силы,  а на авторитет или хотя  бы признание  правомерности управления.
  4. Лидерство – это неформальное влияние. Оно отличается от руководства, которое предусматривает   достаточно   жесткую   и   формализованную   систему   отношений управления – подчинение.
  5.   Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он «выдвигается» снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах группы и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело и люди, а эгоистические желания показать себе, используя для этого ситуацию и окружающих.

По функциям, которые выполняют лидеры в группе можно выделить лидеров-организаторов (деловых лидеров), лидеров – генераторов эмоционального настроя (эмоциональных лидеров), лидеров-инициаторов, эрудитов, умельцев.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец – это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член группы (например, в походе – самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися , в основном, к сфере межличностного общения в коллективе. Молодые люди, успешно действующие в обеих сферах его жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено их стремлением хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей. Это позволяет лидерам строить свои отношения. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом.

Для воздействия на коллектив наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры и деловые лидеры.

От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, сочувствие сверстникам, а также утверждение морально-нравственных ценностей.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение группы, но и, прежде всего, благоприятные условиях для успеха каждого ее члена.

Поэтому, чем активнее принимает участие человека в различных видах социально значимой деятельности, тем больше у него шансов проявить свой лидерский потенциал и развить его.

 

Каким же должен быть лидер?

  1. Способность управлять собой (если хочу, значит смогу). В полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил и энергии (в том числе и физических).
  2. Наличие четких личных целей (знаю, что хочу). Ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей, совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и продвижения к ним.
  3. Умение решать проблемы (найти выход в лабиринте мнений). Умение  вычленить в проблеме главное и второстепенное, оценить варианты решения, прогнозировать последствия после принятия решения, определять необходимые ресурсы для решения проблемы.
  4. Творческий подход в организации людей (не так, как все). Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововведениям.
  5. Умение влиять на окружающих (вести за собой). Уверенность в себе. умение устанавливать хорошие личные отношения, способность убеждать и внушать, умение слушать других.
  6. Знание особенностей организаторской деятельности (организовать дело). Умение подобрать и расставить людей, составить план и вовлечь людей в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактично контролировать их работу.
  7. Наличие организаторских способностей (в их единстве). Организаторское чутье (психологическая избирательность, психологический ум, психологический такт), эмоционально-волевое воздействие (общественная энергичность, требовательность, критичность), склонность к организаторской работе.
  8. Умение работать с группой (сплотить товарищей на дело). Понимание важности сплочения коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективности в работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе. Стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития.

 

Какими качествами должен обладать лидер?

    1. Компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер.
    2. Активность – умение действовать энергично, напористо.
    3. Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.
    4. Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми.
    5. Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное.
    6. Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умения доводить дело до конца.
    7. Самообладание – способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях.
    8. Работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу.
    9. Наблюдательность – умение видеть, мимоходом отмечать важное, замечать детали.
    10. Самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя.
    11. Организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

 

Каковы своеобразные, специфические качества лидерского таланта?

  1. Организаторская проницательность – тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения.
  2. Способность к активному психологическому воздействию –разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств и сложившейся ситуации.
  3. Склонность к организаторской работе – потребность брать ответственность на себя, лидерская позиция.

 


Информация о работе Поддержка лидерства в молодёжной культуре