Подросток и школа. Школьные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:47, реферат

Краткое описание

В число проблем, возникающих в подростковом возрасте, входят и школьные проблемы. Как говорилось в статье «Подросток и школа 1», на трудности в обучении подростков оказывают влияние стереотипное восприятие учителями учеников, разделение учеников класса на «сильных» и «слабых», на «дисциплинированных» и «проблемных». Такое разделение учеников происходит, как правило, в течение первых 2-3 месяцев от момента знакомства учителя с учениками, и в последующем лишь закрепляется.

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы обучения подростков.docx

— 23.09 Кб (Скачать файл)

ПОДРОСТОК И ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

В число проблем, возникающих  в подростковом возрасте, входят и  школьные проблемы. Как говорилось в статье «Подросток и школа 1», на трудности в обучении подростков оказывают влияние стереотипное восприятие  учителями учеников, разделение учеников класса на «сильных»  и «слабых», на «дисциплинированных» и «проблемных». Такое разделение учеников происходит, как правило, в  течение первых 2-3 месяцев от момента  знакомства учителя с учениками, и в последующем лишь закрепляется.

 

«Средние» и «никак себя не проявляющие» ученики, как их характеризуют  нередко учителя, чаще всего составляют не менее половины класса. Такие  подростки могут иметь увлечения  вне школы, посещать различные курсы  и секции, и при более близком  знакомстве с ними демонстрируют  разносторонние интересы и достаточный  уровень интеллектуального развития. Такие ученики представляют собой  нераскрытый потенциал класса. В  случае, когда  ученик в данном случае оценивает себя выше, чем учитель, чувство неудовлетворенности у  подростка будет неизменно нарастать, что приводит к тому, что подростку  не нравится в школе и его интересы будут перемещены за рамки школьного  обучения.

 

Также трудности возникают  в результате недооценки эмоциональных  и поведенческих особенностей подросткового  возраста, и подросток часто воспринимается как уже сформировавшаяся личность, со своими особенностями характера. Фактом является, что каждый ученик в классе является личностью, со своими индивидуальными качествами и способностями.

 

Способность выполнять учебные  задачи зависит от следующих факторов:

 

1)    Особенности мыслительной  деятельности – темпа мышления (быстрый, медленный, занимающий промежуточное положение), способности к решению абстрактных и логических задач, способности к творчеству, склонности к более точным наукам.

Пробелы в знаниях и  отставание от других в усвоении школьного  материала делают невозможным движение процесса обучения вперед. В последующем  учебный материал уже не воспринимается как понятный и доступный.

 

2) Направление интересов  ученика – готовности учить  все, что преподают или склонности  считать, что «буду учить только  то, что мне пригодиться».

 

3) Организованность ученика,  которая формируется при сочетании  личностных особенностей и воспитания  в семье. 

Не смотря на то, что все  ученики-подростки в школе разные, часто происходит некое «уравнивание»  и формируется склонность ориентироваться  на наиболее успешных, как на эталон, к которому должны стремиться остальные. В последние годы многие учебные программы составлены таким образом, что в состоянии их усвоить не более половины обучающихся. Нарастание эмоционального напряжения от осознания того, что «нужно, во что бы то ни стало сдать ЕГЭ, иначе – армия, никому не нужен, никуда не поступишь и т.п.» является часто фактором, способствующим нежеланию посещать школу. Казалось бы, наоборот, постоянные напоминания о необходимости учиться, должны способствовать большей старательности. Но вот только постоянное чувство тревоги и страха перед неудачей, которые держат в напряжении, играют, в итоге, отрицательную роль. Возникает эффект «перегорания», когда невольно становится легче принять равнодушную позицию с отсутствием интереса к обучению.

 

В случаях напряжения между  родителями и педагогическим коллективом  или отдельным преподавателем, ученик  становится вовлеченным в конфликт и невольно должен принять чью-либо сторону. Такое противоборство концентрирует  внимание ученика на конфликте, а  не на учебе, и способствует развитию тревоги и напряжения. Педагоги из-за частых публикаций в СМИ о различных  конфликтных ситуациях, спровоцированными  учителями, также находятся в  напряжении и готовности к эмоциональным  реакциям. В данном случае более  мудрой позицией со стороны родителей  будет стремление к конструктивному  решению возникших проблем, а  не к «войне» любыми путями.

Возникающие внутрисемейные проблемы также держат подростка  в напряжении и отвлекают от обучения. Проблемам в семье подростка  будет посвящена отдельная статья.

 

Причины неуспеваемости с  точки зрения самих подростков. В  основном при расспросе у подростков о причинах неуспеваемости ими называются такие причины как «лень» и  «безволие». Подобное мнение о себе у подростков формируется благодаря  частым упрекам родителей и педагогов  в неспособности к обучению. Итак, основными факторами неуспешности в обучении с точки зрения подростков являются:

1.    Неверие в собственные  силы и сформировавшаяся заниженная  оценка своим способностям.

2.    Сложность учебной  программы или отдельных предметов.

3.    Профессиональная  некомпетентность педагогов –  «не умеют объяснять», «сначала  кричат, а потом не могу вспомнить,  что хотел сказать», «за каждое  проявление неправильного поведения  ставят «двойку»». Как видно  из этого примера, восприятие  подростком бурных эмоций педагога  невольно выстраивает дистанцию  между педагогом и подростком, и в дальнейшем препятствуют  восприятию учебного материала.

 

Низкая мотивация к  обучению также является одним из факторов, ведущих к школьной неуспеваемости. Часто подростки говорят о  том, что учат уроки для того, чтобы  «родители не ругали», «чтобы родители отстали и были довольны», «чтобы двойку не получить». И совсем не звучит в их стремлении получить знания.

 

Целое поколение подростков, живших в 90-е годы прошлого столетия, не видели как цель получение знаний, т.к. на этот этап жизни нашей страны приходился период наиболее нищенского существования людей с высшим образованием. Истории о том, как  «профессора от нищеты торгуют на рынке», о том, как врачи и учителя  в свободное от работы время подрабатывают  при помощи менее квалифицированных  видах труда, к счастью, ушли в  прошлое. Но, тем не менее, стремление к таким ценностям как материальный достаток, характерен среди подростков и в настоящее время. И не всегда знания среди подростков считаются  средством достижения такой цели, как обеспечение материального  благополучия.

 

Низкой мотивации к  обучению также служат ориентирование на отметки, как на показатели знаний. Ученики оцениваются по набранным  баллам во время обучения, а не по тому, чему они смогли научиться  и что способствует развитию отдельно взятого школьника.

 

Волевые усилия подростка  часто не соответствуют его желаниям и стремлениям согласно возрастным особенностям. Внешние и внутренние мотивы развиваются рассогласованно. Внешними мотивами являются стимуляция к обучению со стороны родителей и педагогов, стремление получить хорошую отметку и одобрение со стороны значимых взрослых. Внутренние мотивы, наиболее мощные, направлены вне школы – к общению со сверстниками и к тому, чтобы занять определенное место в системе взаимоотношений с окружающими.

 

В таком случае подросток  может учиться лучше, но не хочет. Нет интереса к обучению, и он не проявляет познавательной активности, поэтому выбираются более легкие пути к достижению своих целей.

 

Интеллектуальная пассивность, или «умственная лень» в подавляющем  числе случаев развивается у  подростков, в семье которых недостаточный  «познавательный» климат – в культурном досуге предпочтения отдаются телевидению, отсутствует стремление к получению  знаний, которое предполагает труд (чтение книг, путешествия с интересными  открытиями и новыми знаниями во время  экскурсий и т.д.). Такие подростки  предпочитают трудным и сложным  задачам легкие, маленькие и которые  уже встречались в процессе обучения.

 

До подростка необходимо донести, что обучение различным  предметам в школе приносит не только разнообразные знания, но и  обучает различным приемам решения  логических задач,  развивает различные  способности, логическую память и внимательность.

 

Помимо описных проблем  школьной неуспеваемости подростковый возраст считается трудным и  в воспитательном отношении, когда  появляются нарушения в поведении. Они могут проявляться непосредственно  в учебе, когда подросток не желает или отказывается учиться, плохо  успевает и пропускает уроки, не выполняет  домашних заданий, мешает на уроке, постоянно  отвлекается, пассивен.

 

Нарушения поведения могут  выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми: грубом поведении с  учителями, конфликтности, отказах  выполнять требования старших, отсутствии друзей в школьном коллективе, постоянных конфликтах с семьей и пренебрежительном  отношении к родителям, совершение неблаговидных поступков и непризнание  общественных или нравственных норм.

 

Такие нарушения поведения  могут носить как открытый, так  и завуалированный характер. Конфликтность, протест, демонстративное поведение  являются открытыми  проявлениями нарушения  общественных норм и правил. Равнодушие к мнению значимых взрослых, халатное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований и т.п. – все это  признаки скрытой недисциплинированности. Каковы причины? Без выявления причин нарушений поведения, их устранение невозможно. Одна причина может вызвать  сразу несколько видов нарушений  поведения, но в тоже время один вид  нарушения поведения может быть следствием нескольких причин. Выявление  причин – дело членов семьи, педагогов, школьного психолога, но не одного из перечисленных звеньев.

 

 

Значимыми факторами, которые  приводят к нарушениям поведения, относятся:

- Природные особенности  личности подростка;

- Возрастные особенности  подростка: подростковые реакции  (эмансипации, лидерские, коммуникативные,  стремление к группированию и  т.п.);

- Индивидуальные особенности  учителей: индивидуальные особенности  личности, стиль руководства учебным  коллективом (авторитарный, демократический,  либеральный, попустительский);

- Положение подростка  в классе («звезда», «предпочитаемый», «отверженный», «изолированный»);

- Особенности семейных  взаимоотношений: негармоничная  семья, тип воспитания в семье  (гипо- и гипереопека, «культ больного ребенка», эмоциональное отвержение, жестокость, противоречивость);

- Социальные условия жизни;

- Взаимодействие подростка  с неформальной группой, его  место в ней.

 

Какие наиболее частые проявления нарушений школьного поведения  встречаются?

 

Аффект неадекватности. Неадекватные эмоции возникают у подростка  в связи с неуспехом в деятельности, и характеризуется либо игнорированием факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Условиями появления  неадекватных эмоций являются завышенные требования самого подростка в какой-либо области и невозможность удовлетворить  эти требования, либо появившаяся  и нарастающая неуверенность  в себе. За появлением неадекватных эмоций следуют ответные действия, как учителей, так и сверстников, что усугубляет нарастание тревоги  и неуверенности в себе. Именно оценка личности ученика, которая кажется  ему заниженной и несправедливой, а не неудача в учебе как  таковая, оказывает существенное влияние  на появление неадекватных эмоций.

 

Основная помощь психолога  подростку с неадекватными формами  поведения должна включать в себя разнообразные методы, ориентированные  на него самого, на обстановку в его  семье и в его ближайшем  окружении.

 

Школьная фобия – одна из форм невротической реакции на различные сложные ситуации в  школьной жизни, которая может проявиться в беспричинной агрессивности, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, прогулах и  т.д. Наиболее частыми формами школьной фобии являются отказ от посещения  школы или отдельных уроков и  прогулы.

 

В своем развитии школьная фобия имеет три стадии:

 

1.    Компенсаторно-уступчивая. Особенность этой стадии заключается  в том, что для подростка  происходит обесценивание всей  ситуации, теряется ее актуальность, за счет этого происходит снижение  напряжения и тревоги. И подросток,  вместо того, чтобы концентрировать  все свои усилия на достижение  успеха, переориентируется на другие  ценности.

 

2.    Конфликтно-демонстративная.  На этой стадии предыдущее  поведение перестает быть эффективным  и не позволяет больше оставаться  в спокойном, уравновешенном состоянии.  Компенсаторный механизм предыдущей  стадии истощается, и происходит  критическая переоценка нравственных  установок и ценностей, из-под  влияния которых подросток стремиться  выйти. Эти ценности исключаются  подростком  из системы своих  идеалов и убеждений.

 

3.    Внутренняя средовая  изоляция. Подросток, не в силах  изменить обстоятельства в свою  пользу, из чувства самосохранения  внутреннего равновесия, начинает  отрицать значимость требований  окружающих педагогов и учебных  процессов. Подросток самоустраняется,  изолируется от любых педагогических  воздействий со стороны школы.

 

Уход из школы не возникает  из-за одной причины. Как правило, психологические проблемы накапливаются  длительно, иногда несколько лет. И  поводом для запуска такого вида нарушения поведения может служить  незначительная с точки зрения постороннего ситуация – школьное взыскание, конфликт с учителем или одноклассником и  т.п. Основным способом профилактики уходов из школы подростков является своевременная  диагностика проблем у школьников и принятие предупреждающих мер  в случае их выявления.

 

Важным также является способность конструктивно выстраивать  свое общение с одноклассниками. Нередко проблемой становится несовпадение стремления к лидерству и умения (возможности) добиться того положения, которое удовлетворяет потребности  подростка. К сожалению, большинству  подростков свойственна низкая способность  к умению устанавливать психологический  контакт, слушать и ориентироваться  в ситуациях, использовать различные  варианты общения. Как говориться, у  них еще все впереди. Поэтому, поддержка со стороны педагогов  и родителей, их понимание особенностей подросткового возраста, являются важнейшими факторами развития гармоничной  личности.


Информация о работе Подросток и школа. Школьные проблемы