Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:47, реферат
В число проблем, возникающих в подростковом возрасте, входят и школьные проблемы. Как говорилось в статье «Подросток и школа 1», на трудности в обучении подростков оказывают влияние стереотипное восприятие учителями учеников, разделение учеников класса на «сильных» и «слабых», на «дисциплинированных» и «проблемных». Такое разделение учеников происходит, как правило, в течение первых 2-3 месяцев от момента знакомства учителя с учениками, и в последующем лишь закрепляется.
ПОДРОСТОК И ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
В число проблем, возникающих в подростковом возрасте, входят и школьные проблемы. Как говорилось в статье «Подросток и школа 1», на трудности в обучении подростков оказывают влияние стереотипное восприятие учителями учеников, разделение учеников класса на «сильных» и «слабых», на «дисциплинированных» и «проблемных». Такое разделение учеников происходит, как правило, в течение первых 2-3 месяцев от момента знакомства учителя с учениками, и в последующем лишь закрепляется.
«Средние» и «никак себя не
проявляющие» ученики, как их характеризуют
нередко учителя, чаще всего составляют
не менее половины класса. Такие
подростки могут иметь
Также трудности возникают
в результате недооценки эмоциональных
и поведенческих особенностей подросткового
возраста, и подросток часто
Способность выполнять учебные задачи зависит от следующих факторов:
1) Особенности мыслительной деятельности – темпа мышления (быстрый, медленный, занимающий промежуточное положение), способности к решению абстрактных и логических задач, способности к творчеству, склонности к более точным наукам.
Пробелы в знаниях и отставание от других в усвоении школьного материала делают невозможным движение процесса обучения вперед. В последующем учебный материал уже не воспринимается как понятный и доступный.
2) Направление интересов
ученика – готовности учить
все, что преподают или
3) Организованность ученика,
которая формируется при
Не смотря на то, что все
ученики-подростки в школе
В случаях напряжения между родителями и педагогическим коллективом или отдельным преподавателем, ученик становится вовлеченным в конфликт и невольно должен принять чью-либо сторону. Такое противоборство концентрирует внимание ученика на конфликте, а не на учебе, и способствует развитию тревоги и напряжения. Педагоги из-за частых публикаций в СМИ о различных конфликтных ситуациях, спровоцированными учителями, также находятся в напряжении и готовности к эмоциональным реакциям. В данном случае более мудрой позицией со стороны родителей будет стремление к конструктивному решению возникших проблем, а не к «войне» любыми путями.
Возникающие внутрисемейные
проблемы также держат подростка
в напряжении и отвлекают от обучения.
Проблемам в семье подростка
будет посвящена отдельная
Причины неуспеваемости с
точки зрения самих подростков. В
основном при расспросе у подростков
о причинах неуспеваемости ими называются
такие причины как «лень» и
«безволие». Подобное мнение о себе
у подростков формируется благодаря
частым упрекам родителей и педагогов
в неспособности к обучению. Итак,
основными факторами
1. Неверие в собственные
силы и сформировавшаяся
2. Сложность учебной
программы или отдельных
3. Профессиональная
некомпетентность педагогов –
«не умеют объяснять», «сначала
кричат, а потом не могу вспомнить,
что хотел сказать», «за каждое
проявление неправильного
Низкая мотивация к обучению также является одним из факторов, ведущих к школьной неуспеваемости. Часто подростки говорят о том, что учат уроки для того, чтобы «родители не ругали», «чтобы родители отстали и были довольны», «чтобы двойку не получить». И совсем не звучит в их стремлении получить знания.
Целое поколение подростков,
живших в 90-е годы прошлого столетия,
не видели как цель получение знаний,
т.к. на этот этап жизни нашей страны
приходился период наиболее нищенского
существования людей с высшим
образованием. Истории о том, как
«профессора от нищеты торгуют на
рынке», о том, как врачи и учителя
в свободное от работы время подрабатывают
при помощи менее квалифицированных
видах труда, к счастью, ушли в
прошлое. Но, тем не менее, стремление
к таким ценностям как
Низкой мотивации к обучению также служат ориентирование на отметки, как на показатели знаний. Ученики оцениваются по набранным баллам во время обучения, а не по тому, чему они смогли научиться и что способствует развитию отдельно взятого школьника.
Волевые усилия подростка часто не соответствуют его желаниям и стремлениям согласно возрастным особенностям. Внешние и внутренние мотивы развиваются рассогласованно. Внешними мотивами являются стимуляция к обучению со стороны родителей и педагогов, стремление получить хорошую отметку и одобрение со стороны значимых взрослых. Внутренние мотивы, наиболее мощные, направлены вне школы – к общению со сверстниками и к тому, чтобы занять определенное место в системе взаимоотношений с окружающими.
В таком случае подросток может учиться лучше, но не хочет. Нет интереса к обучению, и он не проявляет познавательной активности, поэтому выбираются более легкие пути к достижению своих целей.
Интеллектуальная пассивность,
или «умственная лень» в
До подростка необходимо
донести, что обучение различным
предметам в школе приносит не
только разнообразные знания, но и
обучает различным приемам
Помимо описных проблем
школьной неуспеваемости подростковый
возраст считается трудным и
в воспитательном отношении, когда
появляются нарушения в поведении.
Они могут проявляться
Нарушения поведения могут
выражаться во взаимоотношениях со сверстниками
и взрослыми: грубом поведении с
учителями, конфликтности, отказах
выполнять требования старших, отсутствии
друзей в школьном коллективе, постоянных
конфликтах с семьей и пренебрежительном
отношении к родителям, совершение
неблаговидных поступков и
Такие нарушения поведения
могут носить как открытый, так
и завуалированный характер. Конфликтность,
протест, демонстративное поведение
являются открытыми проявлениями нарушения
общественных норм и правил. Равнодушие
к мнению значимых взрослых, халатное
отношение к учебным заданиям,
скрытое игнорирование школьных
требований и т.п. – все это
признаки скрытой
Значимыми факторами, которые приводят к нарушениям поведения, относятся:
- Природные особенности личности подростка;
- Возрастные особенности
подростка: подростковые
- Индивидуальные особенности учителей: индивидуальные особенности личности, стиль руководства учебным коллективом (авторитарный, демократический, либеральный, попустительский);
- Положение подростка
в классе («звезда», «предпочитаемый»,
«отверженный», «изолированный»
- Особенности семейных
взаимоотношений:
- Социальные условия жизни;
- Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней.
Какие наиболее частые проявления нарушений школьного поведения встречаются?
Аффект неадекватности. Неадекватные
эмоции возникают у подростка
в связи с неуспехом в
Основная помощь психолога
подростку с неадекватными
Школьная фобия – одна из форм невротической реакции на различные сложные ситуации в школьной жизни, которая может проявиться в беспричинной агрессивности, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, прогулах и т.д. Наиболее частыми формами школьной фобии являются отказ от посещения школы или отдельных уроков и прогулы.
В своем развитии школьная фобия имеет три стадии:
1. Компенсаторно-уступчивая.
Особенность этой стадии
2. Конфликтно-демонстративная.
На этой стадии предыдущее
поведение перестает быть
3. Внутренняя средовая
изоляция. Подросток, не в силах
изменить обстоятельства в
Уход из школы не возникает
из-за одной причины. Как правило,
психологические проблемы накапливаются
длительно, иногда несколько лет. И
поводом для запуска такого вида
нарушения поведения может
Важным также является
способность конструктивно