Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:16, доклад

Краткое описание

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования определены подходы и принципы образовательного процесса. Он строится с учетом интеграции образовательных областей, их спецификой, возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста. Один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Его использование в образовательной деятельности способствует формированию у дошкольников самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, в практическом применении приобретённых знаний, навыков и умений.

Вложенные файлы: 1 файл

Познавательно.docx

— 16.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в проектной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего.

Надо иметь в виду его  развитие,

ибо лишь оно может служить  мерилом воспитания»

Джон Дьюи

 

В Федеральных государственных  требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования определены подходы и принципы образовательного процесса. Он строится с учетом интеграции образовательных областей, их спецификой, возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста. Один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Его использование в образовательной деятельности способствует формированию у дошкольников самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, в практическом применении приобретённых знаний, навыков и умений.

По мнению американского философа и педагога Джона Дьюи «образование должно давать не только знания, которые понадобятся ребенку в будущем, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ему в решении насущных жизненных проблем».

Основоположником проектирования считают американского педагога Уильяма Кильпатрика. Он считал, что проект предполагает «энергичную, от всего сердца, деятельность».

Актуальность метода проектов заключается в том, что он позволяет, построить воспитательно-образовательный  процесс, основываясь на разные виды детской деятельности: игра, коммуникация, труд, чтение, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и продуктивная. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования одно из четырех направлений развития ребенка определяется как познавательно-речевое. Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Особенности организации    проектного   метода как варианта познавательно-речевой  деятельности детей  старшего  дошкольного возраста заключаются в следующем:

- в основе метода –  активная познавательная и   речевая деятельность ребенка;

- исходный пункт познавательно  речевая деятельность ребёнка  внутри проекта – детские интересы;

- содержание проекта отражает  различные стороны жизни ребёнка  и включает основные  виды деятельности  детей.

Приемы, используемые при  формировании познавательно-речевого развития традиционны: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковой, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование  воображаемой ситуации.

По вовлечению детей в  проектирование используется технология Свирской Лидии Васильевны «Утро  радостных встреч». Значимость методики заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии  обеих сторон в выборе содержания и планировании действий. Рекомендации просты и доступны для использования.

Для внедрения метода проекта  в жизнь необходима организация  познавательно-речевого пространства. Главный его принцип – доступность. Охватывается разнообразное содержание, предусматриваются разные виды детской активности: дидактические игры, познавательная и художественная литература, иллюстративный материал разнообразие и красочность которых привлекает внимание детей, побуждает их проявлять активность, развивает познавательные интересы, волевые качества и чувства.

Выбор тем проекта может быть разнообразным в зависимости от ситуации. В одних случаях тематику может предложить воспитатель с целью решения образовательных задач,  в других – сами дети с учетом их собственных интересов. Выбирается достаточно широкая тема, чтобы каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий его аспект. Детям было интересно работать над проектами «День рождения леса», «Неделя Здоровья», «Космос».

Проектная деятельность дошкольника  развивается поэтапно. Так, на первом этапе проекта формулируется проблема, дети намечают план действий. На втором этапе самостоятельно формулируют цель, обдумывают план работы. На третьем этапе происходит непосредственное выполнение проекта. Так при реализации проекта «Неделя Здоровья» дети пополнили свои знания сведениями о полезных продуктах, их значении для развития и здоровья человека, о «правильных» и вредных привычках, о значении спорта в жизни человека. Был изготовлен «Герб Здоровья группы», проведены спортивные мероприятия.

У дошкольников участвующих  в проектной деятельности наблюдаются  отчетливые изменения в познавательном развитии, личностный рост, который  выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно  изменяются межличностные отношения  дошкольников, они приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

 

 

 

Литература.

1. Атемаскина, Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология. – «Детский сад от А до Я», 2008-№3, с. 6-18

2. Проектный метод в  деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. – М.: АРКТИ, 2006. 96 с.

3. Свирская, Л.В. Утро радостных  встреч. – М.: «Линка-Пресс», 2010. – 240 с.

4. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2012. 96 с.

 


Информация о работе Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в проектной деятельности