Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:28, реферат

Краткое описание

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей учащихся, реализацию дифференцированного подхода к обучению.
Сегодня в центе внимания – ученик, его личность.
Поэтому основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Содержание

Введение
Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения.
Особенности нетрадиционных уроков
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

нетрадиционные уроки.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения.

Особенности  нетрадиционных  уроков

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей учащихся, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Сегодня в центе внимания – ученик, его личность.

Поэтому основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Проблема преподавания в школе в настоящее время актуальна. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы.

Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения

 

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематичность обучения

Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней предполагается за счет домашних заданий

Организационная четкость

Отсутствие самостоятельности

Постоянное эмоциональное воздействие личности педагога

Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Слабая обратная связь.

Усредненный подход.

Отсутствие индивидуального обучения


 

 

 

 Особенности  нетрадиционных  уроков

Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.  
Признаки нетрадиционного занятия:

  • присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
  • кроме программного, используется и внепрограммный материал;
  • организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
  • занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
  • в процессе занятия используется музыка, видео,  информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;
  • дает возможность обучающимся раскрыться  с новых сторон, помогает ориентироваться  в атмосфере творческого поиска;
  • требует серьезной предварительной подготовки.

Творческие принципы нетрадиционных уроков:

  • в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;
  • необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;
  • основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
  • важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
  • нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;
  • педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
  • необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
  • Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна и неполна. Мы выделим следующие виды нетрадиционных уроков:
  • уроки-экскурсии;
  • уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых)) (например, уроки-
  • суды);
  • уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
  • бинарные уроки;
  • уроки-исследования;
  • уроки взаимообучения учащихся;
  • уроки-соревнования (викторины, конкурсы);
  • уроки-семинары.

Рассмотрим подробнее о некоторых видах нетрадиционных занятий.  
Экскурсия - форма учебной работы, особенностью которой является реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а на природе, в музее, на  
улицах города, в парках, на производствах и т. д., при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира.  
Готовя урок-экскурсию, педагог должен:

  • определить его содержание, цель, задачи, довести их до учащихся;
  • грамотно подобрать объекты, с которыми будет знакомить обучающихся;
  • продумать методики показа объекта экскурсии и рассказа о нем, способы вовлечения учащихся в активное восприятие.

При подборе объекта(ов) показа педагогу важно провести его (их) оценку по следующим показателям (критериям):

  1. Познавательная ценность для обучающихся.
  2. Выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой).
  3. Сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу).
  4. Месторасположение (расстояние до объекта, транспортная доступность, удобство подъезда к нему).

Проводить экскурсию может сам преподаватель или экскурсовод, но именно педагог останется организатором и руководителем познавательной деятельности учащихся на протяжении всего мероприятия.  
Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. В основе экскурсионной методики лежит наглядный показ и рассказ. Также урок-экскурсия должен включать самостоятельную работу обучающихся по плану: наблюдение, составление схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала (фотографирование) и т. д.  
В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает ведущее место. По отношению к показу рассказ на экскурсии вторичен. Он может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное впечатление. Убедительность рассказа достигается с помощью зрительных доказательств. Рассказ педагога всегда должен иметь четкий композиционный план.  
В ходе проведения экскурсии можно использовать и другие приемы, позволяющие донести до учащихся содержание темы:

  • встречи учащихся с участниками событий;
  • прослушивание звукозаписей;
  • участие обучающихся в ритуальных действиях.

Заканчивается урок-экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает полученные знания в общую систему изученного по теме, разделу; выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и оценки учащихся; оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит глубже ознакомиться с вопросом; намечает творческие задания: написать сочинение, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, стенд, электронную презентацию, составить коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, выставок, музеев учебных заведений.  
Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и  усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в  игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, - проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д.  
Можно отметить следующие функции, которые игровая деятельность выполняет в развитии человека:

  • развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная, освоение диалектики общения;
  • функция самореализации;
  • терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • коррекционная: внесение позитивных изменений в структуры личностных показателей;
  • функция межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • функция социализации: включение в систему общественных отношений.

. Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.  
Деловую игру нельзя прервать на полпути, отложить ее окончание. Для деловой игры обязательно ее завершение, связанное с принятием необходимых решений, с их оценкой и рефлексией по поводу процесса принятия решений.  
Деловая игра является перспективным методом обучения учащихся старших классов, студентов. Она должна использоваться для тренировки решения комплексных задач, усвоения нового материала и закрепления изученного, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра должна давать учащимся возможность понять учебный материал с различных позиций.  
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, ролевые.  
Имитация - подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, совета молодежного клуба и т. д. Можно имитировать события, деятельность конкретных людей (деловое совещание, проведение беседы, ведение пропаганды, агитации, спора).  
Сценарий имитационной игры, кроме сюжета событий, должен содержать описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.  
Ролевая игра - основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.  
Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполнения ролей и теми чувствами и отношениями, которые возникают в ходе игры.  
 
Существует три типа ролевых игр:

  • прямые игры - моделирование элементов профессиональной деятельности;
  • стратегические симуляции - принятие решений в определенных условиях: "Экологическая катастрофа", "Начальник - подчиненный" и т. д.
  • собственно ролевые игры: участники игры получают различные индивидуальные инструкции по взаимодействию друг с другом в предполагаемых условиях.

При использовании такой технологии занятия проводятся в форме либо суда, либо собеседования (например, "начальник отдела кадров" принимает на работу "сотрудника"), либо свободно развивающегося ролевого общения (диалога) между участниками. Такие игры позволяют активно вовлечь учащихся в процесс обучения, вызвать интерес к теме. В ходе ролевой игры обучаемый может определить свои сильные и слабые стороны, научиться взаимодействовать с людьми, решать конфликты.  
Ролевая игра, как и любая активная технология, имеет как положительные черты, так и недостатки.  
 
Плюсы и минусы ролевых игр

Преимущества ролевых игр

Недостатки ролевых игр

"Обучение через действие" - один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени

Суть успешной игры - создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна и цели обучения не будут достигнуты


 
В заключение урока - ролевой игры обучающиеся обсуждают итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведение каждого из участников в данной ситуации, продуктивность его работы. При этом хорошо, если начнут дискуссию "зрители", а закончит педагог, сделав критический разбор итогов ролевого общения, отметив достижения и неудачи.  
Наблюдения могут быть более эффективными, если будет осуществлена видеозапись ролевой игры, а в случае необходимости - использована для обеспечения обратной связи и подтверждения тех или иных положений, а также для консультирования.  
Метод ролевых игр позволяет ученику оказаться на месте другого человека, посмотреть как бы со стороны на себя и своего "героя", чью роль он исполняет. Это имеет большое значение для выбора эффективного сценария поведения в будущем.

 
Дискуссия - это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в соответствии с определенными правилами и процедурой. Ее существенной чертой является сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения - спора, столкновение различных точек зрения, позиций.  
При проведении дискуссии важно договориться о коллективной солидарности, где каждый поддерживает решения команды и не высказывает свои личные возражения за пределами группы. Это помогает управлять напряженностью дискуссии и обучать сотрудничеству.  
 
Групповая дискуссия используется как метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и специально созданных группах и как способ организации совместной деятельности обучаемых с целью оперативного и эффективного решения стоящих перед ними задач. Элементы дискуссии могут использоваться практически в любых формах обучения, в т. ч. в лекциях.  
Лекции-дискуссии проводятся разными способами:

Информация о работе Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения