Понятие и сущность «перевоспитания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 17:18, реферат

Краткое описание

Прежде чем рассмотреть понятие «перевоспитание», рассмотрим категорию детей, к которым можно отнести данное понятие.
К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям.
В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

перевоспитание дошкольника.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция.

При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально- психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых, так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.[29]

Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации.

Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.

При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями.

В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

Исследователь Л. Б. Филонов определяет необходимые условия перевоспитания.

¾  Изучение, познание ребенка посредством установления с ним доверительных отношений, понимание его мыслей, мотиваций, убеждений, реакции, планов на будущее.

¾  Установление контакта с трудновоспитуемым подростком, эмпатической слитности с ним.[30]

Также Л. Б. Филонов определил такое понятие, как «эффективная беседа социального педагога с трудновоспитуемым подростком», и выделил ее стадии:

¾  согласование взглядов социального педагога с взглядами подростка;

¾  ориентацию подростка на положительное отношение к себе;

¾  отыскивание увлечений подростка;

¾  понимание психологических особенностей, увлечений и мотивации поведения подростка;

¾  определение негативных качеств и свойств личности подростка;

¾  определение характера реакции подростка на постороннее влияние;

¾  разработку общих правил и норм поведения и взаимодействия.[31]

Так же можно выделить следующие условия:

1. Единство  педагогических влияний. Когда нет  согласия между всеми сторонами, участвующими в перевоспитании (педагоги, психолог, родители), нет единства  требований в детском коллективе, перевоспитание невозможно.

2. Наличие  сплоченного детского коллектива, с которым трудный подросток связан системой личностных отношений. Высокая результативность коррекции поведения трудновоспитуемых зависит не только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения которого невозможно. Педагогическое влияние в перевоспитании приобретает ценность именно как часть воспитательного воздействия коллектива на духовный мир подростка.

3. Наличие  деятельности, в которой трудный  подросток может утвердить себя  с положительной стороны как  в глазах сверстников, взрослых, так и в собственных.

Кстати, многие ученые-криминалисты связывают падение нравов у некоторой части современной молодежи с проблемой досуга. Это указывает на необходимость и значение целенаправленного воспитания у трудновоспитуемых подростков общественно полезных потребностей, интересов и привычек не только в сфере учебы, но и в сфере досуга.

4. Эффективностью  перевоспитания и воспитания  является использование школой  огромных воспитательных возможностей  семьи, согласованность действий  учителей и родителей, стремление к общению-диалогу.

В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие правила оптимистического отношения, которые охотно поддерживают и родители:

¾  Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.

¾  Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.

¾  Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания — «непуганые дети». Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.

¾  Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика. Добрыми к детям должны быть и родители.

¾  Надо верить в ученика. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.

¾  Индивидуальный подход к трудному ученику. [32]

Мастерство перевоспитания включает в себя следующие составные элементы:

¾  Научное педагогическое мышление, позволяющее правильно ориентироваться в самых сложных педагогических ситуациях, быстро намечать ведущую воспитательную задачу, определить совместно с психологом эффективные меры воздействия, использовать возможности школы, семьи, детского коллектива и побуждать воспитанника к самовоспитанию.

¾  Высокую педагогическую эрудицию и психологическое чутье, которое необходимо для выяснения причин трудновоспитуемое, понимания особенностей поведения ученика в различных ситуациях.

¾  Педагогический такт и педагогическую этику, благодаря которым складываются нормальные отношения с детьми, становятся возможным воспитание, самовоспитание, нормализация детской среды и успешное устранение причин трудновоспитуемости.

¾  Развитые организаторские способности, позволяющие привлечь коллег, родителей и детский коллектив к перевоспитанию трудных подростков, использовать воспитательные возможности общественной системы.

¾  Методику и стиль воспитания, выработанный учителем на основе своего опыта. Этот компонент педагогического мастерства особенно важен.[33]

Выводы.

Воспитание – целенаправленный процесс, где каждая конкретная цель обуславливает соответствие содержания и методов.

Воспитание одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание  рассматривается в широком и узком смысле его понимания. Воспитание  имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Сущность его определялась по-разному в различных экономических формациях

Перевоспитание - это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.

Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание и «взрыв» - разрушение отрицательного.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.

Перевоспитание выполняет важную роль в формировании коллектива и личности, оно призвано устранить трудности и препятствия на пути их развития.

Итак, прежде чем бороться с недостатками, следует тщательно проанализировать воспитательные приемы, применявшиеся и применяемые в общении. Возможно, все дело в издержках воспитания.

 

Заключение

Перевоспитание — процесс сложный, требующий огромных усилий, напряжения, использования разнообразного арсенала профилактического и нравственного воздействия, так как приходится иметь дело с наиболее запущенными в педагогическом, воспитательном отношении людьми, которым не смогли дать позитивных навыков поведения ни семья, ни школа, ни трудовой коллектив.

Работа с ними нуждается в особом умении выделить потенциальные возможности личности и повлиять на человека в нужном направлении, помочь его исправлению и перевоспитанию.

Перевоспитание - это педагогическое воздействие, которое направленно на предотвращение и преодоление аномалий в поведении личности.

Несмотря на большие усилия воспитателей, в детях не всегда удается сформировать только хорошие черты.

У каждого ребенка могут возникнуть на том или ином этапе его развития нежелательные проявления в поведении и отношении к людям. Причем отклонения в поведении бывают характерны не только для «кризисного», подросткового периода, но не для более ранних ступеней — у дошкольников и младших школьников.

Правда, на ранних этапах развития ребенка они не носит стать устойчивых форм, воспринимаются как безобидные шалости.

Необходимость научно-обоснованной, воспитательно-профилактической работы с «трудными» подростками ставит на повестку дня создание специальных центров социальной реабилитации, повсеместно действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости, состояния нервно-психологического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных коррекционно-реабилитационных программ.

Список литературы

1. Азаров  Ю.П.  Искусство воспитания – М: «Просвещение», 1995г.

2. Архангельский  С. И. Учебный процесс в высшей  школе, его закономерные основы и методы. - М., 1980.

3. Абдуллина  О.А. Общепедагогическая подготовка  учителя в системе высшего  педагогического образования: Для  пед. спец. высш. учеб. заведений. – 2-е  изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – с. 40 – 141

4. Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы // Высшее образование сегодня. 2002. №11. С. 6-12

5. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. – М., 2006    

6. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология психолого-педагогических исследований. – Волгоград, 2006

7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М., 1998, -С .45-47.

8. Зюбин  Л.М. Учебно-воспитательная работа  с трудными учащимися. - М., 1992. –  С 87.

9. Игошев  К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты  предупреждения правонарушений. - М.: Юрид. Лит., 1990.- С 78.

10. Кочетов  А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными  детьми. - М.: Просвещение, 1996.- С 67.

11. Кудрявцев  В.Н. Социально-психологическая характеристика  антиобщественного поведения - В  кн.: Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1985.

12. Ковалев  А.Г.  «Психологические основы перевоспитания нарушителя прав» юридическая литература .М. 1998 г.С 89.

13. Кащенко  В.П. Педагогическая коррекция. М: Просвещение. 1992 г. С 69 .

14. Кочетов  А.И. Мастерство перевоспитания – Минск; Народная света, 1981г.

15. Кочетов  А.И. Перевоспитание подростка  – М: Педагогика, 1992г. С 34.

16. Макаренко  А.С. Воспитание в советской школе  – М: Педагогика, 1992г.

17. Натанзон  Э.Ш. Трудный школьник и  педагогический  коллектив:  Пособие для учителя – М: Просвещение, 1984г.

18. Никитина  Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология  работы социального педагога.  Москва 2005г. С 56.

19. Психология  формирования и развития личности, М: Наука 1981 г.

20. Педагогическая  энциклопедия – т.3, С.369.

21. Потехина  Е. А.Введение в педагогическую  деятельность. Шпаргалка. М.Литрес.2007 г. С.67.

22. Подласый  И.П.  Педагогика.  Новый  курс:  Учебник   для   студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 1999г.

23. Раттер  М. Помощь трудным детям: Общая редакция  А.С.  Сливоковской  –М: Прогресс, 1987г.

24. Реан А.А. Психология подростка .М: Олма –  пресс. 2003г.

25. Сухомлинский  В.А.  Сердце  отдаю  детям.  Рождение  гражданина   – Кишинев: Лумина, 1979г.

26. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. - М., 1980.

27. Техника  установления контакта с дезадаптированными  подростками в процессе их  реабилитации  / Л.Б. Филонов // Развитие личности. - 1997.

28. Хофман,  Франц.    Мудрость   воспитания.   Педагогия.   Педагогика. - М: Педагогика, 1999г. С 77.

29. Шишковец  Т.А. Справочник социального педагога.  Москва 2005г. С .67.

30. Энциклопедия  профессионального образования: в 3-х  т. / Под ред.С.Я. Батышева. – М., 1999. С. 66.

 


Информация о работе Понятие и сущность «перевоспитания»