Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 17:18, реферат
Прежде чем рассмотреть понятие «перевоспитание», рассмотрим категорию детей, к которым можно отнести данное понятие.
К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям.
В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д.
Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.
Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция.
При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально- психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.
Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых, так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.[29]
Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации.
Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.
В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.
При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями.
В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.
Исследователь Л. Б. Филонов определяет необходимые условия перевоспитания.
¾ Изучение, познание ребенка посредством установления с ним доверительных отношений, понимание его мыслей, мотиваций, убеждений, реакции, планов на будущее.
¾ Установление контакта с трудновоспитуемым подростком, эмпатической слитности с ним.[30]
Также Л. Б. Филонов определил такое понятие, как «эффективная беседа социального педагога с трудновоспитуемым подростком», и выделил ее стадии:
¾ согласование взглядов социального педагога с взглядами подростка;
¾ ориентацию подростка на положительное отношение к себе;
¾ отыскивание увлечений подростка;
¾ понимание психологических особенностей, увлечений и мотивации поведения подростка;
¾ определение негативных качеств и свойств личности подростка;
¾ определение характера реакции подростка на постороннее влияние;
¾ разработку общих правил и норм поведения и взаимодействия.[31]
Так же можно выделить следующие условия:
1. Единство
педагогических влияний. Когда нет
согласия между всеми
2. Наличие
сплоченного детского коллектив
3. Наличие
деятельности, в которой трудный
подросток может утвердить
Кстати, многие ученые-криминалисты связывают падение нравов у некоторой части современной молодежи с проблемой досуга. Это указывает на необходимость и значение целенаправленного воспитания у трудновоспитуемых подростков общественно полезных потребностей, интересов и привычек не только в сфере учебы, но и в сфере досуга.
4. Эффективностью
перевоспитания и воспитания
является использование школой
огромных воспитательных
В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие правила оптимистического отношения, которые охотно поддерживают и родители:
¾ Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.
¾ Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.
¾ Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания — «непуганые дети». Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.
¾ Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика. Добрыми к детям должны быть и родители.
¾ Надо верить в ученика. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.
¾ Индивидуальный подход к трудному ученику. [32]
Мастерство перевоспитания включает в себя следующие составные элементы:
¾ Научное педагогическое мышление, позволяющее правильно ориентироваться в самых сложных педагогических ситуациях, быстро намечать ведущую воспитательную задачу, определить совместно с психологом эффективные меры воздействия, использовать возможности школы, семьи, детского коллектива и побуждать воспитанника к самовоспитанию.
¾ Высокую педагогическую эрудицию и психологическое чутье, которое необходимо для выяснения причин трудновоспитуемое, понимания особенностей поведения ученика в различных ситуациях.
¾ Педагогический такт и педагогическую этику, благодаря которым складываются нормальные отношения с детьми, становятся возможным воспитание, самовоспитание, нормализация детской среды и успешное устранение причин трудновоспитуемости.
¾ Развитые организаторские способности, позволяющие привлечь коллег, родителей и детский коллектив к перевоспитанию трудных подростков, использовать воспитательные возможности общественной системы.
¾ Методику и стиль воспитания, выработанный учителем на основе своего опыта. Этот компонент педагогического мастерства особенно важен.[33]
Выводы.
Воспитание – целенаправленный процесс, где каждая конкретная цель обуславливает соответствие содержания и методов.
Воспитание одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание рассматривается в широком и узком смысле его понимания. Воспитание имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Сущность его определялась по-разному в различных экономических формациях
Перевоспитание - это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.
Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание и «взрыв» - разрушение отрицательного.
Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.
Перевоспитание выполняет важную роль в формировании коллектива и личности, оно призвано устранить трудности и препятствия на пути их развития.
Итак, прежде чем бороться с недостатками, следует тщательно проанализировать воспитательные приемы, применявшиеся и применяемые в общении. Возможно, все дело в издержках воспитания.
Перевоспитание — процесс сложный, требующий огромных усилий, напряжения, использования разнообразного арсенала профилактического и нравственного воздействия, так как приходится иметь дело с наиболее запущенными в педагогическом, воспитательном отношении людьми, которым не смогли дать позитивных навыков поведения ни семья, ни школа, ни трудовой коллектив.
Работа с ними нуждается в особом умении выделить потенциальные возможности личности и повлиять на человека в нужном направлении, помочь его исправлению и перевоспитанию.
Перевоспитание - это педагогическое воздействие, которое направленно на предотвращение и преодоление аномалий в поведении личности.
Несмотря на большие усилия воспитателей, в детях не всегда удается сформировать только хорошие черты.
У каждого ребенка могут возникнуть на том или ином этапе его развития нежелательные проявления в поведении и отношении к людям. Причем отклонения в поведении бывают характерны не только для «кризисного», подросткового периода, но не для более ранних ступеней — у дошкольников и младших школьников.
Правда, на ранних этапах развития ребенка они не носит стать устойчивых форм, воспринимаются как безобидные шалости.
Необходимость научно-обоснованной, воспитательно-профилактической работы с «трудными» подростками ставит на повестку дня создание специальных центров социальной реабилитации, повсеместно действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости, состояния нервно-психологического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных коррекционно-реабилитационных программ.
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М: «Просвещение», 1995г.
2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М., 1980.
3. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – с. 40 – 141
4. Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы // Высшее образование сегодня. 2002. №11. С. 6-12
5. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. – М., 2006
6. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология психолого-педагогических исследований. – Волгоград, 2006
7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М., 1998, -С .45-47.
8. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М., 1992. – С 87.
9. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. - М.: Юрид. Лит., 1990.- С 78.
10. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1996.- С 67.
11. Кудрявцев
В.Н. Социально-психологическая
12. Ковалев А.Г. «Психологические основы перевоспитания нарушителя прав» юридическая литература .М. 1998 г.С 89.
13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М: Просвещение. 1992 г. С 69 .
14. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания – Минск; Народная света, 1981г.
15. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка – М: Педагогика, 1992г. С 34.
16. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе – М: Педагогика, 1992г.
17. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя – М: Просвещение, 1984г.
18. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. Москва 2005г. С 56.
19. Психология
формирования и развития
20. Педагогическая энциклопедия – т.3, С.369.
21. Потехина Е. А.Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка. М.Литрес.2007 г. С.67.
22. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах – М, 1999г.
23. Раттер М. Помощь трудным детям: Общая редакция А.С. Сливоковской –М: Прогресс, 1987г.
24. Реан А.А. Психология подростка .М: Олма – пресс. 2003г.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина – Кишинев: Лумина, 1979г.
26. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. - М., 1980.
27. Техника
установления контакта с
28. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. - М: Педагогика, 1999г. С 77.
29. Шишковец
Т.А. Справочник социального
30. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред.С.Я. Батышева. – М., 1999. С. 66.