Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:16, реферат
В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно говорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое - в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете восходят к разному пониманию этих функций: человек - цель или средство, общество для него или он для общества?
ГОУ ВПО
Московский государственный педагогический университет
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ДОКЛАД
На тему: Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования
Выполнила студентка 1 курса
106группы
Васильева Тамара
МОСКВА 2012
Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.
Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.
В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.
В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно говорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое - в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете восходят к разному пониманию этих функций: человек - цель или средство, общество для него или он для общества?
Даже временная уступка,
теоретическая или
Обличья, которые принимают авторитаризм в определении содержания образования в том, чему надо учить школьников, многообразны. Существуют три наиболее распространенные концепции содержания образования с точки зрения соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.
Одна из концепций содержания
образования трактует его как
педагогически адаптированные основы
наук, изучаемые в школе, оставляя
в стороне остальные качества
личности, такие как способность
к творчеству, умение реализовать
свободу выбора, справедливое отношение
к людям и т.п. Данный подход направлен
на приобщение школьников к науке
и производству, но не к полноценной
самостоятельной жизни в
Другая концепция
В современных условиях развития Российской общеобразовательной школы всего этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п. Развитие у воспитанников именно таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич, формирование у них ценностно значимых запросов и намерений, наконец, приобщение их к самообразованию - вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер.
В наибольшей степени соответствует
этим установкам гуманистического мышления
концепция содержания образования
как педагогически
Каждый из отмеченных видов
социального опыта представляет
собой специфический вид
- знания о природе, обществе,
технике, мышлении и способах
деятельности. Усвоение этих знаний
обеспечивает формирование в
сознании школьника верной
- опыт осуществления известных
способов деятельности, воплощающихся
вместе со знанием в умениях
и навыках личности, усвоившей
этот опыт. Система общих
- опыт творческой, поисковой
деятельности по решению новых
проблем, возникающих перед
- опыт ценностного отношения
к объектам или средствам
Все перечисленные элементы
содержания образования взаимосвязаны
и взаимообусловлены. Умения без
знаний невозможны. Творческая деятельность
осуществляется на определенном содержательном
материале знаний и умений. Воспитанность
предполагает знание о той деятельности,
к которой устанавливается то
или иное отношение. Предусматривает
овладение поведенческими навыками
и умениями. Усвоение новых элементов
социального опыта позволит человеку
не только успешно функционировать
в обществе, быть хорошим исполнителем,
но и действовать самостоятельно,
не просто “вписываться” в систему,
но и быть в состоянии изменять
ее. Поэтому школьное образование, во-первых,
готовит к жизни, какой она
есть, к существующему порядку
вещей, но готовит таким образом,
что, во-вторых, человек оказывается
способным вносить собственный
вклад в этот порядок, вплоть до его
реформирования. Концепция, рассмотренная
выше, ориентирует учителя на специальную
работу по формированию в сознании
школьника системы
Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.
Источниками формирования содержания
школьного образования, как уже
отмечалось, является культура или
социальный опыт. Однако содержание социального
опыта, т.е. культура, взятая в целом,
еще не определяет содержание образования
в школе. В социальном опыте или
культуре необходимо найти более
определенные источники, формирующие
содержание школьного образования.
Они определяют факторы отбора материала,
принципы конструирования и построения
его в соответствующую
В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, которое время от времени изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании - обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.
Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах.
Какие же принципы лежат в
основе построения содержания образования?
Однозначного ответа на этот вопрос в
педагогической науке нет. И.Я. Лернер
и М.Н. Скаткин, формулируя целый
ряд таких принципов, исходят
из того, что каждый из перечисленных
ими принципов, а их более десяти,
означает, что содержание образования
должно быть насыщено таким учебным
материалом, который помогает обеспечить
достижение целей, стоящих перед
общеобразовательной школой. Однако,
осознавая тот факт, что перечисляемые
ими принципы могут указывать
только общее направление для
отбора конкретного содержания образования
и малоинструментальны в
- в содержание образования
включаются основы всех наук,
определяющих современную
- в содержание образования
включается все, что имеет
- в содержании образования
необходима оптимально
Информация о работе Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования