Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 17:19, реферат
Сущность понятий «менеджмент», «педагогический менеджмент»
Историко-педагогические предпосылки становления педагогического менеджмента
Тема: Понятие о педагогическом менеджменте.
План:
Глоссарий:
Менеджмент — искусство управления; процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет действия к общим целям; совокупность принципов, средств, форм и методов управления, применяемых в целях повышения эффективности производства; процесс, в ходе которого используемые ресурсы (материальные, кадровые, финансовые, временные) оказывают влияние на действия людей и создают условия для достижения целей.
Менеджер образовательного процесса - субъект системы управления деятельностью объекта (-ов) управления.
Педагогический менеджмент - совокупность принципов, средств, форм и методов управления педагогическим процессом, организации совместной деятельности ДОУ с культурно-образовательными учреждениями в целях удовлетворения запросов детей и их родителей, обеспечения полноценного развития детей с учетом современных требований общества к личности. В основе педагогического менеджмента лежат маркетинговая деятельность и мониторинг.
1.
Сегодня образованию нужен учитель не только хорошо знакомый со своим предметом, но и способен создать условия, способствующие развитию и саморазвитию личности ребенка. Это ведет к поиску и усвоению новых методов деятельности учителя, который должен строить свою педагогическую деятельность, опираясь на научно обоснованные процессы управления. Последнее время все больше исследователей говорят о педагогическом менеджменте, как отдельном направлении в педагогике. У будущих учителей необходимо формировать умение педагогического менеджмента, которое поможет им эффективно осуществлять свою деятельность по обучению и развитию личности и творческих способностей школьников, менеджмент сегодня" ... синтезирует компьютеризацию управления, его психологизацию и направленность на человека, наполняет новым содержанием управленческие функции и, в определенной мере, рассматривает коммерческий аспект этого процесса. Как известно, термин "менеджмент" заимствован из английского языка и означает руководство, возглавление, способность справляться с чем-либо, с какой-либо проблемой. С функциональной точки зрения - это процесс планирования, мотивации и контроля, необходимые для формирования и достижения цели. Исходя из того, что менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления, т.е. – сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами можно сказать, что педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.
Специфика педагогического менеджмента выражается в своеобразии предмета продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда является качество образования.
Одним из основных компонентов педагогического менеджмента является этап контроля за ходом и результатом педагогического процесса. Контроль на уроках может быть самым разнообразным: это контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, он может быть как текущим, так и отсроченным, устным или письменным т.д. Педагог должен осуществлять выбор соответствующей формы контроля для рациональной корректировки. Внедрение индивидуализации и дифференциации в работе с учащимися позволяет улучшить качество контроля за уровнем обученности и воспитанности у каждого отдельного школьника и всего класса в целом.
2.
Первые высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи. Древние египтяне признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов. Царь Хаммурапи в Вавилоне создал свод законов управления государством, выработал собственный лидерский стиль, установил юридические нормы определения минимальной заработной платы, контроля и ответственности. Ассирийский царь Навуходоносор 7 разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохранилищах.
Сократ (469-399 до н. э.), анализируя обязанности хорошего промышленника, торговца, военачальника, сформулировал идею об универсальном характере управления, показав, что по сути дела они у всех одинаковы, и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний. На рубеже XIX и XX столетий в характере производства произошли глубокие изменения: резко возросли его масштабы и концентрация, применялись дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли. В этих условиях стало необходимым коренное изменение модели управления производством, внедрение иных организационных структур, схем подчиненности, строгое соблюдение технологий, точность выполнения заданий, обоснованное стимулирование и т. п. Необходимые предпосылки для преобразований к тому времени уже имелись (опыт индустриального управления, накопленный в XIX в., достижения в экономике, социологии, психологии), они позволили создать концепцию научного менеджмента. Импульсом для ее формирования стали массовые эксперименты на промышленных пред- приятиях, имевшие цель предотвратить потери от нерационального использования ресурсов.
Родоначальником этих экспериментов стал американский инженер Ф. Тейлор (1856-1915 гг.) Заслуга Ф. Тейлора и его последователей состояла в том, что они создали первую научную школу менеджмента, которая получила название рационалистической, и добились признания его в качестве самостоятельной сферы и вида деятельности. Методологическую основу этой школы составлял так называемый традиционный (функциональный) подход к организации, которая рассматривалась как нечто, состоящее из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов. При этом, однако, игнорировались реальное единство внутренних организационных процессов, необходимость целостного управления ими, следовательно, ограничивались возможности эффективного использования существующего потенциала. Рационалисты считали отношения между работниками и менеджерами антагонистическими, когда от персонала требовалось слепое выполнение обязанностей и безоговорочное подчинение администрации, на которую возлагались обязанности заботиться о результативности работы фирмы, укреплении ее позиций; одновременно рабочим платили минимум заработной платы, поскольку она рассматривалась как досадные издержки производства. Такое положение привело рационалистов к упрощенному представлению о мотивах человеческого поведения, к недооценке роли человеческого фактора, ограничению ее вопросами рационализации труда. В значительной степени ограниченность тейлоризма была преодолена представителями классического направления в менеджменте. У его истоков стоял А. Файоль (1841-1925), по праву считающийся «отцом научного менеджмента». Свои взгляды на проблемы управления он изложил в книге «Общая промышленная администрация» (1916). Л. Урвик в 1946 г. издал книгу «Основы администрирования», где выдвинул принцип общей цели у всех субъектов деятельности, которая является основой их кооперации. Иными словами, произошла смена управленческой парадигмы: если традиционный подход делал упор на самостоятельность отдельных элементов организации, то процессный — на их взаимную обусловленность. Если у рационалистической школы на первом месте были технические аспекты труда, то у классиков - организационные.
Контрольные вопросы:
Литература.