Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.). Исследователи подчеркивают, что компоненты системы тесно связаны между собой, изменение одних из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом

Вложенные файлы: 1 файл

Сивашинская часть2.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

Возможности учебной презентации в решении дидактических задач урока

Дидактическая задача

Возможности учебной презентации

Объяснение нового материала

Иллюстрация разнообразными наглядными средствами. Незаменима, если необходимо показать динамику развития какого-либо процесса

Актуализация опорных знаний

Представление в виде схем, опорных конспектов

Закрепление изученного материала

Структурированное представление  изученного материала; возможность повторения и обобщения

Проверка знаний

Возможность контроля и самоконтроля

Углубление знаний, дополнительный материал к урокам

Доступ к уникальным информационным материалам (картинам, рукописям, видеофрагментам, звукозаписям и др.)

Проверка фронтальных самостоятельных работ

Визуальный контроль результатов

Решение задач обучающего характера

Помогает выполнить рисунок, составить план решения, контролировать промежуточные и окончательные результаты самостоятельной работы по этому плану

Обобщение и систематизация изученного материала

Визуальное представление вариантов систематизации и структуры учебного материала

Самостоятельное изучение нового материала

Блочное изучение нового материала  в индивидуальном темпе


На слайды презентации могут  быть вынесены и «опорные конспекты» к урокам. При проектировании «опорного конспекта» с помощью презентаций расширяется возможность создания большого объема символьных образов, в том числе анимационных, являющихся основой опорного конспекта. На основе учебной презентации можно предложить учащимся вести электронный конспект, включающий содержание самой презентации и комментарии учащихся к тем или иным слайдам. Если презентация проводится на интерактивной доске, допустимо, чтобы информация на слайдах была неполной с возможностью вносить коррективы по ходу урока. В этом случае презентация становится результатом сотворчества учителя и ученика на занятии.

Основными факторами, свидетельствующими об интенсификации учебного процесса с помощью учебных презентаций, выступают повышение целенаправленности обучения, усиление мотивации и повышение интереса к предмету, улучшение эмоционального состояния учащихся и т. п.

 

Дидактические возможности  сети Интернет

Дидактические возможности сети Интернет можно разделить на две группы, исходя из технологии осуществления  компьютерной связи: основанные на асинхронном режиме связи (off-line) и на синхронном режиме связи (on-line). При осуществлении связи в асинхронном режиме процесс работы с информацией и процесс приема-передачи информации разнесены во времени. Во время работы с информацией (чтения пришедшей информации, подготовки новой информации и пр.) компьютер не обращается к сети Интернет и поэтому может быть отключен от нее на этот период. А во время сеанса приема-передачи информации, кргда компьютер обращается к глобальной сети, работа с передаваемой или принимаемой информацией не проводится. Для обозначения работы по этой технологии связи используют термин работа в режиме off-line (от англ. — выключенная линия). Режим работы on-line (от англ. — включенная линия) означает работу с информацией (просмотр, чтение, а при необходимости подготовку нового материала) в процессе сеанса связи, то есть синхронно. Охарактеризуем основные дидактические возможности сети Интернет в режимах off-line и on-line.

Дидактические возможности сети Интернет

Режим off-line

Режим on-line

Обеспечение электронной переписки

Организация и участие в постоянно действующей телеконференции распределенной группы

Участие в работе всемирных тематических телеконференций

Работа с электронными банками  информации

Размещение собственных ресурсов в сети Интернет (в том числе блога)

Навигация по ресурсам Интернет

Поиск, анализ и систематизация материалов, имеющихся в сети Интернет.

Участие в несинхронизированной во времени дискуссии рабочей группы (форум)

Участие в синхронизированной во времени  дискуссии рабочей группы (чат)

 

Характеристика дидактических возможностей сети Интернет

Дидактические возможности

сети Интернет

Характеристика дидактических  возможностей

Обеспечение электронной переписки

Позволяет организовать оперативные  консультации учащихся с учителем, а также делает возможным осуществление  совместных творческих работ учащимися, разделенными территориально (например, разработка проекта группой учащихся класса во время каникул)

Участие в работе всемирных тематических телеконференций

USENET

Заключается в получении материалов телеконференций и возможности отправки в них своих реплик. Конференции на образовательную тематику могут быть интересны педагогу, а учащиеся могут знакомиться с новейшими достижениями науки и мнениями различных исследователей в разнообразных сферах.

Термин USENET означает совокупность правил, по которым ведутся и распространяются эти телеконференции. Распространение информации через телеконференции проводится в соответствии с правилами работы (уставом конференции) — с соблюдением тематики и размера статей, уважительным отношением к остальным участникам и т. д. Наблюдение за соблюдением правил работы осуществляет модератор конференции

Организация постоянно дей-ствующей электронной конференции (телеконференции) для распределенной группы участников

Осуществляется на основе технологии листсервера, которая производит рассылку по электронной почте. Листсервер организуется, как правило, для целей взаимодействия ограни-

ченной распределенной группы участников и действует в течение определенного  периода времени — от нескольких дней до нескольких лет—в зависимости от цели телеконференции. Такую конференцию может организовать учитель для группы учителей и других специалистов или для учащихся с целью обмена мнениями и обсуждения точек зрения по заранее определенной проблеме

Работа с электронными банками информации, установленными на так называемых файловых серверах

Позволяет пользователю отправить  запрос и получить ответ на него посредством электронной почты. В сети Интернет учитель либо ученик может обращаться к банкам учебной, научной либо познавательной информации

Размещение собственных ресурсов в Интернет, отражающих результат  той или иной деятельности

Позволяет учителям и ученикам разместить свои материалы с целью представления себя в сети, популяризации собственных идей, получения мнения и оценки своей работы и т д. В последнее время все большую популярность приобретают так называемые блоги (от англ. — сетевой дневник). Блоги приходят на смену личным страничкам пользователей в Интернете. Они представляют своего рода виртуальный дневник, который размешается на специальном ресурсе, предоставляющем возможности добавления записей, комментирования, составление списка друзей, закладок понравившихся сайтов и т д.

Навигация по гипертекстовым

ресурсам Интернет

 

Является наиболее распространенным способом работы в глобальной сети, поскольку оперативно обеспечивает практически необозримый набор источников информации. Длярешения дидактических задач в сети Интернет можно найти электронные газеты и журналы, статьи, книги, учебники, методическую литературу и разработки, педагогические программные средства, справочники, словари и др. Особое место занимают электронные библиотеки— сложные информационные структуры, в которых в структурированном виде хранятся вышеназванные источники информации. Также большое значение имеют образовательные порталы — сайты с большим количеством сервисов (новости, форумы, галереи и пр.) с целью удовлетворения потребностей посетителей в информации образовательной направленности

Поиск, анализ и систематизация материалов, имеющихся в

сети Интернет

Обеспечивается сетевыми каталогами и поисковыми системами, облегчающими пользователю отбор нужной информации. Сетевые каталоги, как и библиотечные, имеют иерархическую структуру. Однако в них попадают далеко не все существующие страницы, а лишь лучшие с точки зрения их составителей. Поисковые системы автоматически сканируют доступные в сети Интернет страницы с целью поиска данных по ключевым словам. Наряду с общими, существуют также специализированные сетевые каталоги и поисковые системы, в том числе и образовательные

Участие в несинхронизированной во времени дискуссии рабочей группы (форуме)

Заключается в возможности отправки реплик на «доску объявлений» — веб-страницу с определенным адресом (URL), доступную для последующего просмотра всеми участниками данной телеконференции в удобное для каждого из них время. Форум не требует согласования между участниками точного времени своего проведения (так же, как и телеконференция в режиме off-line)

В ходе проведения форума реплики  накапливаются на странице форума, так что участники, присоединившиеся позднее, могут ознакомиться с его полной предысторией. В отличие от конференции, участники которой получают новую статью-реплику по электронной почте, участники форума для просмотра новых сообщений должны посетить страницу форума. Форум может быть организован учителем для обсуждения различных вопросов совместно с учителями и учащимися

Участие в синхронизирован-

ной во времени дискуссии рабочей  группы

Заключается в переписке в реальном масштабе времени и называется чат (от англ. — болтовня). Участие в чате позволяет группе субъектов «встретиться» в предварительно согласованное время и в согласованном месте — на определенной веб-странице, специально выделенной для проведения чатов. В назначенное время каждый участник встречи, независимо друг от друга «заходит» со своей машины на адрес чата. Все, что набирают на клавиатуре своего компьютера и отправляют на адрес чата участники, тут же появляется на экранах мониторов всех собеседников. Дидактическая ценность чата, проводимого учителем по различным вопросам, как любого мероприятия, осуществляемого в «прямом эфире», зависит от уровня предварительной проработки его тематики, подготовки ведущего, а также умений участников быстро мыслить, четко и лаконично излагать суждения, оперативно работать на клавиатуре


 

Обзор образовательных  Интернет-ресурсов. Информационный рубрикатор Интернет-ресурсов для педагога

К образовательным ресурсам обычно относят материалы, представленные в Интернет, имеющие дидактическую  ценность. Обобщенный перечень их видов.

Образовательные Интернет-ресурсы

Электронная образовательная пресса (газеты, журналы и пр.)

Электронные библиотеки, каталоги, образовательные коллекции

Сайты для учителей и школьников по школьным предметам 

Персональные сайты работников сферы образования

Образовательные поисковые системы 

 Образовательные порталы

Образовательные сети, узлы, педагогические базы данных

Сайты дистанционного обучения и тестирования, научно-образовательных конкурсов и Интернет-олимпиад

Образовательные проекты

Сайты учреждений образования

Образовательные центры

Образовательные телеконференции

Педагогические общества, организации, ассоциации

Словари, энциклопедии, справочники


Приведенный перечень образовательных  Интернет-ресурсов выступает ориентиром для выбора разделов информационного рубрикатора для педагога. Инфомационный рубрикатор Интернет-ресурсов для педагога представляет собой совокупность сгруппированных по тематическим разделам названий (описаний) сайтов и их адресов (Интернет-ссылок). Он предназначен для систематизированного хранения информационных образовательных ресурсов, а также для поиска в них. Приведем фрагмент базового информационного рубрикатора Интернет-ресурсов для педагога с минимальным числом примеров сайтов.

Базовый информационный рубрикатор Интернет-ресурсов для педагога (фрагмент)

Раздел рубрикатора

Примеры сайтов

Образовательные поисковые системы

http://edu.gogo.ru/ — поиск по образовательным ресурсам. http://www.school.edu.ru/ — поисковая система образователь ных ресурсов

Словари, энциклопедии, справочники

http://www.otrok.ru/teach/enc/— педагогическая энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/— свободная энциклопедия Википедия

Электронные библиотеки, каталоги, образовательные  коллекции

http://www.pedlib.ru/—электронная педагогическая библиотека httpy/katalog.iotru/index.php—каталог образовательных ресурсов. http://maratakm.narod.ni/intsch.htffl — образовательная коллекция для школьников

Электронная образовательная пресса

http://www.emissia.org/ — «Письма в Emissia. Off-line»: педагогический журнал.

http://www. lseptember.ru—газета «Первое сентября»

Образовательные порталы

http://www.edu.ru/—портал «Российское образование». http://www.eduby.bsu.by/—Белорусский образовательный Интернет-портал

Сайты для школьников по различным предметам

http://physics.ru/index.php — мультимедийный курс «Открытая

физика».

http://5plys.ru/ — занимательный сайт для школьников «5+»

Сайты дистанционного обучения, конкурсов  и Интернет-олимпиад

http://eidos.ru — Центр дистанционного образования «Эйдос». http://festival.lseptember.ru/ — учительский фестиваль «Открытый урок».

http://portfolio.lseptember.ru — фестиваль работ учащихся «Портфолио»


 

Дополнение рубрикатора  Интернет-ресурсов. Оформление библиографических  ссылок на электронные ресурсы

Дополнение информационного рубрикатора  Интернет-ресурсов возможно в направлении изменения структуры, обновления адресов и поиска новых источников информации. Структура информационного рубрикатора Интернет-ресурсов для педагога вариативна, каждый учитель может модифицировать ее с учетом естественных предпочтений. Целесообразно дополнить его разделом со ссылками на образовательные проекты, методические разработки и другие материалы по преподаваемому предмету.

Поиск новых источников информации может осуществляться по адресу или с помощью поисковых систем. Поиск по адресу выполняется через введение его в адресной строке браузера. Такой способ не всегда является надежным и часто приводит к отсутствию положительного результата, если сделана ошибка при вводе адреса, изменился маршрут доступа к информационному источнику или он перестал существовать в сети Интернет и т. п. Поиск с помощью поисковой системы осуществляется с учетом правил, в соответствии с которыми формулируются запросы на поиск информации. Запрос составляется на основе ключевых слов, которые являются наиболее значимой характеристикой искомой информации. Желательно, чтобы эти лючевые слова имели специфический смысл, присущий только искомому информационному материалу.

При использовании в письменных работах информации из сети Интернет необходимо делать ссылки на источник информации. Описание электронного ресурса подчинено общим правилам стандартного описания библиографических ссылок; необходимыми элементами описания являются: основное заглавие; сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности; обозначение ресурса; место издания; дата; дату обращения. В области заглавия и сведений об ответственности сразу после основного заглавия в квадратных скобках указывается общее обозначение материала — [Электронный ресурс], а для документов на иностранных языках — [Electronic resource]. Основные характеристики электронных ресурсов включают в себя - обозначение ресурса «электронные данные», «электронные программы» и т. п., а также его объем (3 файла), (1 file) и х д. В области физической характеристики для ресурса фокального доступа необходимо приводить специфическое обозначение материала и его объем: 1 CD-ROM, 2 DVD-ROM и т. д.; для удаленных ресурсов необходимо указать дату обращения или сетевые сервисы (http, ftp и т. д.).

 

Информационные технологии в управлении системой образования и организации внеучебной деятельности учащихся

Основным средством получения информации о качестве образования является образовательный мониторинг, представляющий систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. На всех этих этапах эффективно применяются информационные технологии. Автоматизированные системы управления образованием значительно сокращают рутинную работу в школе, высвобождая время на воспитательную и преподавательскую деятельность. Использование современных компьютерных технологий позволяет автоматизировать большинство подсистем управления. При этом применяемые программные средства должны быть простыми для неспециалистов и не требовать глубоких знаний информатики.

Основные направления применения информационных технологий в управлении образованием следующие: мониторинг педагогического процесса; ведение электронного документооборота, электронного журнала; комплексное решение управленческих задач; автоматизированные рабочие места директора, завуча, учителя, классного руководителя; составление оптимального для данного учебного заведения расписания занятий; создание и непрерывное обновление баз и банков научно-педагогических данных; создание различных систем, отгределяющих качество работы педагогических кадров; учеба и повышение квалификации кадров в области информационных технологий.

Построение системы информационных технологий в управлении образовательным процессом начинается с создания локальной сети между компьютерами администрации и ведения документооборота в единой системе. Такая система позволяет сделать все документы внутреннего и внешнего пользования доступными для работы любому администратору. Ведение общей базы данных по учащимся, кадрам, приказа, расписанию, электронных журналов и другой информации позволяет легко трансформировать документацию в отчет, справку, статистическую сводку. Кроме того, такая система используется для оперативной внутренней связи и для общения с внешним миром посредством Интернет.

Внеклассная работа является органической частью деятельности образовательного учреждения. Внеклассная воспитательная работа вместе с внеклассной работа по учебным предметам призвана создать условия для разностороннего развития личности каждого школьника. Важную роль в этом процессе играют информационные технологии, имеющие широкий спектр применения в организации внеучебной деятельности школьников. Практически все методы и формы применения компьютеров в учебном процессе реализуются и во внеурочной работе. Существуют и специфические возможности организации внеучебной деятельности учащихся на основе применения компьютера. Компьютер является эффективным средством сопровождения внеклассных мероприятий. Так, на основе применения информационных технологий можно организовать кинофестиваль, на котором демонстрируются сюжеты определенной тематики, либо виртуальную экскурсию. Компьютерная техника может быть использована для организации школьного издательства, которое будет издавать журналы различной направленности, методические материалы, информационную и иллюстративную продукцию. Современным аналогом издательства является сайт. Он может представлять школу, класс, группу учащихся, выступать средством самовыражения отдельного школьника.

Применение компьютера как средства телекоммуникации позволяет проводить дистанционные конкурсы, викторины, участвовать в конференциях, олимпиадах, чатах, форумах, организовывать творческие проекты. Работа в сети Интернет способствует формированию у учеников коммуникативных навыков и культуры общения, умений самостоятельно добывать и адекватно интерпретировать информацию из различных источников, способствует культурному, гуманитарному развитию учащихся. Однако необходимо учитывать, что школьники не всегда понимают, что Интернет является хранилищем различных, не всегда обоснованных точек зрения на интересующую проблему. Информация в глобальной сети может быть некорректной, искаженной, преследующей политические, экономические или другие цели. Адекватность восприятия информации учащимися будет зависеть от того, обучены ли они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. Решению этих задач необходимо уделить особое внимание во внеклассной работе, предполагающей использование материалов сети Интернет.

Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем