Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:54, реферат
Один из наиболее важных разделов социологии– исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи (семейно-брачных отношений) как социального феномена в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы. Важно обратить внимание на определение концептуальных понятий родства, брака и семьи. Семьёй называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
Понятие семьи, её
исторические типы, функции
семьи.
Один из наиболее важных разделов социологии–
исследование семьи и брака. Социология
семьи - это отрасль социологии, изучающая
закономерности возникновения, функционирования
и развития семьи (семейно-брачных отношений)
как социального феномена в конкретных
культурных и социально-экономических
условиях, сочетающего в себе черты социального
института и малой социальной группы.
Важно обратить внимание на определение
концептуальных понятий родства, брака
и семьи.
Семьёй называется
основанное на кровном родстве, браке
или усыновлении объединение людей, связанных
общностью быта и взаимной ответственностью
за воспитание детей.
Родство.
Этот термин означает совокупность социальных
отношений, основанных на некоторых факторах.
К ним прежде всего относятся биологические
связи, брак, половые нормы и правила, касающиеся
усыновления, попечительства и т.д. В общей
системе родственных отношений существует
два типа семейной структуры: нуклеарная
семья и расширенная.
Брак* можно
определить как социально признанный
и одобренный союз полов между двумя взрослыми
индивидами. Когда двое людей вступают
в брак, они становятся родственниками.
Брак- это исторически меняющаяся форма
отношений между мужчиной и женщиной.
Известны браки моногамные и полигамные.
Моногамия-
тип брака, при котором мужчина и женщина
состоят только в одном браке.
Полигамия
- когда мужчина и женщина могут состоять
одновременно в нескольких браках. Здесь
выделяют полигинию, при
которой мужчина может быть женат более
чем на одной женщине, и полиандрию,
при которой женщина может иметь одновременно
нескольких мужей. В большинствах обществ
отдаётся предпочтение полигинии. Джордж
Мердок (1949) исследовал множество обществ
и установил, что в 145 из них существовала
полигиния; в 40 преобладала моногамия;
..............................
*Понятие “брак”. Русское слово “брак”
восходит к древне- русскому “брачити”,
что означает ”отбирать”, т.е. выбирать
хорошее, нужное и отбрасывать плохое,
ненужное. Это порож-дает некоторую двусмысленность
термина, которым в юридичес-кой сфере
обозначают семью, союз, а в производственном
- испорченную, некачественную продукцию.
В украинском, бело-русском, польском,
чешском и некоторых других славянских
языках эти два явления спутать гораздо
труднее, потому что брачный союз обозначается
термином “шлюб”, который берёт своё
начало от древнеславянского слова ”слюб”,
обозначающим торжественное обещание.
”Слюбитесь”, значит “договоритесь”.
и лишь в 2-х - полиандрия. Остальные общества
не соответствовали ни одной из данных
категорий. Поскольку в большинстве обществ
соотношение мужчин и женщин приблизительно
1:1, полигиния не находит широкого распространения
даже в тех обществах, где она считается
предпочтительной. В противном случае
число неженатых мужчин значительно превышало
бы численность мужчин, имеющих нескольких
жён. Фактически большинство мужчин в
полигиническом обществе имели одну жену.
Право иметь несколько жён обычно давалось
человеку из высшего класса.
Во многих традиционных обществах преобладали
следующие формы предпочитаемого партнёрства.
При экзогамном
(межродовым, межплеменным) браке табу
распространялось только на членов своего
рода, и половое общение ограничивалось
только с кровными родственниками; представителей
же других родов и племён это не касалось.
В других культурах наоборот, браки заключались
только между индивидами, принадлежавшими
к одному и тому же роду. Эта форма брака
именуется эндогамией.
Что касается правил выбора местожительства,
то в общест-вах существуют различные
правила. Неолокальное
местожительство означает, что новобрачные
живут отдельно от своих родителей. В обществах,
где нормой является патрилокальное
местожительство, новобрачная уходит
из своей семьи и живёт в семье мужа либо
поблизости от дома его родителей. В обществах,
где нормой является матрилокальное
местожительство, молодожёны должны жить
с родителями невесты или поблизости от
них.
Неолокальное местожительство, считавшееся
нормой на Западе, редко встречается в
остальной части мира. Лишь в 17 из 250 обществ,
изученных Мердоком, молодожёны переселялись
на новое местожительство. Патрилокальное
местожительство нашло распространение
в обществах, где существовали полигиния,
рабство и часто происходили войны; члены
этих обществ обычно занимались охотой
и сбором растений. Матрилокальное местожительство
считалось нормой, где женщины пользовались
правом землевладения. Неолокальное местожительство
связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму
и равному экономическому положению мужчин
и женщин.
В плане родословной и наследования имущества,
существует три типа систем определения
родословной и правил наследова-ния собственности.
Наиболее распространённой является родословная
по мужской линии. Хотя жена поддерживает
отношения со своими родственниками и
ее ребёнок наследует её гены, дети становятся
членами семьи мужа.
В некоторых случаях, например, среди жителей
Тробиандских островов, родство определяется
по женской линии, т.е. по родословной женщины.
Как принято на Тробиандских островах,
молодые жёны живут в посёлке у мужа, но
имущество и ежедневная помощь поступает
по линии жены. Имущество матери становится
собственностью дочери, и основную поддержку
молодой семье оказывает брат жены.
В нашем обществе нашла распространение
семейная система, основанная на двухсторонней
родословной. Она является общепринятой
в 40% мировых культур. В таких системах
при определении родства в равной мере
учитываются кровные родственники со
стороны отца и матери. Однако при такой
системе могут возникать и проблемы. Многочисленные
обязанности по
отношению ко многим родственникам, например,
необходимость их посещать, дарить подарки
по торжественным случаям и одалживать
деньги могут стать обременительными.
Конечно, это вполне устраивает детей,
которым нравится получать подарки от
родственников.
Семья, в свою очередь, представляет собой
более сложную систему чем брак, поскольку
она, как правило, объединяет не только
супругов, но и их детей, а также других
родственников и близких. Кроме того, семья
выступает как социально- экономическая
ячейка общества, представляющая собой
таким образом очень близкую “оригинальную”
модель всего общества, в котором она функционирует.
Семья это социальная группа, в которой
совершаются определенные процессы и
которая осуществляет определённые функции,
и исторически развивается. Создавая теорию
исторического развития семьи, Ф.Энгельс
использовал результаты этнологических
исследований американского учёного Льюиса
Моргана(1818-1881), который долгое время жил
в племени сенека североамериканских
индейцев-ирокезов и результаты своих
наблюдений, в частности над родственными
и семейными отношениями, изложил в книге
“Древнее общество”.
В своём исследовании семейных и родственных
отношений Морган исходил из гипотезы,
что в начальный период истории человеческого
общества существовал полный промискуитет.
В дальнейшем, с запретом на половую связь
родителей и детей, а также других запретов,
возникли определённые формы семейной
жизни. Исходя из результатов многочисленных
исследований, прежде всего исследований
Моргана, большинство учёных и сегодня
придерживаются точки зрения, что семья
в своём развитии прошла через следующие
фазы: промискуитет, кровнородственная
семья, пуналуальная семья, синдиасмическая
семья и моногамная семья. Общей характеристикой
этого развития является сужение круга
половых партнёров и укрепление связей,
объединяющих членов семьи.
Промискуитет
характерен для низшей ступени дикости.
Это такая форма совместной жизни, в которой
семейная жизнь была идентична общественной.
На основе этнологических данных и знаний
о низком уровне развития примитивного
человека на низшей ступени дикости заключают,
что существовали неограниченные половые
отношения между всеми членами общества.
Примитивному человеку неведомо понятие
родства в смысле его, человека, кровнородственной
связи с отдельными членами группы; ему
понятно лишь родство в смысле его принадлежности
и связи с целой группой.
Многие социологи оспаривали существование
промискуитета как предварительного этапа
в развитии семейной жизни; тем не менее,
можно с уверенностью сказать, что первобытный
человек мог существовать лишь в некоторой
обширной общности и был с ней теснейшим
образом связан. Однако, согласно Моргану,
весьма скоро происходит ограничение
полового общения, и начинают выделяться
отдельные группы, между которыми такое
общение разрешено. Этот процесс, несомненно,
длился весьма долго и привёл к возникновению
особой формы семьи- кровнородственной.
Кровнородственная
семья характеризуется групповым браком,
половое общение в ней разрешено лишь
между теми, кто принадлежит к одному поколению.
Все, кто принадлежит к одному поколению,
т.е. братья и сёстры, независимо от степени
их родства образуют одну семью. Такая
семья является эндогамной общностью,
ибо включает людей одного поколения,
принадлежащих одному поколению или племени.
В современном обществе этот тип семьи
не существует. Сужение круга половых
партнёров в рамках семьи подобного типа
произошло под влиянием развития общества
и привело к возникновению более развитой
формы семьи - пуналуальной.
В пуналуальной семье
из полового общения исключаются ближайшие
кровные родственники по женской линии,
а позже этот запрет распространяется
и на остальных, более дальних родственников
этого же поколения. Этому типу семьи всё
ещё присущ групповой брак. Однако принцип
эндогамии заменяется экзогамией, так
что можно сказать, что это- брак между
людьми, принадлежащими к одному поколению,
но к разным родам. Пуналуальная семья,
таким образом, представляет собой такую
форму брачных отношений, когда брачными
партнёрами является группа сестёр из
одного рода и группа братьев из другого
рода. В рамках такого типа семейной жизни
всё более частыми оказываются устойчивые
и положительные связи между одним мужчиной
и одной женщиной. Это- первый шаг к появлению
парного брака.
Переходным историческим типом выступает синдасмическая
семья, которая появляется на рубеже
дикости и варварства; в ней один мужчина
живёт с одной женщиной; а полигамия, т.е.
многобрачие, или в данном случае многожёнство,
остаётся исключительным правом мужчины.
Брачные узы легко расторгаются, и тогда
дети остаются с матерью. Регулируя половые
отношения определённого мужчины и определённой
женщины, синдасмическая семья делала
известным действительного биологического
отца и создавала условия для создания
моногамной семьи, возникающей во времена
разложения родового строя и появления
частной собственности, прибавочного
продукта и классов.
^ Моногамная семья
отличается тесной связью между мужчиной
и женщиной, причём данная связь может
быть расторгнута не по воле какой-либо
из сторон, а только по воле мужа. Непосредственной
причиной возникновения моногамной семьи
было появление частной собственности
и стремление её защитить, т.е. обеспечить
бесспорность отцовства и права потомства
на владение семейным имуществом. Семейные
отношения, главенствующее положение
в которых принадлежит мужчине, получили
название патриархата. Патриархальная
семья была устойчивым и достаточно
крупным производственным объединением.
Во времена крушения рабовладения она
продемонстрировала свою живучесть и
в различных модификациях сохранилась
у многих народов и на протяжении следующей
эпохи, эпохи феодализма. Только под воздействием
капиталистического способа производства
патриархальная семья, наконец, рухнула.
Отделение труда от семьи, индустриализация
производства привели к образованию нуклеарной семьи
(от лат. “нуклус” - ядро). Такая семья
состоит из самых необходимых для образования
семьи членов - мужа и жены. В неё может
входить сколько угодно детей, но стало
фактом уменьшение их количества и даже
образование бездетных нуклеарных семей
(впервые название “нуклеарная” применил
к семье американский социолог Ж. Мердок).
Нуклеарная семья оказалась наилучшим
образом приспособленной к современному
обществу. Это обусловлено целым рядом
обстоятельств.
Во-первых, отделение труда от семьи и
включение членов семьи в общественное
производство требует передвижения людей
из одной местности в другую, при этом
передвижение не вообще людей, а представителей
определённых, необходимых данному производству
профессий. Это ограничивает частоту встреч
между родственниками и ослабляет связи
между ними, ведёт к дроблению семьи.
Во-вторых, члены семьи получают возможность
иметь разные профессии, занимать различное
положение, получать различное вознаграждение
за труд, что порождает соответствующие
различия в стиле жизни, формах проведения
досуга, способах достижения различных
целей и удовлетворения потребностей.
В-третьих, развитие сферы услуг, специализированных
служб, обеспечивающих безопасность и
защиту граждан, системы социального обеспечения
(выплата пенсий и социальных пособий)
снижает необходимость у больных и престарелых
людей искать опору в семье и испытывать
потребность в близких отношениях с большим
числом родственников.
В-четвёртых, общественное производство
всё более выдвигает на первый план личные
заслуги человека, в результате чего от
него требуется умение и способность самостоятельно
проявлять свои способности, не рассчитывая
на помощь родственников.
Нуклеарная семья может быть полной и
неполной. Полной нуклеарной семьёй называется
такая, в которой есть муж, жена и их дети.
Неполная семья образуется по различным
причинам: в результате смерти одного
из супругов, развода, рождения внебрачного
ребёнка или усыновления. Такая форма
семьи является юридически правомерной.
Участие обоих супругов в производстве,
их относительно равный вклад в общее
хозяйство и юридическое равенство членов
семьи с развитием демократических начал
способствует становлению в семье эгалитарных
отношений. Современная нуклеарная семья
становится эгалитарной
(от лат. “эгалитаре” - уравнительный),
т.е. семьёй с равной долей прав и ответственности
всех её взрослых членов с достаточно
независимым положением детей.
Семья может классифицироваться по другому
основанию: в зависимости от наличия или
отсутствия детей у брачной пары. В этом
смысле семьи те, что ориентированы на
семейную жизнь и семьи,
производящие потомства. К первому типу
относятся те, у кого уже родился один
ребёнок; ко второму - семьи, в которых
взрослые члены ”открыты” производству
нового поколения детей.
Кроме нуклеарной семьи, выделяют также
расширенный тип семьи. ^ Расширенная семья-
семья, в которой брачная пара и дети живут
совместно или недалеко, продолжая контактировать
друг с другом. В этих семьях иногда два-
три поколения живут в одном месте или
неподалёку. Такие семьи могут включать
бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр
и их мужей, тётей, дядей, племянников и
т.д.
Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить,
что брак и семья - исторически изменяющиеся
явления. Их общественное содержание составляет
то, что свойственно им как разновидностям
общественных институтов и отношений,
находящихся в сложном взаимодействии
общественных условий с естественно-биологической,
инстинктивной природополовой потребности
человека.
Можно выделить следующие основные факторы
макросреды или общие социальные условия
жизнедеятельности, которые в решающей
степени влияют на формы семейно-брачных
отношений и жизнедеятельности семьи.
К этим факторам относят следующие:
1.социально-экономические условия и отношения,
которые обусловлены степенью развития
производительных сил и отражают уровень
материально-технической базы её инфраструктуры,
определённого этапа развития общества;
2.социально-политические условия и отношения,
которые обусловлены политической системой
или политическим строем общества и отражают
деятельность его основных институтов
и организаций;
3.социальные условия и отношения, обусловленные
социальной структурой общества, т.е. разделением
её на классы, слои, группы, а также по демографическому,
этническому, профессиональному и территориальному
признаку, характеризующаяся общественным
разделением труда и состоянием производительных
сил общества на определённом этапе его
развития;
4.социально-культурные (или духовно-нравственные)
условия и отношения, которые отражают
систему действующих в обществе правовых,
морально-этнических норм, ценностей и
идеалов, образцов деятельности и поведения,
носящих нормативный характер для семьи,
а также способы сохранения и передачи
социальной информации и социального
знания и их доступность; доступность
учреждений образования, культуры, искусства,
спорта и других духовных ценностей общества.
Необходимо также подчеркнуть, что общие
социальные (объективные) условия или
факторы макросреды оказывают своё влияние
на жизнедеятельность семьи, как правило,
опосредо-ванно (косвенно) через её ближайшее
социальное окружение или факторы макросреды.
К ним относят такие компоненты: степень
урбанизации среды непосредственного
поселения семьи (т.е. тип населённого
пункта: город, село; количество жителей
и т.д.); характеристика возможной занятости
населения (т.е. тип предприятий, уровень
квалификации, образования и т.д.); демографическая
структура, этнические характеристики;
количественные и качественные показатели
развития инфраструктуры среди размещения
семьи (т.е. наличие сферы обслуживания,
детских лечебных, культурно-спортивных
учреждений и т.д.). Кроме того, к факторам
микросреды обитания семьи часто относится
и социально-психологические условия
и отношения, которые оказывают существенное
влияние на её жизнедеятельность и характеризуют
состояние общественного сознания людей,
их отношение к миру и своему непосредственному
окружению. Эти условия носят ярко выраженный
субъективный характер. К ним прежде всего
относят социальные установки, интересы
и ценностные ориентации в сфере брачных
отношений, которые, как бы вплетаясь в
общую ткань общественного сознания, в
рамках исследования семьи, приобретают
статус самостоятельных объектов исследования
и практически не рассматриваются в контексте
условий.
Семья всегда выполняет целый ряд функций
(см. таблицу).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ 2.Тенденции в
развитии современной семьи.
Проследить тенденции развития современной
семьи можно исходя из изменений её функций,
поскольку функции семьи в ходе истории
изменяются, как и изменяется сама семья.
Происходит значительное переплетение
функции семьи и общества, и последнее
берёт на себя значительную часть функций
семьи.
Экономические функции. В любом
обществе семья играет основную экономическую
роль. В крестьянском, сельскохозяйственном
и ремесленном производстве семья является
совместным кооперативным трудовым объединением.
Обязанности распределяются в соответствии
с возрастом и полом членов семьи. Среди
огромных перемен, вызванных возникновением
промышленного производства, произошло
уничтожение этой кооперативной системы
производства. Рабочие стали трудиться
вне дома и экономическая роль семьи свелась
лишь к трате денег, заработанных кормильцем
семьи.
Передача статуса. В промышленном
обществе существовали различные обычаи
и законы, более или менее автоматически
закреплявшие статус, занимаемый семьями
из разных слоёв общества.
Наследственная монархия представляла
собой яркий пример такого обычая. Аристократы,
владевшие землёй и титулами, могли передавать
свой высокий статус детям. Среди представителей
низшего класса существовали системы
гильдий и обучения ремёслам; таким образом,
профессии могли передаваться от одного
поколения к следующему.
Революции, происходившие в 19-20 веках,
осуществлялись с целью уничтожения привилегий
некоторых групп. Среди этих привилегий
было и право передачи титула, статуса
и богатства следующему поколению. В некоторых
странах, в том числе и США, наследование
аристократических титулов объявлено
вне закона. Прогрессивные налоги, а также
налоги по страхованию и в случае смерти,
также ограничивают возможность сохранения
богатства и передачи его по наследству.
Однако богатые высокопоставленные семьи
всё ещё имеют преимущества, когда встаёт
вопрос о передаче богатства и статуса
детям. Но это осуществляется скорее не
на основе наследования, а в форме подготовки
детей к получению такого образования
и такой работы, которая обеспечивает
высокий статус. Члены высшего класса
имеют возможность оплачивать элитарное
образование и поддерживать “знакомства”,
способствующие высокому статусу. Но эти
преимущества в значительной мере утратили
своё значение, став менее устойчивыми
и надёжными чем прежде.
Социальное благосостояние.
В традиционных крестьянских и ремесленных
обществах семья осуществляет множество
функций по поддержанию “благосостояния”
людей, например, заботу о больных и пожилых
членах семьи. Но эти функции коренным
образом изменились в ходе возникновения
и развития общества. Врачи и медицинские
учреждения почти полностью заменили
семью в отношении заботы о здоровье людей,
хотя члены семьи по-прежнему решают, существует
ли необходимость обратиться за медицинской
помощью. Страхование жизни, пособия по
безработице и фонды по социальному обеспечению
полностью ликвидировали необходимость
для семьи брать на себя помощь её членам
в период их экономических трудностей.
Точно также социальные пособия, больницы,
и дома для пенсионеров облегчили для
семьи бремя заботы о престарелых.
Социализация.
Семья является главным агентом социализации
во всех обществах. Именно в ней дети усваивают
основные знания, необходимые для исполнения
ролей взрослых. Но индустриализация и
связанные с ней социальные перемены в
какой-то мере лишили семьи этой функции.
В нуклеарной семье значительно усложняется
проблема воспитания детей. Это связано
с тем, что, во-первых, в большой семье в
воспитании детей принимали участие все
члены семьи. Материнские обязанности
в такой семье разделялись сёстрами отца
и матери, отцовские- с братьями отца и
матери; заметную роль играли бабушки
и дедушки, старшие братья и сёстры. Сейчас
все эти влияния сведены к минимуму, а
малодетность даже устраняет воспитательное
воздействие старших братьев и сестёр.
Во-вторых, внесемейная работа родителей
вынуждает их всё в большей мере передоверять
уход за детьми и их воспитание даже в
самом раннем возрасте общественным учреждениям:
яслям, детским садам, школе и т.д. В этом
отношении нуклеарная семья становится
предельно открытой, общественное
воздействие на характер семейных отношений
оказывается всё более весомым.
В-третьих, относительная изоляция нуклеарной
семьи от старших родственников затрудняет
усвоение социальных ценностей, житейской
мудрости и нравственного богатства, накопленных
прежними поколениями.
В-четвёртых, отделение труда от семьи
усложняет проблему трудового воспитания.
Раньше ребёнок воспитывался на труде,
на примере и под надзором старших членов
семьи. Он знал, что его труд необходим
семье. У него были обязанности, которые
он не мог ни на кого переложить. Общественные
формы трудового воспитания пока ещё не
сумели восполнить отсутствие трудового
семейного воспитания. Они скорее являются
трудовым обучением, чем воспитанием.
В-пятых, отсутствие семейной профессиональной
ориентации, невозможность по наследству
передать детям свою специальность делает
сам процесс воспитания более универсальным,
но в тоже время и более противоречивым.
Родители не могут однозначно определить,
каким нравственным качествам отдать
предпочтение: какие навыки детям в будущей
деятельности в наибольшей степени понадобятся.
В-шестых, отдаляется включение подрастающих
поколений в широкую социальную жизнь,
трудовую деятельность. Длительный период
жизни сводится только к подготовке к
труду и социальной деятельности. Выигрыш,
который получает общество в развитии
личности, во многом обесценивается запаздыванием
в социальном развитии молодого поколения,
развитием у части молодёжи социально-психологического
инфантилизма, искусственным сдерживанием
энергии молодёжи, которая подчас находит
себе выход в асоциальном поведении. Нравственные
ценности, ориентированные на отсроченное
будущее, воспринимаются молодёжью как
пустые абстрактные проповеди.
Семья выполняет прежде всего репродуктивную
функцию- воспроизводство людей. Сейчас
средняя семья в Украине состоит из 2-3
человек. Этот показатель существенно
отличается по регионам бывшего СССР.
Наибольший показатель имеет население
Таджикистана и Азербайджана (средняя
численность детей составляет 5-6 человек),
а наименьший показатель- население стран
Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный
удельный вес занимает семья с 1 ребёнком.
Наличие 1 ребёнка характерно для большинства
городских семей.
И хотя в 90-х годах количество таких семей
уменьшилось, даже простое воспроизводство
находится под угрозой. Пока этот процесс
не остановлен, сохраняется вполне реальная
возможность депопуляции населения в
ряде регионов страны.
И в этом смысле практически во всех индустриальных
странах наблюдается тенденция к сокращению
величины населения(в результате снижения
уровня рождаемости).
Одним из важных факторов, влияющих на
данную функцию является занятость замужних
женщин в сфере производства. Со времён
Второй мировой войны доля работающих
женщин в сфере производства значительно
возросла. Статистика фиксирует обратную
корреляцию между уровнем профессиональной
занятости женщины и уровнем рождаемости.
Занятость женщин оказывает глубокое
влияние на семьи, где имеются маленькие
дети. Тем не менее число семей с младенцами
и детьми дошкольного возраста, где работают
женщины, возрастает. Согласно данным
статистики, почти половина женщин планирует
вернуться на работу, когда их младшим
детям исполнится 6 лет и в более ранние
сроки.
На репродуктивную функцию семьи негативно
влияют разводы, поэтому общество не может
безучастно относиться к этому явлению.
Изменилось отношение к разводу, он перестаёт
быть исключительным и становится обычным,
ординарным явлением. В последние 30 лет
возросло число разводов. На протяжении
многих веков разводы разрешались в крайне
редких случаях. Некоторые страны, например,
Испания, ещё до сих пор не признаёт право
на развод, а референдум, состоявшийся
в 1986 г., запретил разводы. Для характеристики
всех индустриальных стран можно употребить
термин “система соперников”.
В некоторых странах разводы разрешены
только с середины 60-х годов нашего века.
В Великобритании реформа, разрешающая
разводы, внедрялась с 1969 г. по 1970 г., и уровень
разводов ежегодно возрастал на 9%. С 1980
г. уровень разводов в некоторой степени
стабилизировался, но оставался крайне
высоким по сравнению с предвоенным периодом.
В Великобритании в 1970 г. около 30% детей,
не достигнув взрослого возраста, оставались
с одним из родителей. В США число семей
с одним разведённым или покинутым родителем
увеличилось на11% с 1970 г. Если уровень разводов,
наблюдавшийся в середине 80-х годов сохранится,
то родители примерно 3/5 негритянских
детей и 1/6 белых детей разведутся ещё
до того, как их дети достигнут десятилетнего
возраста. Чаще всего дети остаются жить
с матерью. Поэтому резко возросло число
семей, возглавляемых женщинами.
В бывшем СССР к 1990 году ежегодно расторгалось
930 тысяч браков и образовывалось 2788 тысяч.
Таким образом, соотношение между браками
и разводами 3:1, а в некоторых крупных городах
указанное соотношение составило 2:1.
Можно выделить следующие причины разводов:
во-первых, в большинстве случаев брак
перестал связываться с передачей собственности
и статуса от поколения к поколению, за
исключением небольшой доли богатых людей.
Во-вторых, в связи с ростом экономической
самостоятельности женщины, она всё в
меньшей степени становится экономически
независимой от мужа. В-третьих, брак приобрёл
значительную эмоциональную окраску,
всё чаще стал рассматриваться как способ
получения удовольствия брачной парой.
Быстрое увеличение количества разводов
способствовало созданию множества нетрадиционных
семей. Семья с одним из родителей представляет
собой существенное отклонение и в значительной
мере посягает на почти полную монополию
традиционной семьи с двумя родителями.
Например, в США преобладают традиционные
семьи. В 1981 году насчитывалось примерно
73% “стандартных” и 27% “нестандартных”
семей, а в 1970 году 82% и 18% соответственно.
В течение этого периода численность одиноких
мужчин возросла на 105%, женщин - на 60%.
Увеличивается число детей, родившихся
вне брака. Так, в США численность семей
с одним из родителей, никогда не вступавших
в брак, возросла на 349% (с 1970 г.).
За последние десятилетия возникло несколько
других альтернатив семейной жизни. Среди
них основными являются совместная жизнь
без вступления в брак (сожительство) и
создание коммуны.
Совместная жизнь
(сожительство) означает, что пары живут
вместе, вступая в половые отношения друг
с другом, но не состоят при этом в браке.
Это явление широко распространено в Западных
странах. В Швеции, Германии и других странах
сожительство стало нормой и рассматривается
как “пробный” брак пары, собирающейся
вступить в законный брак. Большинство
супружеских пар не имеют детей. Однако
они бросают вызов монополии семьи на
регулирование интимных связей между
взрослыми людьми. Особое беспокойство
вызывает юридический аспект этих отношений,
так как нет закона, контролирующего поведение
партнёров. Совместное проживание двух
партнёров не является альтернативой
брака, хотя в некоторых странах закон
признаёт, что люди, живущие вместе, но
не заключавшие брак, имеют те же права,
что и брачная пара.
Коммуны.
В 19 веке некоторые мыслители пытались
заменить семью коммуной. Примером этого
является коммуна, образованная в середине
19 века в Новой Англии в США. В основу положены
религиозные принципы, сформулированные
Нойсом: ”Каждый мужчина был женат на
каждой женщине, и все они считались родителями,
воспитывающими коммунарских детей”.
Коммуна из 300 человек просуществовала
30 лет.
В 60-е годы 19 века такие коммуны были восстановлены
в Западных странах. Внутри коммуны разрешались
свободные половые связи, все несли ответственность
за воспитание детей.
Примером коммуны является киббуцы в Израиле.
Киббуцы- сообщества семей и индивидов,
которые кооперируются в воспитании детей.
Большинство киббуцев ведут коллективное
сельское хозяйство и имеют небольшие
промышленные предприятия. В Израиле сегодня
насчитывается более 240 киббуцев в общей
численности до 100 тыс. чел. Имеются и небольшие
киббуцы в численности до 50 тыс. чел.
Какое значение имеют перемены в семейной
жизни? На этот вопрос нет однозначного
ответа. По мнению некоторых обозревателей,
эти перемены предвещают “мрак” и “гибель”.
Они считают, что семья достигла состояния
глубокого распада и этот процесс необратим.
На жизни взрослых людей завтрашнего дня
отразится пагубное воздействие среды,
которая окружала их в детстве.
Однако оптимисты придерживаются противоположной
точки зрения. Они позитивно относятся
к разрушению нуклеарной семьи и с радостью
ожидают, что возникнут новые формы семьи,
способствующие созданию более благоприятной
окружающей среды для самовыражения всех
членов семьи.
Существует множество различных предсказаний
о будущем семьи, например, Эдвард Корниш
(1979г.) предположил несколько тенденций
развития будущей семьи. Среди них:
-сохранение современной семьи;
-уничтожение семьи;
-возрождение семьи (путём усовершенствования
службы знакомств с применением компьютеров,
предоставления консультаций);
-создание “ненастоящих семей”, основанных
на общих интересах и потребностях;
-возврат к традиционной семье.
То, что произойдёт в действительности,
вероятно, не будет точно соответствовать
этим предсказаниям. С другой стороны,
семья отличается гибкостью и устойчивостью.
Предсказание “мрака и гибели ” отражает
скорее тревогу исследователей, а не реальную
ситуацию. В конце концов, полного уничтожения
семьи не наблюдается.
А вместе с тем можно уверенно сказать,
что традиционная семья отошла в прошлое.
Как мы видим, история семьи сопровождается
постепенной утратой её функций. Современные
тенденции указывают, что монополия семьи
на регулирование интимных отношений
взрослых, деторождение и уход за маленькими
детьми сохранятся и в будущем. Однако
произойдёт частичный распад даже этих
сравнительно устойчивых функций. Функция
воспроизведения, присущая семье, будет
осуществляться и незамужними женщинами.
Функция социализации, выполняемая семьёй,
будет в большей мере разделена между
семьёй и посторонними людьми (воспитателями
игровых центров).
Дружеское расположение и эмоциональную
поддержку можно будет обрести не только
в семье. Таким образом, семья займёт своё
место среди нескольких других социальных
структур, управляющих воспроизводством,
социализацией и регулированием интимных
отношений. Поскольку изменение функций
семьи будет продолжаться, она утратит
когда-то присущую ей святость, но, безусловно,
не исчезнет из общества.
Информация о работе Понятие семьи, её исторические типы, функции семьи