Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 11:30, контрольная работа
Цель работы – проанализировать понятия темперамента и характера.
Объект исследования - личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности темперамента и характера старших дошкольников.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие характера и темперамента................................……....................5
Глава 2. Возрастные особенности темперамента старших дошкольников............8
Заключение………………………………………………………………………….12
Литература………………………………………………………………………….14
Наиболее настойчивы и азартны сангвиники и холерики. Они первыми включаются в игру, но дольше всех в ней задерживаются настырные холерики. Флегматики спокойны, ждут своего момента, могут уступить и молча подождать. Меланхолику следует помочь включиться в игру. Ему мешает робость, стеснительность, как правило, он не стремится добиться успеха в такой ситуации.
Второй вариант - проводится для изучения подвижности нервной системы. Наконечника в руке экспериментатора нет. Пока дети обследуют кулак, он опускает наконечник в карман кого-то из ребят. Когда дети обнаруживают, что наконечника в руке воспитателя кет, можно предложить им угадать, у кого он. Владелец наконечника должен постараться не выдать себя, а дети по выражению лица и по поведению должны определить, у кого наконечник.
Наблюдая за воспитанниками данной группы, отмечено, что большая часть это очень живые, непоседливые дети. На занятиях они ни минуты не сидят спокойно, меняют позу, вертят, что-либо в руках, разговаривают с соседом по парте, нетерпеливо тянут руку. У них быстрая походка, быстрый темп речи. Они очень впечатлительны, легко увлекаются, рассказывают оживленно и с увлечением. Во время игр откликаются живо на каждый новый факт. Живое, подвижное, выразительное лицо; мимика богатая, подвижная выразительная. По их лицу легко можно угадать, какое у них настроение, каково отношение к данному предмету или человеку. Например, Плотников Саша, его поведение на проводимых нами занятиях зависит от интереса к предмету. Он может увлеченно слушать воспитателя, проявлять большую работоспособность. На неинтересных же для него занятиях, он занимается своими делами, разговаривает с соседом. Чувства и настроения у него очень изменчивы. Получив замечания или выговор от воспитателя, он расстраивается, но через некоторое время на лице нет и следа обиды. Через некоторое время (2-3 минуты) он уже забывает о неприятностях и весело играет с другими детьми. Быстро привыкает к новой обстановке, к новой деятельности. Легко переключается с одной игры на другую, с одного вида деятельности на другую.
При исследовании индивидуально-типологических
различий применяется не один, а
несколько методов, частных методик.
Данные, полученные в процессе тестирования,
эксперимента, беседы, необходимо сопоставить
с результатами повседневных наблюдений
за дошкольниками. Такой подход обеспечит
более достоверный вывод
Заключение
Таким образом, характер – структура сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.
Таким образом, проведя анализ литературы мы изучили типы темперамента с помощью методики "Наконечник" В.А. Горбачёва и экспериментальной методики, разработаннаой Ю.А. Самариным "Перенос кубиков".
Было выявлено, что свойства
темперамента зависят от одного и
того же общего типа нервной системы,
не представляют собой психологически
не связанного бесструктурного конгломерата
между ними имеется вполне закономерная
взаимосвязь и
Благодаря проведённой работе,
нам удалось достигнуть определённых
результатов. А именно, выяснили, что
свойства темперамента влияют и на
статус старшего дошкольника в коллективе
сверстников. Такой статус более
высок у дошкольников холериков,
у сангвиников наблюдается
Литература