Понятие характера и темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать понятия темперамента и характера.
Объект исследования - личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности темперамента и характера старших дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие характера и темперамента................................……....................5
Глава 2. Возрастные особенности темперамента старших дошкольников............8
Заключение………………………………………………………………………….12
Литература………………………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Характер.docx

— 32.91 Кб (Скачать файл)

Наиболее настойчивы и  азартны сангвиники и холерики. Они  первыми включаются в игру, но дольше всех в ней задерживаются настырные  холерики. Флегматики спокойны, ждут своего момента, могут уступить и молча  подождать. Меланхолику следует  помочь включиться в игру. Ему мешает робость, стеснительность, как правило, он не стремится добиться успеха в  такой ситуации.

Второй вариант - проводится для изучения подвижности нервной  системы. Наконечника в руке экспериментатора нет. Пока дети обследуют кулак, он опускает наконечник в карман кого-то из ребят. Когда дети обнаруживают, что наконечника  в руке воспитателя кет, можно  предложить им угадать, у кого он. Владелец наконечника должен постараться  не выдать себя, а дети по выражению  лица и по поведению должны определить, у кого наконечник.

Наблюдая за воспитанниками данной группы, отмечено, что большая  часть это очень живые, непоседливые дети. На занятиях они ни минуты не сидят  спокойно, меняют позу, вертят, что-либо в руках, разговаривают с соседом  по парте, нетерпеливо тянут руку. У них быстрая походка, быстрый темп речи. Они очень впечатлительны, легко увлекаются, рассказывают оживленно и с увлечением. Во время игр откликаются живо на каждый новый факт. Живое, подвижное, выразительное лицо; мимика богатая, подвижная выразительная. По их лицу легко можно угадать, какое у них настроение, каково отношение к данному предмету или человеку. Например, Плотников Саша, его поведение на проводимых нами занятиях зависит от интереса к предмету. Он может увлеченно слушать воспитателя, проявлять большую работоспособность. На неинтересных же для него занятиях, он занимается своими делами, разговаривает с соседом. Чувства и настроения у него очень изменчивы. Получив замечания или выговор от воспитателя, он расстраивается, но через некоторое время на лице нет и следа обиды. Через некоторое время (2-3 минуты) он уже забывает о неприятностях и весело играет с другими детьми. Быстро привыкает к новой обстановке, к новой деятельности. Легко переключается с одной игры на другую, с одного вида деятельности на другую.

При исследовании индивидуально-типологических различий применяется не один, а  несколько методов, частных методик. Данные, полученные в процессе тестирования, эксперимента, беседы, необходимо сопоставить  с результатами повседневных наблюдений за дошкольниками. Такой подход обеспечит  более достоверный вывод относительно темперамента ребенка. Сразу все  свойства темперамента заметить трудно, да и возраст накладывает отпечаток  на его проявления [8, с. 325].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, характер – структура сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте  человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно  врожденного характера, поэтому  свойства темперамента наиболее устойчивы  и постоянны по сравнению с  другими психическими особенностями  человека. Наиболее специфическая особенность  темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

Таким образом, проведя анализ литературы мы изучили типы темперамента с помощью методики "Наконечник" В.А. Горбачёва и экспериментальной методики, разработаннаой Ю.А. Самариным "Перенос кубиков".

Было выявлено, что свойства темперамента зависят от одного и  того же общего типа нервной системы, не представляют собой психологически не связанного бесструктурного конгломерата между ними имеется вполне закономерная взаимосвязь и взаимозависимость.

Благодаря проведённой работе, нам удалось достигнуть определённых результатов. А именно, выяснили, что  свойства темперамента влияют и на статус старшего дошкольника в коллективе сверстников. Такой статус более  высок у дошкольников холериков, у сангвиников наблюдается средний  статус в коллективе и самым низким статусом обладают флегматики и меланхолики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

 

  1. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология / И.В.Дубровина. – М.: Академия, 2006.
  2. Крысько, В.Г. Психология и педагогика / В.Г.Крысько. – М.:ВЛАДОС, 2001.
  3. Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  4. Общая психология / Под ред. Рогова Е.И. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  5. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В.Петровский. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  6. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология / А.В.Петровский. – М.: Академия, 2005.
  7. Словарь практического психолога / Сост. Головин С.Ю. – Минск: Харвест, 1998.
  8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  9. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие характера и темперамента