Понятия «возраст» и поколение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 12:22, контрольная работа

Краткое описание

В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем лиц пенсионного возраста

Вложенные файлы: 1 файл

mezhpokolennye_konflikty.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, можно  сделать вывод о том, что конфликт  поколений это весьма сложное  и неоднозначное социальное явление, в основе которого лежит огромное множество причин (проблем).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профилактика межпоколенных конфликтов.

При разработке программ воспитания молодежи необходимо больше внимания уделять подбору и системному внедрению в практику воспитательного процесса адрес­ных психолого-педагогических технологий для оптимизации процес­сов социализации молодежи в современном обществе. Результатив­ность и эффективность применения психолого-педагогических тех­нологий при определенных типах межпоколенных конфликтов обес­печивается за счет освоения педагогами целенаправленного алгорит­ма психолого-педагогического воздействия, способ и форма реализа­ции которого конструируется в зависимости от содержания конфлик­та. Профилактика как совокупность мер по предупреждению возник­новения этих конфликтов должна быть основана на мероприятиях, направленных на создание условий для совершенствования среды межпоколенного взаимопонимания при общении. Наполнение этой среды новым содержанием, новыми смыслами и новыми отношения­ми позволит сформировать основания для перехода от кризисного способа регулирования межпоколенных отношений к бескризисно­му, позволяющему упреждать возникновение конфликтов либо ком­пенсировать, развивать и преобразовывать их в целях гармонизации межпоколенных отношений.

Объектом психолого-педагогической и социально-психологи­ческой работы в этих мероприятиях являются межличностные отно­шения и связи, ценностные ориентации представителей взаимодейст­вующих сторон.

Для гармонизации межпоколенных отношений необходимо созда­вать условия творческой, преобразующей совместной деятельности представителей разных поколений, а для профилактики конфликт­ности этих отношений — применять психолого-педагогические прие­мы, изменяющие характер межличностного взаимодействия. Учиты­вая многообразие межпоколенных связей в социально-образователь­ной среде, обусловленное множеством субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, а также различным смысловым наполнением жизненных ценностей, в организации воспитательной работы в обра­зовательных учреждениях необходимо разрабатывать комплекс мер, направленных на изменение характера этих связей и переводить их в партнерские отношения, которые смогут эффективно реализовывать-ся в совместной деятельности при условии разрешения противоречий в ценностях, определяющих мировоззрения молодежи и представите­лей старшего поколения. При таком многообразии в социуме моло­дежных субкультур и течений, транслируемых и рекламируемых раз­ного рода СМИ, необходимо сформировать у подрастающего поколе­ния представления о ценностях как процессе их поэтапного социаль­ного эволюционирования, т. е. рассматривать новые ценности как усовершенствование, развитие ценностных ориентации предыдущих поколений.

Например, у поколения развитого социализма в СССР (лиц 40—55 лет) дисциплина, послушание, иерархия, власть являлись осно­вой ценностных ориентации. Сегодня эти ценности «как бы генети­чески» автоматизировались в сознании 15-летних. Эти ценности в мире современных технологий преобразуются молодежью соответст­венно: в участие (деятельность регулируется не дисциплиной, а осоз­нанным участием в процессе деятельности); самоопределение (моло­дежь свободна в выборе, имеет возможность использовать свободу в собственном выборе); конкуренцию (владение компетентностями и умением устанавливать различного рода межпредметные связи);

творчество, креативность мышления (власть как творческий, креатив­ный менеджмент развития в конкурентном мире). Однако такая важ­ная составляющая современного мира, как свобода, зачастую воспри­нимается и понимается как своеволие, что приводит к противоречиям и столкновениям во взаимодействии поколений.

При более глубоком рассмотрении конфликтов (наблюдаемых в режиме практики семейного консультирования, анализа деятель­ности школьных психологов и пр.) оказывается, что истинные пси­хологические корни данных разногласий состоят в том, что опыт, накопленный старшими поколениями, оказывается невостребо­ванным и воспринимается младшим поколением как неактуальный и бесполезный. Недоверие молодых людей к старшему поколению, девальвировавшему свои ценности и идеалы, соответственно по­рождает у молодежи доверительное или недоверительное отноше­ние к миру, способствует воспитанию доверия или недоверия к лю­дям, формируя доверительную или недоверительную мировоззрен­ческую позицию. Практически, суть любого психологического конфликта заключается в несоответствии (обусловленном либо ин­формационными искажениями, либо противоречиями) рефлексив­ных представлений человека о самом себе и об окружающей дейст­вительности, а выражается конфликт разностью восприятия време­ни, темпераментов, характеров, а также потребностей, интересов, позиций, предпочтений. Неумение молодежи выдавать адекват­ную, адаптированную реакцию на возникающие противоречия в общении с пожилыми людьми обусловлено отсутствием определен­ных психических механизмов, участвующих в преодолении как внутриличностных, так и межличностных конфликтов. Формиро­вание основ психологической культуры, гаранта эффективного преодоления конфликтов, начинается в пространстве межпоколен­ных отношений в семье с раннего детского возраста.

В этом процессе ключевую роль играют психолого-педагогические приемы (которыми должны владеть и родители, и педагоги), с по­мощью которых происходит воспитание ребенка и становление у него базисных навыков межличностного и межпоколенного взаимодейст­вия в системе семейно-родовых отношений. В случае неполной, негармоничной, проблемной семьи происходят искажение траекто­рии развития и психологическая деформация личности, у ребенка не формируется чувство доверительного отношения к окружающему его пространству.

В качестве основной профилактической меры на данном этапе вы­ступает профессиональная работа дошкольных педагогов-психоло­гов, воспитателей, система организованной социально-психологи­ческой поддержки проблемных семей.

Далее ребенок как представитель семьи поступает в школу и погру­жается в среду территориально-групповых отношений, качественно отличающихся от системы семейно-родовых отношений. Здесь он осваивает всю палитру социально-психологических навыков межпо­коленного и межличностного взаимодействия, а также новые соци­альные роли. В данный период взросления личности происходит са­моидентификация и осознание групповой принадлежности. Ведущую роль в социализации индивида на данном этапе играют социаль­но-психологические особенности, характерные для образователь­но-педагогической среды как в школе, так и вне ее.

Ребенок не только осваивает сложный психологический механизм взаимоотношений между людьми: субъект-объектных, субъект-субъ­ектных, но и осмысливает переходные состояния от одного вида отно­шений к другому. При этом он впитывает нормы и правила психологи­ческой культуры общения, принятые в данном социуме, и в то же время по-своему переживает различные отклонения в декларируемых взрослыми нормах и правилах поведения и общения. При нарушении гармоничной самоидентификации происходит искажение представ­лений о себе и мире; как правило, мир воспринимается ребенком как враждебный, рушится гармоничное, доверительное отношение к со­циальному окружению, происходит деформация самооценки, цен­ностных ориентации.

В качестве профилактических мер на данном этапе должны высту­пать организующие процесс социализации индивида комплексные личностно-ориентированные программы воспитания, включающие работу с семьями в школах и других социальных институтах. Следует отметить, что эти программы должны не только предусматривать спе­цифические психолого-педагогические особенности, характерные для учащихся начальной и средней школы. Они должны быть направ­лены на создание условий для выявления и развития способностей и возможностей ребенка, а также способствовать гармоничной социа­лизации личности в современном социуме и быть нацеленными на воспитание гражданина своей страны с ее историей, многообразными традициями.

Например, на этапе начальной школы больше внимания следует уде­лять: изучению природной среды во всем ее многообразии и взаимодей­ствии, а также пониманию особенностей традиций и культуры своей ма­лой родины; воспитанию эмоционально-чувственной, волевой сферы ребенка; а на этапе средней школы — изучению многообразия традиций и культур, социального устройства мира и экологии человека в окружаю­щем пространстве; формируя при этом основы толерантного сознания у подростков. На ступени перехода к старшим классам и далее начинается освоение других более сложных познавательно-деятельностных аспек­тов жизни, преследующих цель подготовки индивидуума к взрослой жизни. Здесь начинается освоение и качественно другого типа отноше­ний — профессионально-трудовых.

Старшие подростки начинают осваивать категорию психологи­ческого времени. Они познают «свойства будущего как модуса че­ловеческого бытия. Знание о "поведении" будущего, которое то сбывается, в соответствии с ожидаемым, предвиденным, то не сбы­вается, становясь неожиданным, входит в апперцептивные массы человека, определяя собой содержание его восприятий, реакций и ответных действий. Только понимая прошлое как сбывшееся, осу­ществленное будущее, человек от предвидения переходит к посиль­ному обезвреживанию опасностей» [2. С. 45], учится соизмерять свои возможности со своими потребностями, учитывая как свой личный опыт, так и опыт старшего поколения. Уместно процитиро­вать Б. М. Бим-Бада [2], который сказал, что умный человек найдет выход их трудного положения, а мудрый не попадет в него. Поэтому педагоги, при разработке воспитательно-образовательных про­грамм для подростков, должны учитывать феномен постижения молодежью психологической категории будущего как одной из важных задач воспитания гражданских качеств. Начиная с 8-го класса процессы познания учебных дисциплин предполагают активное освоение учащимися навыков проектно-ориентирован-ной и исследовательской деятельности, направленной на выраже­ние ответственной личностной позиции, формирующей индивиду­альность.

В старших классах этот процесс приобретает первостепенное зна­чение для освоения навыков по преобразующей деятельности как в сфере межличностных отношений, так и в окружающем пространст­ве. В целях его гармонизации и создания условий для личностной са­мореализации на данном этапе становления личности определяющую роль играют социально-педагогические условия, в которых происхо­дит формирование личности старшего подростка и поиск индивиду­альной психологической и социальной ниши. На данном этапе разви­тия расширяется многообразие видов и форм межличностных и меж­поколенных взаимодействий, происходит усложнение их ситуатив­ных жизненных проявлений. Определяются ключевые контуры «Я-концепции», выраженные в устойчиво предъявляемом окружаю­щим психологическом портрете и поведенческих паттернах. Это, в свою очередь, находит выражение в стремлении личности принадле­жать к определенной социально-культурной общности, что во многом определяет и профессиональную ориентацию. В случае отсутствия благоприятных условий для самоопределения и самореализации про­исходит искажение целевого вектора развития личности и деформа-ция ее социально-психологического портрета, что в последующем мо­жет привести к формированию асоциального, конфликтного типа личности.

При нарушении механизмов адаптации личности к специфике межличностных и межпоколенных отношений, характерных для дан­ного исторического момента, социально-культурных особенностей и пр., происходит нарушение механизма эволюционирования челове­ка в соответствии с особенностями природы его личности, требовани­ями времени. Если рассматривать процесс социализации ребенка на основаниях культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, то, на взгляд автора, логика функционирования человека может быть представлена в следующей структурно-логической схеме, которая по­зволяет педагогам создавать воспитательные программы с учетом пре­дупреждения межпоколенных кризисов и определять наиболее влия­тельные факторы воздействия на процесс формирования модельного мира подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проблема поколений была, есть и будет - большая, упитанная и неразрешимая. Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их принципам и идеалам, но такая политика далеко не часто приводит к желаемому результату. Дети не могут во всем потакать родителям, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения.

Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени. Современное динамичное общество ставит перед каждым новым поколением проблемы, цели, пути развития. Здесь опыт предыдущих поколений не может полностью соответствовать задачам будущего. Формируется образ каждого поколения.

Поэтому неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России эта проблема особенно актуальна. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов, 1999
  2. Батаршев А.В. Психология личности и общения, 2004
  3. Кулагина И.Ю Возрастная психология, 2002
  4. Олейник А.Н. Основы конфликтологии, 2003
  5. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов, 2004
  6. Токарева Е.М. Социология, 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

  1. Ввведение.
  2. Понятия «возраст» и поколение.
  3. Понятие межпоколенного конфликта.
  4. Причины межпоколенных конфликтов.
  5. Профилактика межпоколенных конфликтов.
  6. Заключение.
  7. Список использованной литературы.

Информация о работе Понятия «возраст» и поколение