Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 12:22, контрольная работа
В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем лиц пенсионного возраста
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликт поколений это весьма сложное и неоднозначное социальное явление, в основе которого лежит огромное множество причин (проблем).
Профилактика межпоколенных конфликтов.
При разработке программ воспитания молодежи необходимо больше внимания уделять подбору и системному внедрению в практику воспитательного процесса адресных психолого-педагогических технологий для оптимизации процессов социализации молодежи в современном обществе. Результативность и эффективность применения психолого-педагогических технологий при определенных типах межпоколенных конфликтов обеспечивается за счет освоения педагогами целенаправленного алгоритма психолого-педагогического воздействия, способ и форма реализации которого конструируется в зависимости от содержания конфликта. Профилактика как совокупность мер по предупреждению возникновения этих конфликтов должна быть основана на мероприятиях, направленных на создание условий для совершенствования среды межпоколенного взаимопонимания при общении. Наполнение этой среды новым содержанием, новыми смыслами и новыми отношениями позволит сформировать основания для перехода от кризисного способа регулирования межпоколенных отношений к бескризисному, позволяющему упреждать возникновение конфликтов либо компенсировать, развивать и преобразовывать их в целях гармонизации межпоколенных отношений.
Объектом психолого-педагогической и социально-психологической работы в этих мероприятиях являются межличностные отношения и связи, ценностные ориентации представителей взаимодействующих сторон.
Для гармонизации межпоколенных отношений необходимо создавать условия творческой, преобразующей совместной деятельности представителей разных поколений, а для профилактики конфликтности этих отношений — применять психолого-педагогические приемы, изменяющие характер межличностного взаимодействия. Учитывая многообразие межпоколенных связей в социально-образовательной среде, обусловленное множеством субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, а также различным смысловым наполнением жизненных ценностей, в организации воспитательной работы в образовательных учреждениях необходимо разрабатывать комплекс мер, направленных на изменение характера этих связей и переводить их в партнерские отношения, которые смогут эффективно реализовывать-ся в совместной деятельности при условии разрешения противоречий в ценностях, определяющих мировоззрения молодежи и представителей старшего поколения. При таком многообразии в социуме молодежных субкультур и течений, транслируемых и рекламируемых разного рода СМИ, необходимо сформировать у подрастающего поколения представления о ценностях как процессе их поэтапного социального эволюционирования, т. е. рассматривать новые ценности как усовершенствование, развитие ценностных ориентации предыдущих поколений.
Например, у поколения развитого социализма в СССР (лиц 40—55 лет) дисциплина, послушание, иерархия, власть являлись основой ценностных ориентации. Сегодня эти ценности «как бы генетически» автоматизировались в сознании 15-летних. Эти ценности в мире современных технологий преобразуются молодежью соответственно: в участие (деятельность регулируется не дисциплиной, а осознанным участием в процессе деятельности); самоопределение (молодежь свободна в выборе, имеет возможность использовать свободу в собственном выборе); конкуренцию (владение компетентностями и умением устанавливать различного рода межпредметные связи);
творчество, креативность мышления (власть как творческий, креативный менеджмент развития в конкурентном мире). Однако такая важная составляющая современного мира, как свобода, зачастую воспринимается и понимается как своеволие, что приводит к противоречиям и столкновениям во взаимодействии поколений.
При более глубоком рассмотрении конфликтов (наблюдаемых в режиме практики семейного консультирования, анализа деятельности школьных психологов и пр.) оказывается, что истинные психологические корни данных разногласий состоят в том, что опыт, накопленный старшими поколениями, оказывается невостребованным и воспринимается младшим поколением как неактуальный и бесполезный. Недоверие молодых людей к старшему поколению, девальвировавшему свои ценности и идеалы, соответственно порождает у молодежи доверительное или недоверительное отношение к миру, способствует воспитанию доверия или недоверия к людям, формируя доверительную или недоверительную мировоззренческую позицию. Практически, суть любого психологического конфликта заключается в несоответствии (обусловленном либо информационными искажениями, либо противоречиями) рефлексивных представлений человека о самом себе и об окружающей действительности, а выражается конфликт разностью восприятия времени, темпераментов, характеров, а также потребностей, интересов, позиций, предпочтений. Неумение молодежи выдавать адекватную, адаптированную реакцию на возникающие противоречия в общении с пожилыми людьми обусловлено отсутствием определенных психических механизмов, участвующих в преодолении как внутриличностных, так и межличностных конфликтов. Формирование основ психологической культуры, гаранта эффективного преодоления конфликтов, начинается в пространстве межпоколенных отношений в семье с раннего детского возраста.
В этом процессе ключевую роль играют психолого-педагогические приемы (которыми должны владеть и родители, и педагоги), с помощью которых происходит воспитание ребенка и становление у него базисных навыков межличностного и межпоколенного взаимодействия в системе семейно-родовых отношений. В случае неполной, негармоничной, проблемной семьи происходят искажение траектории развития и психологическая деформация личности, у ребенка не формируется чувство доверительного отношения к окружающему его пространству.
В качестве основной профилактической меры на данном этапе выступает профессиональная работа дошкольных педагогов-психологов, воспитателей, система организованной социально-психологической поддержки проблемных семей.
Далее ребенок как представитель семьи поступает в школу и погружается в среду территориально-групповых отношений, качественно отличающихся от системы семейно-родовых отношений. Здесь он осваивает всю палитру социально-психологических навыков межпоколенного и межличностного взаимодействия, а также новые социальные роли. В данный период взросления личности происходит самоидентификация и осознание групповой принадлежности. Ведущую роль в социализации индивида на данном этапе играют социально-психологические особенности, характерные для образовательно-педагогической среды как в школе, так и вне ее.
Ребенок не только осваивает сложный психологический механизм взаимоотношений между людьми: субъект-объектных, субъект-субъектных, но и осмысливает переходные состояния от одного вида отношений к другому. При этом он впитывает нормы и правила психологической культуры общения, принятые в данном социуме, и в то же время по-своему переживает различные отклонения в декларируемых взрослыми нормах и правилах поведения и общения. При нарушении гармоничной самоидентификации происходит искажение представлений о себе и мире; как правило, мир воспринимается ребенком как враждебный, рушится гармоничное, доверительное отношение к социальному окружению, происходит деформация самооценки, ценностных ориентации.
В качестве профилактических мер на данном этапе должны выступать организующие процесс социализации индивида комплексные личностно-ориентированные программы воспитания, включающие работу с семьями в школах и других социальных институтах. Следует отметить, что эти программы должны не только предусматривать специфические психолого-педагогические особенности, характерные для учащихся начальной и средней школы. Они должны быть направлены на создание условий для выявления и развития способностей и возможностей ребенка, а также способствовать гармоничной социализации личности в современном социуме и быть нацеленными на воспитание гражданина своей страны с ее историей, многообразными традициями.
Например, на этапе начальной школы больше внимания следует уделять: изучению природной среды во всем ее многообразии и взаимодействии, а также пониманию особенностей традиций и культуры своей малой родины; воспитанию эмоционально-чувственной, волевой сферы ребенка; а на этапе средней школы — изучению многообразия традиций и культур, социального устройства мира и экологии человека в окружающем пространстве; формируя при этом основы толерантного сознания у подростков. На ступени перехода к старшим классам и далее начинается освоение других более сложных познавательно-деятельностных аспектов жизни, преследующих цель подготовки индивидуума к взрослой жизни. Здесь начинается освоение и качественно другого типа отношений — профессионально-трудовых.
Старшие подростки начинают осваивать категорию психологического времени. Они познают «свойства будущего как модуса человеческого бытия. Знание о "поведении" будущего, которое то сбывается, в соответствии с ожидаемым, предвиденным, то не сбывается, становясь неожиданным, входит в апперцептивные массы человека, определяя собой содержание его восприятий, реакций и ответных действий. Только понимая прошлое как сбывшееся, осуществленное будущее, человек от предвидения переходит к посильному обезвреживанию опасностей» [2. С. 45], учится соизмерять свои возможности со своими потребностями, учитывая как свой личный опыт, так и опыт старшего поколения. Уместно процитировать Б. М. Бим-Бада [2], который сказал, что умный человек найдет выход их трудного положения, а мудрый не попадет в него. Поэтому педагоги, при разработке воспитательно-образовательных программ для подростков, должны учитывать феномен постижения молодежью психологической категории будущего как одной из важных задач воспитания гражданских качеств. Начиная с 8-го класса процессы познания учебных дисциплин предполагают активное освоение учащимися навыков проектно-ориентирован-ной и исследовательской деятельности, направленной на выражение ответственной личностной позиции, формирующей индивидуальность.
В старших классах этот процесс приобретает первостепенное значение для освоения навыков по преобразующей деятельности как в сфере межличностных отношений, так и в окружающем пространстве. В целях его гармонизации и создания условий для личностной самореализации на данном этапе становления личности определяющую роль играют социально-педагогические условия, в которых происходит формирование личности старшего подростка и поиск индивидуальной психологической и социальной ниши. На данном этапе развития расширяется многообразие видов и форм межличностных и межпоколенных взаимодействий, происходит усложнение их ситуативных жизненных проявлений. Определяются ключевые контуры «Я-концепции», выраженные в устойчиво предъявляемом окружающим психологическом портрете и поведенческих паттернах. Это, в свою очередь, находит выражение в стремлении личности принадлежать к определенной социально-культурной общности, что во многом определяет и профессиональную ориентацию. В случае отсутствия благоприятных условий для самоопределения и самореализации происходит искажение целевого вектора развития личности и деформа-ция ее социально-психологического портрета, что в последующем может привести к формированию асоциального, конфликтного типа личности.
При нарушении механизмов адаптации личности к специфике межличностных и межпоколенных отношений, характерных для данного исторического момента, социально-культурных особенностей и пр., происходит нарушение механизма эволюционирования человека в соответствии с особенностями природы его личности, требованиями времени. Если рассматривать процесс социализации ребенка на основаниях культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, то, на взгляд автора, логика функционирования человека может быть представлена в следующей структурно-логической схеме, которая позволяет педагогам создавать воспитательные программы с учетом предупреждения межпоколенных кризисов и определять наиболее влиятельные факторы воздействия на процесс формирования модельного мира подростка.
Заключение.
Проблема поколений была, есть и будет - большая, упитанная и неразрешимая. Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их принципам и идеалам, но такая политика далеко не часто приводит к желаемому результату. Дети не могут во всем потакать родителям, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения.
Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени. Современное динамичное общество ставит перед каждым новым поколением проблемы, цели, пути развития. Здесь опыт предыдущих поколений не может полностью соответствовать задачам будущего. Формируется образ каждого поколения.
Поэтому неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России эта проблема особенно актуальна. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.
Список использованной литературы.
Содержание.