Поощрение и наказание в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 11:22, реферат

Краткое описание

Причина такого положения в том, что в нашей педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и показания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь воздействие грубым насилием, оскорбление личного достоинства ребенка, а к поощрениям - только награды, подарки, премии. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Естественно, наличие таких крайних и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается и на практике использования поощрений и наказаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ КАК МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 ВИДЫ И ФОРМЫ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
2.2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

document 0.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

1.2 Характеристика  основных форм поощрения и  наказания школьников

 

Рассмотренная классификация видов поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих методов стимулирования. Назначение этой классификации - помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем педагогу необходимо знать о наиболее типичных и конкретных формах поощрения и наказания, используемых для стимулирования деятельности учащихся. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная форма этих методов, связывается с поступком школьника не непосредственно, а через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию.

Рассмотрим вначале основные формы поощрения - это одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.

Одобрение - простейшая форма поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, одобрением перед классом, учителями или родителями. Уважение, доверие вселяют в него уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Похвала - это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников. Она так же как и одобрение вызывает в ребенке положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.

Из поощрений, связанных с моральными санкциями, так же следует отметить благодарность - коллективную и индивидуальную. В развитом коллективе благодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде записки в дневнике, похвальными грамотами или листами.

Присуждение почетного места в соревновании - широко используемая форма поощрения. Это могут быть и места лучших классов, параллелей и места спортивных команд, различных кружков и творческих объединений. При правильно организованном соревновании различные по своим личностным качествам дети и подростки могут проявить себя с лучшей стороны. Или с той стороны, которую либо никто не замечал среди педагогов и других учащихся, либо ребенок по каким-то внутренним или внешним причинам не мог раскрыть раньше. При этом достигнутые успехи будут способствовать не только укреплению уверенности в себе и своих силах, но стимулировать ребенка к более высоким результатам.

При проведении соревнований важно иметь в виду, что соревнование в школе ни в коем случае не должно копировать форм соревнования в коллективах взрослых. И присуждение почетных мест в соревновании тоже должно производиться с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, усилий приложенных ими для достижения того или иного результата, а главное - организация школьных коллективов на основе взаимной помощи, дружеской взаимной выручки и учебы.

Присуждение почетных мест в соревновании сопровождается индивидуальными и коллективными наградами - премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами. Такого рода поощрения вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют и достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех учениках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

К формам коллективного и индивидуального поощрения так же относится поручение почетных обязанностей. В школе это может быть поручение обязанностей лаборанта, ассистента учителя, дежурного пользующегося теми или иными правами. Это поощрение воспринимается школьниками как оказание высокого доверия к ним и признание их самостоятельной личностью, поэтому эта форма поощрения воспринимается весьма положительно и высоко ценится не только подростками, но и учащимися старших классов. Формой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это нередко связывается с присвоением различных почетных званий. При этом необходимо иметь в виду то, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу.

Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных форм наказания: наиболее распространенной формой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляется обычно с помощью прямого непосредственного требования. Разумеется, форма замечания может быть и несколько иной, менее официальной особенно в младших классах. Однако безлично - негативные замечания, которые порой делают некоторые учителя, повышают в раздражении голос и, приходя в состояние крайней нервозности, приносят обычно больше вреда, чем пользы.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая форма наказания, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его да место. Ошибку совершают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.

Не говоря уже о том, что для ребенка такое длительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим одноклассникам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. К сожалению, надо признать, что в значительной части случаев, когда эта форма используется, ее применение не диктовалось такой жесткой необходимостью, а было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда - нетактичным обращением к ученику.

Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твердо и уверенно осуществить эту форму наказания, ему необходимо иметь в виду, что наказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимости от конкретной ситуации, так пли иначе завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии злости, провожает удаляемого сакраментальной фразой: "Больше на мои уроки не приходи!." Трудно сказать, какой из следующих "педагогических" маневров хуже: тот ли, когда учитель преспокойно ведет дальнейшие уроки, не обращая внимания на то, что наказанный действительно перестал посещать класс, или тот, когда он из урока в урок неумолимо показывает несчастному, провинившемуся на дверь.

Весьма серьезная форма наказания - выговор. Смысл выговора - в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его друзей и одноклассников эта форма наказания становится весьма сильной.

Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор - это очень серьезная форма наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор "для острастки", как порой, к сожалению, случается.

Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

Исключение из школы или перевод в другой класс как одна из форм наказаний является самой жесткой, однако ее целесообразность, мягко говоря, вызывает сомнения. Так как в действительности перевод в другой класс и тем более в другую школу оправдывает себя редко, и делать это надо лишь в том случае, если есть достаточная обоснованная уверенность, что это наказание принесет реальный воспитательный эффект. Бывают случаи, что директора двух - трех расположенных недалеко друг от друга школ заключают между собой что-то вроде негласного сепаративного "договора": ты ко мне переведешь - я к тебе переведу, он к тебе, я к нему и так далее. Гласное решение вопроса на совместном совещании администрации, общественных организаций, учителей обеих школ - вот единственно возможный путь для педагогически целесообразного решения подобной ситуации.

Наряду с предусмотренными официальными документами, в школах используются и такие педагогически целесообразные формы наказания, применение которых связано с традициями, особенностями конкретных коллективов. Используется, в частности, такая форма, как поручение дополнительных трудовых обязанностей.

Другой формой наказания, также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой формы целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими одноклассниками.

Заканчивая главу, хотелось бы сказать, что мы сосредоточили внимание на наиболее основных видах и формах поощрения и наказания, которые наиболее часто используются в качестве методов стимулирования деятельности школьников.

Глава 2.Использование методов поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе

 

2.1 Технология  применения поощрения и наказания

 

Возьмем любую педагогическую ситуацию. Будучи определенной совокупностью отношений (между педагогом и учащимися, внутриколлективных отношений, отношений учащихся к организуемой деятельности, к самим себе - их внутренних психических состояний), любая ситуация представляет собой как бы "срез", частичный или полный, учебно-воспитательного процесса, своего рода моментальный фотографический снимок. Если зафиксировать буквально через минуту еще один "срез" и сравнить их, то можно будет заметить изменения, порой весьма существенные, в характере отношений, составляющих сущность данной ситуации. Чем определяются эти изменения?

Разумеется, большое значение имеет организация коллектива учащихся, в частности развитие в нем самоуправления. Очень важную роль играет сама система работы по идейно-нравственному убеждению детей и подростков. Однако влияние этих факторов на развитие конкретной педагогической ситуации бывает, как правило, опосредованным, сказывается через какое-то время. Условием, непосредственно и сразу изменяющим ситуацию, является педагогическое воздействие. Именно педагогическое воздействие, понимаемое как совокупность воздействий педагогов, школьного коллектива и элементов самостимуляции, непосредственно определяет динамику воспитательного процесса в каждый данный момент.

Назначение поощрения и наказания как средств педагогической коррекции, осуществляемой в системе воздействия, заключается в том, что бы поддержать развитие учебно-воспитательного процесса в соответствии заданным направлением. Специфика самого явления педагогической коррекции состоит в следующем. Благодаря воздействиям, осуществляемым в различных формах педагогического требования, складывается определенный стереотип взаимоотношений. Стереотипность привычность этих взаимоотношений обладают большой устойчивостью. Именно поэтому в ситуациях, диктующих необходимость внесения определенных быстрых изменений в характер этих взаимоотношений, действий в формах педагогического требования оказывается недостаточно, и используются соответствующие поощрения и наказания.

Воздействия, осуществляемые в различных формах перспективы, формируют определенные отношения воспитанников к различным видам деятельности, организуемой педагогами. Стереотипы этих отношений характеризуются определенными правами и обязанностями детей и подростков в тех видах или иных видах деятельности. И опять-таки, для того чтобы внести заметные изменения в эти отношения, бывает необходимо использовать соответствующие поощрения и наказания.

Наконец, важнейшим регулятором, определяющим устойчивое отношение того или иного школьника к самому себе, его психическое состояние, является воздействие общественным мнением коллектива. Это большая нравственная сила, которая при правильном руководстве способна творить настоящие чудеса. И здесь также бывают ситуации, в которых надо добиться резкого изменения отношения учащегося к своему поведению, а, следовательно, изменения общественного мнения коллектива. Условием этих изменений также являются отвечающие их особенностям поощрения и наказания.

Говоря в целом, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Несмотря на кажущуюся простоту методы поощрения и наказания требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов. То есть существует определенная технология применения поощрений и наказаний. Легко установить, что означает слово "технология", образованное от латинских слов "техне" - искусство, мастерство, ремесло и "логос" - наука. До последнего момента "интеллектуальные производства", в числе которых и воспитание человека, обходились без понятия технологии. Современная педагогическая теория, "созревшая" для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм.

В производственном процессе технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Все современные производства основываются на технологиях. Технология - концентрированное выражение достигнутого уровня производства: то есть это и способ, и результат внедрения научных достижений. Перед тем как перейти непосредственно к технологии применения поощрения и наказания рассмотрим общие правила, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности поощрения и наказания:

Во-первых, анализ конкретной ситуации должен подсказывать педагогу необходимость внесения таких корректив во взаимоотношения с данным воспитанником, в его права и обязанности, которые могут быть достигнуты лишь с помощью поощрения или наказания.

Информация о работе Поощрение и наказание в учебно-воспитательном процессе