Построение предметно – игровой развивающей среде в дошкольных образовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов. Современная классификация игрушки. Характеристика развивающей предметно – игровой среды. Роль среды в образовании ребёнка дошкольного возраста. Принципы построения развивающей предметной среды. Особенности предметно – игровой развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.

Содержание

1. Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов.
2. Современная классификация игрушки.
3. Характеристика развивающей предметно – игровой среды.
4. Роль среды в образовании ребёнка дошкольного возраста.
5. Принципы построения развивающей предметной среды.
6. Особенности предметно – игровой развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогическая ценность игрушки.docx

— 27.39 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и  РТ   ГАОСП

 «Нижнекамский педагогический  колледж» 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По педагогике

 

 

 

Тема: Построение предметно – игровой развивающей среде

 в дошкольных образовательных  учреждениях. 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Нугуманова И.Р.

Студентка: 801группы

Проверила:    

 

 

План:

 

  1. Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов.
  2. Современная классификация игрушки.
  3. Характеристика развивающей  предметно – игровой среды.
  4. Роль среды в образовании ребёнка дошкольного возраста.
  5. Принципы построения развивающей предметной среды.
  6. Особенности предметно – игровой развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.

  

  1. Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов.

 

       Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков. То же  можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, её заменяющим, она всегда представляет собой обобщённое явление – знак по отношению к своему прототипу.

      Игрушки  могут быть самыми разнообразными  по теме и художественному  решению, но все они должны  отвечать определённым педагогическим требованиям.  Главнейшие из этих требований относятся к возрастной  адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.

 

  1. Современная  классификация  игрушки.

 

       Одна  из первых отечественных классификаций  принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. Он подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика»[17, С.].

       В своей  классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1)     звуковые  игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2)     двигательные  игрушки - лук, стрелы, бумеранги  и т.д.;

3)     образные  игрушки - изображения животных  и куклы;

4)     веревочку,  из которой делают различные,  порой самые замысловатые фигуры.

       Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методические рекомендации для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего  воздействия на психику ребенка.

          В современной педагогике более подробной  классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

-         игрушки моторно-спортивные - мяч,  обруч, прыгалки, кегли, волейбол,

бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и  мелкой моторики, глазомера;

-         игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт,  мебель и пр. -

содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую  ребенок выявляет, закрепляет и углубляет  свой социальный опыт;

-         творческая трудовая игрушка  – всевозможный строительный  материал,

конструкторы, разнообразные  модели и т.п. - развивает конструкторские

способности и изобретательство;

-         техническая игрушка – различные  виды машин, игрушечные

фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п.  - также  развивает

конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет

интерес к строительству  и технике;

-         настольные игры  способствуют  развитию сообразительности,

внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский  коллектив в играх с правилами;

-         веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с

вертящимся хвостом воспитывает  чувство юмора;

-         музыкальные игрушки -  поющие  птицы, примитивные музыкальные

инструменты, игрушки с  музыкальной мелодией -   служат средством развития  музыкального слуха;

-         театральная игрушка - теневой  театр, театр игрушек, марионеток -

подводят к собственной  театральной игре, чрезвычайно обогащают  детское

художественное восприятие.

        В  психологии  классификация игрушки  разработана В.С. Мухиной. Рассматривая  игрушку не только как предмет,  служащий для забавы и развлечения,  но и как средство психического  развития, она разделяет их на  две большие группы:

-         игрушки, направленные на познавательное  развитие ребенка;

-         игрушки, воздействующие на нравственную  сферу личности ребенка.

      Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования.

Ребенок внимательно рассматривает  подвешенные перед его глазами  игрушки, что упражняет его восприятие .

 

  1. Характеристика развивающей предметно – игровой среды. 

 

       Развивающая  среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта[4]

       При  создании предметной развивающей  среды необходимо учитывать гендерную  специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

      Предметная  развивающая среда должна способствовать  реализации образовательных областей  в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую  деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную  деятельность самих детей в  условиях созданной педагогами    предметной развивающей образовательной  среды, обеспечивающей выбор каждым  ребенком деятельности по интересам  и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.[2]

     Предметно  - игровая среда выстраивается  с учётом требования концепции  по построению развивающей среды  для организации жизни детей  и взрослых в детском саду.

 

  1. Роль  среды в образовании ребёнка дошкольного возраста.

 

      Развивающая  среда создаёт благоприятные  условия для обучения ребёнка  в процессе его самостоятельной  деятельности: ребёнок осваивает  свойства и признаки предметов,  овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми и т. д.            Иными словами, среда развития ребёнка, обеспечивающая разные виды его активности, становится основной для самостоятельной деятельности. При этом ребенок развивается все сторонне. Происходит развитие личности.

       Занятия и самостоятельная деятельность детей – это две основные формы обучения дошкольника в детском саду. При этом организация занятий обеспечивается соответствующими образовательными  программами и технологиями, а также определёнными способами  и средствами взаимодействия взрослого с ребёнком.  

 

         5. Принципы построения развивающей предметной среды.

 

Можно выделить несколько  принципов построения педагогического процесса в дошкольном учреждения:

- учитывать возрастные  возможности детей; опираться  на интересы ребёнка;

- решать воспитательные  и образовательные задачи в  их единстве;

- учитывать положение  о ведущей деятельности, смене  деятельности и компенсаторной  взаимосвязи разных видов деятельности  в едином педагогическом процессе;

- осуществлять взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

- создавать естественную, непринуждённую обстановку, в которой  будет развиваться свободная  творческая  личность;

- стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребёнка».

           6. Особенности организации предметно – игровой развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.

 

    1.  Безопасность – в помещении не должны быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжёлых, углы должны быть закрыты.

  2. Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянутся до них без помощи взрослых. Это помогает ему чувствовать себя самостоятельным.

  3. Яркость, привлекательность.

4. Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребёнок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.

5. Свобода выбора - на занятии есть чёткая структура, которой должны придерживаться все дети. Но если ребёнку хочется делать что – то  другое, и это не отвлекает внимание остальных детей, ему это разрешается. Во время свободной игры ребёнок сам выбирает игрушки.

6. Насыщенность – наличие оборудования для двигательной активности, материалов для продуктивной деятельности, игрушки, дидактический материал, материалы для совместных игр

 7.  Предметная развивающая среда построена с учётом гендерных особенностей детей: предусмотрены уголки для мальчиков и девочек. В уголке для мальчиков расположены конструктор, машины, инструменты; у девочек – кухня, обеденный стол, кроватки с куклами.

    Исходя из описанных выше обстоятельств возникает необходимость обратить внимание на организацию условий для развития положительных эмоциональных отношений между взрослым и ребёнком способствующих решению вопросов здоровья и развития.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

Список литературы:

 

 

 

  1. Артамонова О.  Предметно – пространственная среда: её роль в развитии личности.  «Дошкольное воспитание» – 1995 г. №4
  2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика М. – 1997 г.
  3. Дошкольная педагогика – Под редакцией В.И .Логиновой,  П.Г  Саморуковой – М., 1988 – ч.2.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.,  2001 г.
  5. Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя.
  6. Новосёлова  С.Л. Роль игрушки в детской игре / Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под редакцией М.А. Васильевой, М., 1986 г.
  7. Педагогика. Под редакцией  С.А Смирнова – М., 2001 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Построение предметно – игровой развивающей среде в дошкольных образовательных учреждениях