Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:08, контрольная работа
Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов. Современная классификация игрушки. Характеристика развивающей предметно – игровой среды. Роль среды в образовании ребёнка дошкольного возраста. Принципы построения развивающей предметной среды. Особенности предметно – игровой развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.
1.	Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов.
2.	Современная классификация игрушки.
3.	Характеристика развивающей  предметно – игровой среды.
4.	Роль среды в образовании ребёнка дошкольного возраста.
5.	Принципы построения развивающей предметной среды.
6.	Особенности предметно – игровой развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.  
  
Министерство образования и РТ ГАОСП
«Нижнекамский педагогический колледж»
Контрольная работа
По педагогике
Тема: Построение предметно – игровой развивающей среде
в дошкольных образовательных учреждениях.
Выполнила: Нугуманова И.Р.
Студентка: 801группы
Проверила:
 
План:
  
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, её заменяющим, она всегда представляет собой обобщённое явление – знак по отношению к своему прототипу.
      Игрушки 
могут быть самыми 
       Одна 
из первых отечественных 
       В своей 
классификации Е.А. Аркин 
1) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;
2) двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;
3) образные игрушки - изображения животных и куклы;
4)     веревочку, 
из которой делают различные, 
порой самые замысловатые 
Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методические рекомендации для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка.
В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:
- игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол,
бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
- игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. -
содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал,
конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские
способности и изобретательство;
-         
техническая игрушка – 
фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает
конструктивные способности, 
расширяет технический 
интерес к строительству и технике;
- настольные игры способствуют развитию сообразительности,
внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;
- веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с
вертящимся хвостом 
- музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные
инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;
-         
театральная игрушка - теневой 
театр, театр игрушек, 
подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское
художественное восприятие.
        В 
психологии  классификация игрушки 
разработана В.С. Мухиной. 
-         
игрушки, направленные на 
-         
игрушки, воздействующие на 
Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования.
Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие .
Развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта[4]
       При 
создании предметной 
      Предметная 
развивающая среда должна 
 1) совместную партнерскую 
деятельность взрослого и 
 2) свободную самостоятельную 
деятельность самих детей в 
условиях созданной педагогами 
     Предметно 
- игровая среда выстраивается 
с учётом требования концепции 
по построению развивающей 
      Развивающая 
среда создаёт благоприятные 
условия для обучения ребёнка 
в процессе его 
Занятия и самостоятельная деятельность детей – это две основные формы обучения дошкольника в детском саду. При этом организация занятий обеспечивается соответствующими образовательными программами и технологиями, а также определёнными способами и средствами взаимодействия взрослого с ребёнком.
5. Принципы построения развивающей предметной среды.
Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в дошкольном учреждения:
- учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребёнка;
- решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
- учитывать положение 
о ведущей деятельности, смене 
деятельности и компенсаторной 
взаимосвязи разных видов 
- осуществлять взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- создавать естественную, непринуждённую обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
- стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребёнка».
6. Особенности организации предметно – игровой развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.
1. Безопасность – в помещении не должны быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжёлых, углы должны быть закрыты.
2. Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянутся до них без помощи взрослых. Это помогает ему чувствовать себя самостоятельным.
3. Яркость, привлекательность.
4. Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребёнок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.
5. Свобода выбора - на занятии есть чёткая структура, которой должны придерживаться все дети. Но если ребёнку хочется делать что – то другое, и это не отвлекает внимание остальных детей, ему это разрешается. Во время свободной игры ребёнок сам выбирает игрушки.
6. Насыщенность – наличие оборудования для двигательной активности, материалов для продуктивной деятельности, игрушки, дидактический материал, материалы для совместных игр
7. Предметная развивающая среда построена с учётом гендерных особенностей детей: предусмотрены уголки для мальчиков и девочек. В уголке для мальчиков расположены конструктор, машины, инструменты; у девочек – кухня, обеденный стол, кроватки с куклами.
Исходя из описанных выше обстоятельств возникает необходимость обратить внимание на организацию условий для развития положительных эмоциональных отношений между взрослым и ребёнком способствующих решению вопросов здоровья и развития.
                              
Список литературы: