Правовые условия функционирования государственных высших учебных заведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:32, реферат

Краткое описание

Последнее десятилетие явилось переломным для отечественной систе-мы высшего образования. Прежде всего, это выразилось в резком сокращении госбюджетного финансирования. Естественным следствием стало повышение управленческой самостоятельности вузов и растущая конкуренция между ними, направленная на преимущественное получение финансовых средств, не только от государства, но и от потребителей образовательных услуг. В результате, важнейшим условием успешного функционирования и развития вузов стало наличие адекватного механизма управления, позволяющего, с одной стороны, обеспечить достаточное и постоянное финансирование, с другой, гарантировать эффективное использование ресурсов, в первую очередь, финансовых.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 28.28 Кб (Скачать файл)

     В Статье 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривается  создание в вузах структурных  подразделений, имеющих близкий  к филиалам правовой режим, а именно: вузам дается право создавать  структурные подразделения с  наделением их по доверенности полностью  или частично правомочиями юридического лица, в статье 12 Закона РФ "Об образовании" уточняется, что филиалы, отделения, структурные подразделения по доверенности вуза могут осуществлять полностью  или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный  баланс и собственные счета в  банковских и иных кредитных учреждениях.

     Предоставляя вузам право наделять подразделения широкими полномочиями, законодатель не указал ряд существенных процедурных моментов: кем и каким образом должен открываться счет в банке, должно ли подразделение и каким образом уплачивать налоговые платежи, как должен осуществляться бухгалтерский и статистический учет, как должны оформляться на работу сотрудники такого подразделения и т.п.. Каких либо разъяснений по этим проблемам ни на уровне нормативного закрепления, ни на уровне рекомендаций до сих пор не существует.

     В том случае, если вуз воспользуется  правом, предоставленным законом, наделит  подразделение правами юридического лица, а также откроет подразделению  расчетный счет в банке, в этом случае можно сделать следующие  выводы. Во-первых, расчетный счет подразделению  должен открывать ректор вуза, а в карточке распорядителей средств в обязательном порядке должна присутствовать подпись ректора и главного бухгалтера вуза дополнительно к подписи руководителя и бухгалтера структурного подразделения. Во-вторых, вставать на самостоятельный налоговый учет с присвоением собственного идентификационного номера налогоплательщика подразделение не должно, поскольку это не только фактически, но и с юридической точки зрения означает, что подразделение становится самостоятельным хозяйствующим субъектом. В-третьих, поскольку отчетность в налоговые органы предоставляет бухгалтерия вуза, а Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налогоплательщика предоставлять полную и достоверную информацию для уплаты соответствующих видов налогов, следовательно, бухгалтерия подразделения должна предоставлять в централизованную бухгалтерию все первичные документы, отражающие результаты хозяйственной деятельности. Точно так же должны предоставляться данные для составления статистической отчетности. В-четвертых, так как образованная структура имеет статус структурного подразделения, сотрудники подразделения являются работниками вуза и трудовые отношения должны оформляться, а трудовые книжки храниться в отделе кадров вуза.

     Следует отметить, что подразделение, созданное  с правами, указанными в законе "Об образовании" фактически превращается в самостоятельный субъект права, поскольку становится обладателем  признаков, присущих юридическому лицу и указанных в качестве конструктивных признаков в ст. 48 Гражданского кодекса  РФ: имущественной обособленностью  и самостоятельной имущественной  ответственностью так как имущество  так называемого "структурного подразделения" четко разграничивается с имуществом вуза, а также самостоятельно выступает  в гражданском обороте от своего имени. Учредительные документы (устав  и учредительный договор) такого квази юридического лица подменяются  доверенностью и положением. Можно  ответственно заявить, что не может существовать конструкции, когда одно юридическое лицо находится в составе другого юридического лица. Кроме противоречий, основанных на нормах права, выделение подразделения на отдельный баланс и открытие ему самостоятельного расчетного счета в банке нарушает баланс прав и ответственности. Право на автономное заключение гражданско-правовых договоров и право на распоряжение денежными средствами получает непосредственно руководитель подразделения, однако вся ответственность за последствия хозяйственной деятельности остается за вузом и ректором вуза. Кроме того, подразделения не обладают реальной собственностью и денежными средствами которыми можно было бы отвечать по своим обязательствам. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Организация как функция предполагает формирование структуры управления, распределение  задач и ресурсов, распределение  и делегирование полномочий [3].

     Большинство вузов РФ — бюджетные организации. Следовательно, организация управления экономическими процессами должна строго согласовываться с Бюджетным  кодексом Российской Федерации (Федеральный  Закон № 145-ФЗ от 31.07.1998). Отметим, что  с последним зачастую входят в  противоречие отдельные положения  других законодательных федеральных  актов — обеими частями Налогового Кодекса Российской Федерации (Федеральные  Законы № 146-ФЗ от 31.07.1998 и № 117-ФЗ от 05.08.2000), Инструкций Минфина Российской Федерации и других [2]. Поэтому  часто складывается ситуация, когда  руководитель вуза, как работник бюджетной  сферы, часто не может не нарушать положения Инструкций, Законов и  т.д., т.к. в них изначально заложены противоречия либо сложные финансовые ситуации не прописаны или трактуются разными контролирующими органами по-разному. 

     Вуз — крупная организация с большим  количеством структурных подразделений  и отделов. Поэтому, с одной стороны, эффективность организации управления в вузе должна обеспечиваться строгим  вертикальным взаимодействием между  руководителями высшего звена, руководителями среднего звена и подчиненными

     Еще одной особенностью является то, что  вузы не всегда обладают эффективной  системой распределения и делегирования  полномочий, несмотря на наличие обилия документов (устава, положений, распоряжений, должностных инструкций, приказов о  распределении и закреплении  обязанностей и т.д.). 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Астапчук  В.А., Гаврилов Е.Б. Административная система  вуза. Проблемы и решения. Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом: Материалы  всероссийской научно-пркатической конференции (25-28 февр. 2003 года) /М., 2008. — 168 с.
  2. Семкин Б.В. Матричная схема управления крупным вузом в условиях рынков труда и образовательных услуг. Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом: Материалы всероссийской научно-пркатической конференции (25-28 февр. 2003 года) / Петербург - Петрозаводск, 2008. — 168 с.
  3. Соломатина О.В. Анализ усовершенствования систем управления университетами в современных условиях // Материалы конференции «Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом», февраль 2003 года, Петрозаводской Государственный Университет
  4. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ от 15.08.1996

Информация о работе Правовые условия функционирования государственных высших учебных заведений