Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа
Цель: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам цветоведения на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников ведению работы по цветоведению.
Предмет – методы и приёмы организации и проведения работы по обучению цветоведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.1 Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.2 Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе
2.1 Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
2.2 Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы
Рассмотрим воздействие цвета на наш организм подробнее.
Белый цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует нервную систему. Черный помогает сосредоточиться, но понижает давление, в избытке может ухудшать душевное состояние. Теплые цвета действуют как раздражители, способствуют возбуждению. Зеленый оказывает благотворное физиологическое и общее успокаивающее действие, способствует снижению дыхательного ритма, болезненных ощущений, помогает мобилизовать волю. Голубой снимает нервное напряжение, депрессивность, уменьшает боль, оказывает антисептический эффект. Фиолетовый цвет помогает сбалансировать физическую и духовную энергию, стимулирует вдохновение, особо чувствительные состояния, в большом количестве – угнетает нервную систему. Лиловый – успокаивает, способствует погружению в медитативное состояние. Коричневый – снижает возбудимость, как бы спускает на Землю, помогает пробудить здравомыслие.
Символика цвета проявляется
и в настоящее время. Например,
в одежде: сочетание черного и
белого цветов, как правило, характерно
для официальных и
Кроме того, цвет оказывает сильное воздействие и на психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста, способное вызывать у них активную эмоциональную реакцию.
Занятия основами цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «изобразительное искусство». Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное. Этот тип рисования является наиболее творческим, где школьники решают сложные живописные задачи.
Общие задачи по обучению цветоведения можно подразделить на две группы: во-первых, задачи в области обучения и, во-вторых, задачи в области воспитания. В области обучения цветоведению решаются следующие цели:
- учить работать обучающихся
с цветом при выполнении
- научить использовать
художественные материалы в
- формирование художественно-
- добиваться выразительного цветового решения рисунка;
- формирование умения
передавать красками объем
В числе воспитательных задач на уроках живописи можно назвать следующие:
- развитие зрительной
памяти пространственных
- воспитание художественного вкуса, интереса и любви к изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни;
- развитие творческих способностей;
- развитие навыков творческой
переработки впечатлений,
Воспитание художественного
вкуса, интереса и любви достигается
обучением основам
Цветоведение играет важную роль в эстетическом воспитании школьников. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является развитие художественного вкуса учащихся. Очевидно, что при правильно поставленном обучении и воспитании детей в области рисования, можно улучшить качество их работ. (26)
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что наука о цвете возникла очень давно. Шаг за шагом человек овладевал тайнами цвета. Изучение основ цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «Изобразительное искусство», имеет огромное значение для воспитания школьников.
Занятия по обучению цветоведению ставит перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с детьми. Эти вопросы и будут рассмотрены в следующем пункте данной выпускной квалификационной работы.
1.2 Сущность и
теоретические основы
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположение в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все цветовое богатство мира и передает живопись с помощь красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим.
«Цвет – одно из свойств материального мира, осознанное зрительное ощущение. Цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потока электромагнитного излучения, воспринимаемое глазом как световой поток. Следовательно, цвет – это свойство света. Свет, отраженный предметом разлагается на волны разной длины, которые и возбуждают у нас различные цветовые ощущения». (2)
Свет, исходящий от солнца или искусственного источника света, – сложнейшее явление природы. Пучок солнечного света, преломляясь в каплях дождя или в трехгранной призме, образует радугу, иначе – спектр. Нормальный глаз человека способен различать в спектре до 130 различных цветов. И. Ньютон выделил из них семь основных: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и объяснил, что путем их смешивания создается богатство природных красок. Цвета спектра всегда расположены в определенной последовательности, постепенно переходя один к другому. (1)
В чем же сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В начальной школе на уроках по цветоведению обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.
Все многообразие цветов можно разделить на две большие группы.
Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные (бесцветные) цвета. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических оттенков. (24)
К другой группе относятся красный, оранжевый, желтый, синий и т.д. все цвета солнечного спектра и их производные. Эти цвета называются хроматическими (цветными). (1)
Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой и насыщенностью – это три основные характеристики цвета. Первая характеристика цвета – тоновая (светлее - темнее). Это характеристика степени светлости или темности какого-либо взятого цвета.
Данная характеристика определяет, насколько один цвет светлее или темнее относительно другого, взятого нами для сравнения. Наиболее темным цветом считается тот из цветов, который больше всех близок к самой темной краске в природе – черной. Наиболее светлым цветом всегда является цвет, более всего близкий к самой светлой краске – к белому цвету.
Вторая характеристика цвета – цветовая (теплее - холоднее). Здесь имеется в виду принадлежность данного цветового оттенка к группе холодных цветов или к группе теплых цветов, что характеризует, насколько больше или меньше одно цветовое пятно содержит в себе горячих или холодных оттенков по сравнению с другим цветовым пятном. Цветовая характеристика показывает степень теплоты или холодности каждого цветового пятна, то есть присутствие желто-красных оттенков или присутствие синих оттенков.
«По словам известного русского художника В.В. Кадинского, теплота или холод краски есть вообще склонность к желтому или синему цвету. Это различие происходит притом, что краска сохраняет свое основное звучание, но это основное звучание становится или более материальным (то есть теплеет), или менее материальным (то есть основной цвет становится чуточку холоднее). Это есть движение в горизонтальном направлении, причем при теплой краске оно направлено к зрителю, а при холодной краске удаляется от него. Это подобно тому, как картина, написанная в желтых тонах, всегда излучает впечатление охлаждения». (33)
Третья характеристика цвета – яркость (яркость – приглушенность цвета). (Приложение 4)
Данная яркостная
Рассматривая спектр солнечного света, на одном его конце мы видим фиолетовый цвет, на другом – красный. Чтобы представить спектр в виде круга, необходимо передать плавный переход от красного к фиолетовому цвету, получив, так называемый цветовой круг.
В цветовом круге можно выделить три цвета, в которых нет примесей других цветов. Эти цвета – желтый, красный, синий, называемые основными.
Цвета, которые можно получить при смешивании основных, называют составными или производными: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Цветовой круг можно разделить на две части. В одну часть входят красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые цвета. Которые условно называются теплыми, так как они ассоциируются с цветом огня, солнца. В другую часть входят голубовато-зеленные, голубые, синие, фиолетовые и называются холодными, так как они напоминают о цвете воды, льда, металла. Восприятие цветов одной и той же группы относительно. Сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а рядом с синим – теплым. (16)
Теплые и холодные цвета
в одинаковых условиях отличаются противоположными
оптическими свойствами. При дневном
освещении мы будем воспринимать
теплые цвета как выступающие, а
холодные – как отступающие. Например,
желтый и красный зрительно
Каждый предмет обладает
своим предметным (локальным) цветом.
Локальный цвет предмета – это
те чистые, несмешанные, непреломленные
тона, которые в нашем представлении
связаны с определенными
Большое значение в изобразительном искусстве имеют использование цветовых контрастов. В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном.
Контрасты разделяются на
два вида: ахроматические (светлотные)
и хроматические (цветовые). Контраст
по светлоте применяют художники, подчеркивая
в изображении разную тональность
предметов. Располагая светлые объекты
рядом с темными, они усиливают
контрастность и звучность
Если сравнить одинаковые серые фигуры, расположенные на черном и белом фоне, то они покажутся разными. На черном серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Такое явление называется одновременным ахроматическим контрастом, или светлотным контрастом.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.
Дополнительные цвета
в соседстве друг с другом становятся
ярче и насыщеннее. Например, красный
помидор будет выглядеть еще
краснее рядом с зеленью
Контраст синих и красных
– это прообраз контраста холодных
и теплых. Он лежит в основе колорита
многих произведений европейской живописи
и создает драматическое
Последовательный