Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 22:13, контрольная работа
Объект исследования - процесс воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы гигиенического воспитания дошкольников в ДОУ.
Цель исследования – характеристика эффективных методов гигиенического воспитания дошкольников в ДУО.
Введение......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников
1.1 Возрастные особенности старших дошкольников.................................5
1.2 Задачи ДУО в области физического и гигиенического воспитания старших дошкольников…………………………………………………………….7
1.3 Предметно-пространственная среда, способствующая формированию здорового образа жизни детей.............................................................................11
Глава 2. Практические аспекты создания и функционирования «уголков здоровья» в старшей группе детского сада (из опыта работы ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”)
2.1 Уголок здоровья в детском саду ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”………………...................................................................14
2.2 Организация уголка психологической разгрузки в старшей группе………………………………………………………………………17 Заключение...............................................................................................22
Список литературы..................................................................................24
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение......................
Глава 1. Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников
1.1 Возрастные
особенности старших
1.2 Задачи
ДУО в области физического и гигиенического
воспитания старших дошкольников………………………………………………
1.3 Предметно-пространственная
среда, способствующая формированию
здорового образа жизни детей..
Глава 2. Практические аспекты создания и функционирования «уголков здоровья» в старшей группе детского сада (из опыта работы ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”)
2.1 Уголок здоровья в детском
саду ГУО ”Гореничский УПК детский сад
– средняя школа”………………..................
2.2 Организация уголка
Список литературы....................
Приложения А, Б, В
Введение
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя" [11, с.14].
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
С другой стороны, в настоящее время многие ученые (В.А. Ермаков, А.Н. Беляев, В.А. Кудинова, Е.И. Лебедева) отмечают существенное снижение уровня физической подготовленности детей и, как следствие, ухудшение их здоровья [9]. Такая ситуация требует внесения корректив в методические основы физического воспитания (в широком смысле) дошкольников.
С учетом изложенного актуальным представляется дополнительное изучение проблемы рационализации процесса физического воспитания и формирования гигиенических навыков и знаний у детей дошкольного возраста. Это обстоятельство определило актуальность и тему данного исследования: «Уголок здоровья в старшей группе детского сада»
Объект исследования - процесс воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы гигиенического воспитания дошкольников в ДОУ.
Цель исследования – характеристика эффективных методов гигиенического воспитания дошкольников в ДУО.
Задачи исследования:
1. Определить основные
перспективные направления по
повышению эффективности
2. Подробно рассмотреть требования к уголку здоровья и опыт его функционирования в практике дошкольного воспитания.
3. Разработать практические рекомендации по оформлению уголка здоровья.
Глава 1. Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников
1.1 Возрастные особенности старших дошкольников
Шестилетки - самые старшие в детском саду, и это легко заметить: дети вытянулись, есть изменения во внешних очертаниях лиц, происходит смена зубов, существенно меняются пропорции тела.
К концу пребывания в детском саду ребенок уже пропорционально сложен: идет активная физиологическая перестройка, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. Но функциональные системы детского организма еще сложились не окончательно. Продолжается формирование мускулатуры как верхних, так и нижних конечностей. Также в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кисти. И это одна из причин утомления, жалоб ребенка («болит рука»), которые можно услышать от него, скажем, при рисовании на бумаге большого размера.
Совершенствуется также сердечно - сосудистая система дошкольника. Здоровье детей этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменой климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, влажность и т. п.).
Функциональные возможности организма детей пяти-шести лет создают базис для формирования физической и умственной работоспособности.
В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем физического развития и здоровьем, работоспособностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии, более высокий уровень заболеваемости. Они, как правило, неорганизованы, их внимание неустойчиво и непродолжительно. Для таких детей характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем как недисциплинированность. Частые и продолжительные болезни могут стать причиной комплекса неполноценности: дети начинают осознавать факторы, воздействующие на их здоровье, ухудшается настроение, появляется огорчение от частых заболеваний, так как они ограничивают физическую активность и возможность контактов со сверстниками.
Двигательная активность детей этого возраста высока и совершенно естественна. Малая подвижность - чрезвычайно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов.
Происходят изменения и в работе органов внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения [13].
Физическое и гигиеническое воспитание старших дошкольников должно осуществляться с учетом указанных особенностей физического и психического развития.
1.2 Задачи ДУО в области физического и гигиенического воспитания старших дошкольников
В области физического и гигиенического воспитания старших дошкольников перед воспитателем стоят следующие основные задачи [15]:
Обеспечение участия детей в мероприятиях активного отдыха, игровой деятельности: физкультурный досуг - 30 - 35 мин 2 раза в месяц; физкультурный праздник - 40 - 50 мин 4 раза в год; день здоровья - 4 раза в год.
Обеспечение двигательной активности в мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика - 8 - 10 мин, физкультурное занятие - 30 - 35 мин 4 раза в неделю; физкультминутки на занятиях - 3 мин, во время перерыва между занятиями - 10 мин, подвижные игры и физические упражнения на прогулке - 25 мин и др.). Суточная норма - не менее 50% периода бодрствования (5,5 - 6 ч).
Самостоятельная двигательная деятельность (выполнение физических упражнений в разнородной физкультурно-игровой среде в помещении и на воздухе; самостоятельное проведение подвижных игр со сверстниками и др.: утром - 10 - 15 мин, после завтрака - 8 - 10 мин, во время перерыва между занятиями - 10 мин, на первой прогулке - 40 - 50 мин, на второй прогулке - 30 - 40 мин, после сна - 10 - 15 мин, в разных видах деятельности - 25 - 30 мин).
Для укрепления здоровья воспитанников воспитатель должен проводить следующие обязательные мероприятия:
Приучать детей к соблюдению распорядка дня (Рис. 1)
Рис. 1 Примерный распорядок дня старшего дошкольника
Процессы жизнедеятельности |
Время |
| |
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В учреждении дошкольного | |
Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 - 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30 - 9.00 |
Игры, подготовка к занятиям |
9.00 - 9.10 |
Занятия |
9.10 - 10.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
10.40 - 12.30 |
Подготовка к обеду, обед |
12.30 - 13.10 |
Сон |
13.10 - 15.10 |
Постепенный подъем, гигиенические
процедуры, |
15.10 - 15.45 |
Полдник |
15.45 - 16.05 |
Игры, занятия, самостоятельная деятельность |
16.05 - 16.35 |
Подготовка к прогулке |
16.35 - 16.45 |
Прогулка |
16.45 - 18.00 |
Возвращение с прогулки |
18.00 - 18.15 |
Ужин |
18.15 - 18.40 |
Уход детей домой |
До 19.00 |
| |
Прогулка |
19.00 - 20.15 |
Возвращение с прогулки, легкий
ужин, спокойные игры, |
20.15 - 20.45 |
Ночной сон |
20.45 - 6.30 |