Предмет и задачи дефектологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 11:53, лекция

Краткое описание

Цель логопедии: разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи. Дефектология (далее - Д) является наукой о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Основной задачей Д. является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной - медико-психолого-педагогической - помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

Вложенные файлы: 1 файл

ДЛЯ САЙТА.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение), педагогическая наука, научная дисциплина изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (аномальных детей). Включает логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику.

Дефектология (далее - Д) является наукой о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Основной задачей Д. является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной - медико-психолого-педагогической - помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

Исключительную роль в создании и закреплении интегративного (целостного) характера и целостности дефектологии сыграли работы отечественного ученого Льва Семеновича Выготского, в которых уже в 30-х гг. ХХ в. сформулированы и обоснованы общие для всех разделов Д. (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-исторической теории развития высших психических функций.

Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы.

Миссия дефектологии. на современном этапе — научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.

Приоритетными задачами современной Д. науки являются: создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи; разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования, переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, разработка научных основ построения нового содержания специального обучения, методов и технологий качественной его индивидуализации, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования, содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

ЛОГОПЕДИЯ (от греч. logos - слово, речь и paideia - обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи: исправление недостатков, пороков речи при нормальном слухе и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения.

Логопедия  как  наука  имеет  важное  теоретическое   и   практическое значение, которое  обусловлено  социальной  сущностью  языка,  речи,  тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.

Речевая  функция  является  одной  из  важнейших  психических  функций  человека.

Речевые нарушения во многих случаях включаются  в  синдром  нервных  и нервно-психических заболеваний  (например,  дизартрия,  алалия,  заикание  и др.).

Устранение  речевых  нарушений  в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.

Таким образом, при изучении и устранении  речевых  расстройств  важное значение имеет принцип комплексности.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых  расстройств)  отрицательно  влияют  на  все  психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

Тяжелые  нарушения  речи могут  влиять на умственное  развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется  познание  ребенком  окружающей

действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Логопедия  опирается  на  следующие  основные  принципы:

  • системность,
  • комплексность,
  • принцип развития,
  • рассмотрение нарушений речи во  взаимосвязи с другими сторонами психического развития  ребенка,
  • деятельностный подход,
  • онтогенетический принцип,
  • принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический  принцип),
  • принцип учета симптоматики  нарушения  и структуры речевого дефекта,
  • принцип  обходного пути,
  • общедидактические и другие принципы.

Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим  корреляционный(параллельный) анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического,  логопедического обследования, соотнесение  уровня  развития  познавательной  деятельности  и уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного (восприятия и двигательного)  развития ребенка.

Как уже было сказано, логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия изучает:

  • причины
  • механизмы
  • симптоматику нарушений речевой деятельности
  • течение
  • структуру

Поскольку термин «ЛОГОПЕДИЯ» состоит из двух греческих слов:

«Логос» - слово

«Пайдео» - воспитываю ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Предметом логопедии являются:

1. нарушения  речи

2. процесс  обучения и воспитания правильной  речи у лиц с 

речевыми расстройствами

Объектом изучения в логопедии является: человек, страдающий речевыми нарушениями.

Нарушения речи изучают также представители других наук:

  • физиологи
  • невропатологи
  • психологи
  • лингвисты

Каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.

Логопедия относится к блоку наук специальной педагогики.

Структура логопедии:

       
 

   
   

     

 



Цель логопедии:  разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи.

 


Информация о работе Предмет и задачи дефектологии