Предмет, объект, категории педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 16:32, контрольная работа

Краткое описание

На каждом этапе исторического развития общества педагогика, как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.
Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI - XVII вв. она отделилась от философии, став самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе.

Содержание

Введение.
Предмет, объект, категории педагогики.
Основные этапы развития педагогики и образования.
Отрасли педагогики.
Связь педагогики с другими науками.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая педагогика.docx

— 35.53 Кб (Скачать файл)

Сравнительная педагогика - это область  педагогической науки, изучающая преимущественно  в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта. Для этого направления методологически важны объективность, комплексность, конкретно-исторический, культурологический, этнопсихологический подходы.

  • исправительно-трудовая педагогика;

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и  разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные  преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. Цели её - перевоспитать из заключенных преступников социально адекватных людей, чтобы улучшить качество жизни как их самих, так и окружающих.

  • коррекционная педагогика;

Коррекционные  (специальные) педагогические науки - логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика - разрабатывают  теоретические основы, принципы и  средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

Так, например, логопедия занимается обучением и воспитанием детей  с нарушениями речи, сурдопедагогика  занимается обучением и воспитанием  глухих и слабослышащих, тифлопедагогика  занимается обучением и воспитанием  слепых и слабовидящих, олигофренопедагогика занимается обучением и воспитанием  умственно отсталых и детей с  задержками умственного развития, логопедия  занимается обучением и воспитанием  детей с нарушениями речи.

  • лечебная педагогика.

Лечебная педагогика - новая отрасль педагогики, развивающаяся на границе с медициной. Основным её предметом является система образовательно - воспитательной деятельности педагогов с больными и отстающими учениками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют медицинских и педагогических теоретических обоснований и методических разработок. Основная цель лечебной педагогики - дать возможность больным детям и детям с отклонениями в развитии адаптироваться к нашей жизни. Для этой цели создаются специальные интернаты, детские сады, центры лечебной педагогики и другие специальные учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Связь  педагогики  с другими науками.

Место педагогики в системе  наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии  и педагогики носили достаточно жесткий  оппозиционный характер. С одной  стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских  идей. В этом случае ее рассматривали  как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались  попытки отказаться от философии  в педагогике.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А.Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки. Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным "формовать" его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее. 

Связи педагогики с другими  науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых  является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с  науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Отношения между педагогикой  и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях.

Педагогика стремится  выявить условия и механизмы  становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности  усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к  выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:  общая педагогика, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающему  поколению накопленного обществом  опыта. Еще на заре общественной жизни взрослые в нелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они сами знали и умели: как разжигать костер, как изготовить лук и стрелы для охоты на диких зверей и т.п. Такая передача знаний и умений молодому поколению и была той деятельностью, которую мы теперь называем  обучение. Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения  к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Педагогика – одна из социальных наук, которая исследует процесс  воспитания человека, то есть ее предметом  является воспитание, процесс целенаправленного  формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность – существо социальное, сознательно относящееся  к окружающему миру и преобразующее  этот мир. Этот процесс протекает  по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает  педагогика. Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией.

Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

 

Список использованной литературы:

  1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учебник для вузов/ В.В.Анисимов., О.Г. Грохольская, Н.Д.Никандров.- М.: Просвящение,2006.-574с.
  2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3.      Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология  и педагогика:  

    Учебник. – М.: Проспект,2009

  1. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Изд. Центр "Академия", 2005.
  2. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - М.: Изд. центр "Академия", 2007.

 

 


Информация о работе Предмет, объект, категории педагогики