Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 19:58, статья
Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно , когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Необходимо
систематически проводить с родителями
беседы о возможных случаях
Многие
родители приводят пострадавших детей
к хирургу после того, как сами
лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы,
ссадины), а некоторые совсем не обращаются
за медицинской помощью, обходясь домашними
средствами. В таких случаях необходимо
информировать родителей о
Предлагая
родителям рекомендации, чем и
как заниматься с ребенком дома,
обязательно нужно обратить внимание
на то, что у ребенка-дошкольника
мышление образное. Ему недостаточно
одного объяснения, так как у детей
нет необходимого опыта и они
не представляют себе в полной мере
последствия своих поступков. Детям
нужен наглядный материал, показ.
Рисовать профессионально не обязательно,
достаточно просто изобразить опасную
ситуацию и прокомментировать ее,
а затем вместе с ребенком сделать
правильный вывод. Дошкольники с
удовольствием раскрашивают контурные
копии, объясняя при этом содержание
сюжета своим младшим братьям
и сестрам. Можно постепенно приучить
ребенка быть внимательным, аккуратным,
отучить от дурных привычек (грызть
ногти, карандаши, ручки и т.д.), обучить
правильному обращению с
Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.
Не следует
перегружать аудиторию
Работу с семьей воспитателям следует вести совместно с родительским активом. Хорошо, если в состав родительского комитета войдут родители врачи, сотрудники ГАИ, педагоги и другие специалисты.
В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель или медицинский работник проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей.
Необходимо особо предостеречь родителей от предоставления детям излишней самостоятельности при купании в водоемах, катании с ледяных горок на санках, коньках, прогулках в лес без присмотра старших.
При поступлении ребенка в школу заботу о нем в значительной мере берет на себя школа. Однако это не снимает ответственности с родителей, так как дети очень восприимчивы к личному примеру окружающих их людей, а родителей - в особенности.
VIII. Оформление уголка по
В каждой возрастной
группе рекомендуется оформить уголок
по предупреждению травматизма у
детей. Это может быть красиво
оформленный стенд или папка-
Например, весной чаще бывают ожоги пламенем от костров, которые разжигаются с целью уничтожения мусора во дворах. Укусы собак чаще всего регистрируются в мае. Выпадения из окон, падения с балконов также чаще встречаются весной, когда открываются окна после зимы. Летом - падения с велосипедов, самокатов, качелей, со стогов сена; утопления. Осенью - падения с деревьев при сборе фруктов; орехов; переохлаждения. Зимой - падения с санок, при катании на лыжах, коньках; ушибы шайбой во время игры в хоккей, снежками, кусками льда; падения в прорубь, обморожения.
Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или раздевальной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.
Детский травматизм и его предупреждение –
очень важная и серьезная проблема, особенно
в период школьных каникул, когда дети
больше располагают свободным временем,
чаще находятся на улице и остаются без
присмотра взрослых.
Несмотря на большое разнообразие травм
у детей, причины, вызывающие их, типичны.
Прежде всего, это неблагоустроенность
внешней среды, халатность, недосмотр
взрослых, неосторожное, неправильное
поведение ребенка в быту, на улице, во
время игр, занятий спортом. Естественно,
возникновению травм способствуют и психологические
особенности детей: любознательность,
большая подвижность, эмоциональность,
недостаток жизненного опыта, а отсюда
отсутствие чувства опасности.
Взрослые обязаны предупреждать возможные
риски и ограждать детей от них.
Работа родителей по предупреждению
травматизма должна идти в 2 направлениях:
1) устранение травмоопасных ситуаций;
2) систематическое обучение детей основам
профилактики травматизма. Важно при этом
не развить у ребенка чувства робости
и страха, а, наоборот, внушить ему, что
опасности можно избежать, если вести
себя правильно.
Наиболее часто встречающийся травматизм
у детей – бытовой. Основные виды травм,
которые дети могут получить дома, и их
причины:
ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка,
пара, утюга, других электроприборов и
открытого огня;
падение с кровати, окна, стола и ступенек;
удушье от мелких предметов (монет, пуговиц,
гаек и др.);
отравление бытовыми химическими веществами
(инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями
и др.);
поражение электрическим током от неисправных
электроприборов, обнаженных проводов,
от втыкания игл, ножей и других металлических
предметов в розетки и настенную проводку.
Падения
Падение - распространенная причина ушибов,
переломов костей и серьезных травм головы.
Их можно предотвратить, если:
не разрешать детям лазить в опасных местах;
устанавливать ограждения на ступеньках,
окнах и балконах.
В летнее время зоной повышенной опасности
становятся детские площадки, а особенно
качели. Если ребенок упал с качели, он
должен прижаться к земле и подальше отползти,
чтобы избежать дополнительного удара.
Добровольный прыжок с качели никогда
не заканчивается безопасным приземлением
на ноги. От резкого касания с грунтом
- перелом лодыжек, берцовых костей, вывих
голеностопных суставов.
Порезы
Разбитое стекло может стать причиной
порезов, потери крови и заражения. Стеклянные
бутылки нужно держать подальше от детей
и младенцев. Нужно учить маленьких детей
не прикасаться к разбитому стеклу.
Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать
в недоступных для детей местах. Старших
детей надо научить осторожному обращению
с этими предметами.
Можно избежать многих травм, если объяснять
детям, что бросаться камнями и другими
острыми предметами, играть с ножами или
ножницами очень опасно.
Острые металлические предметы, ржавые
банки могут стать источником заражения
ран. Таких предметов не должно быть на
детских игровых площадках.
Травматизм на дороге.
Из всевозможных травм на улично-транспортную
приходится каждая двухсотая. Но последствия
их очень серьезны. Самая опасная машина
- стоящая: ребенок считает, что если опасности
не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за
такой машины на проезжую часть, 63 ребенка
из 100 попавших в дорожное происшествие
попадают под колеса другой машины.
Дети должны знать и соблюдать следующие
правила, когда переходят дорогу:
Во избежание
несчастных случаев детей нужно
учить ходить по тротуарам лицом
к автомобильному движению.
Старших детей необходимо научить присматривать
за младшими.
При перевозке ребенка в автомобиле, необходимо
использовать специальное кресло и ремни
безопасности, ребенка надо посадить сзади
и справа.
Несчастные случаи при езде на велосипеде
являются распространенной причиной травматизма
среди детей старшего возраста. Таких
случаев можно избежать, если родственники
и родители будут учить ребенка безопасному
поведению при езде на велосипеде. Детям
нужно надевать на голову шлемы и другие
приспособления для защиты.
Еще ни одно увлечение детей не приводило
к такому наплыву раненых, как роллинг
(катание на роликовых коньках), который
в последнее время стал особенно популярным.
В роллинге слишком высоки требования
к владению телом - малейший сбой приводит
к падению, что всегда чревато травмой.
Покупая ребенку роликовые коньки, научите
стоять на них и перемещаться. Для этого
можно подвести к перилам, поставить между
двух стульев. Проследите за правильной
постановкой голеностопного сустава.
Не покупайте детям роликовых коньков
китайского производства, хотя и стоят
они дешевле. Они травмоопасны и недолговечны.
Голенище должно служить хорошей опорой,
поэтому должно быть твердым.
Пригласите опытного роллера, если сами
не можете научить хотя бы одному методу
торможения.
Обязательно приобретите наколенники,
налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит
основные травмы.
Научите правильно падать - вперед на колени,
а затем на руки.
Кататься нужно подальше от автомобильных
дорог.
Научите детей избегать высоких скоростей,
следить за рельефом дороги, быть внимательным.
Водный травматизм
Взрослые должны научить детей правилам
поведения на воде и ни на минуту не оставлять
ребенка без присмотра вблизи водоемов.
Дети могут утонуть менее, чем за две минуты
даже в небольшом количестве воды, поэтому
их никогда не следует оставлять одних
в воде или близ воды, в т.ч. – в ванной.
Нужно закрывать колодцы, ванны, ведра
с водой.
Детей нужно учить плавать, начиная с раннего
возраста.
Дети должны знать, что нельзя плавать
без присмотра взрослых.
Ожоги
Ожогов можно избежать, если:
держать детей подальше от горячей плиты,
пищи и утюга;
устанавливать плиты достаточно высоко
или откручивать ручки конфорок, чтобы
дети не могли до них достать;
держать детей подальше от открытого огня,
пламени свечи, костров, взрывов петард;
прятать от детей легковоспламеняющиеся
жидкости, такие, как бензин, керосин, а
также спички, свечи, зажигалки, бенгальские
огни, петарды.
Удушье от малых предметов
Маленьким детям не следует давать еду
с маленькими косточками или семечками.
За детьми всегда нужно присматривать
во время еды. Кормите ребенка измельченной
пищей.
Кашель, шумное частое дыхание или невозможность
издавать звуки - это признаки проблем
с дыханием и, возможно, удушья. Следует
убедиться, что с ребенком все обстоит
благополучно. Если у него затруднено
дыхание, нельзя исключить возможность
попадания мелких предметов в дыхательные
пути ребенка, даже если никто не видел,
как ребенок клал что-нибудь в рот.
Отравления
Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели,
кислоты и горючее, например керосин, ни
в коем случае нельзя хранить в бутылках
для пищевых продуктов - дети могут по
ошибке выпить их. Такие вещества следует
держать в плотно закрытых маркированных
контейнерах, в недоступном для детей
месте.
Отбеливатель, яды для крыс и насекомых,
керосин, кислоты и щелочные растворы,
другие ядовитые вещества могут вызвать
тяжелое отравление, поражение мозга,
слепоту и смерть. Яд опасен не только
при заглатывании, но и при вдыхании, попадании
на кожу, в глаза и даже на одежду.
Лекарства, предназначенные для взрослых,
могут оказаться смертельными для детей.
Медикаменты ребенку нужно давать только
по назначению врача и ни в коем случае
не давать ему лекарства, предназначенные
для взрослых или детей другого возраста.
Хранить медикаменты необходимо в местах
недоступных для детей.
Неправильное применение и передозировка
антибиотиков могут привести у маленьких
детей к глухоте.
Поражение электрическим током
Дети могут получить серьезные повреждения,
воткнув пальцы или какие-либо предметы
в электрические розетки; их необходимо
закрывать, чтобы предотвратить поражение
электрическим током.
РАБОТА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
В связи с увеличением количества
автомашин и ростом интенсивности
дорожного движения необходимо в
каждом дошкольном учреждении предусмотреть
комплекс самых разнообразных
В дошкольных учреждениях эта работа осуществляется
в соответствии с «Инструктивно-методическим
письмом для воспитателей детских садов
по ознакомлению детей с правилами дорожного
движения», подготовленным Управлением
по дошкольному воспитанию Министерства
просвещения и Главным управлением ГАИ
Министерства внутренних дел.
Обучение
дошкольников культуре поведения на
улице тесно связано с
Задача заведующего дошкольным учреждением
— организовать профилактическую работу
так, чтобы знания, полученные в детском
саду, стали прочными и могли быть с успехом
применены будущими школьниками, так как
уже первокласснику иногда приходится
ходить в школу самостоятельно и к этому
его надо подготовить. Обучение дошкольников
дисциплинированному поведению на улице
необходимо осуществлять в системе. Занятия,
прогулки, экскурсии, наблюдения важно
проводить с учетом возраста детей и окружающих
условий. Знания, сообщаемые детям, необходимо
постепенно усложнять, уточнять, дополнять.
В совершенствовании и закреплении знаний
особая роль отводится организации игровой
деятельности детей, в которой формируются
пространственная ориентация дошкольников
и их умение применять эти знания на практике.
К моменту
поступления в школу дети должны
хорошо ориентироваться в окружающей
обстановке, ее изменениях, правильно
реагировать на них, должны знать
следующие основные правила для
пешеходов и пассажиров:
Пешеходам разрешается ходить только
по тротуарам, придерживаясь правой стороны,
а где их нет,— по краю проезжей части
(вне населенных пунктов — навстречу движению
транспорта).
Все участники движения обязаны быть внимательны
к окружающей обстановке и ее изменениям;
взаимно предупредительны, не создавать
помех движению.
Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны
шагом в тех местах, где имеются линии
или указатели переходов, а где их нет,—
на перекрестках улиц по линии тротуаров
или обочин.
При наличии пешеходных тоннелей или мостиков
— пользоваться только ими.
Автомобильную дорогу вне населенного
пункта разрешается переходить под прямым
углом только на участках, где она хорошо
просматривается в обе стороны.
Прежде чем переходить улицу (дорогу),
пешеходы должна убедиться, что это безопасно;
запрещается пересекать путь приближающемуся
транспорту.
Особую осторожность следует соблюдать
при обходе транспортных средств и препятствий,
ограничивающих обзор проезжей части.
Трамвай надо обходить всегда спереди.
Там, где движение регулируется, выходить
на проезжую часть для перехода улицы
(дороги) можно только при зеленом сигнале
светофора, светового указателя или разрешающем
жесте регулировщика, стоящего к пешеходам
боком.
Ждать автобус, троллейбус трамвай, такси
нужно на специальных посадочных площадках,
а там, где их нет, — на тротуара (обочине
дороги).
Ездить на велосипедах по улицам и дорогам
разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет
должны кататься во дворах, на территории
игровых площадок.
Для выполнения правил дорожного движения
пешеходам необходимо знать некоторые
дорожные знаки.
В транспорте каждый должен вести себя
спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.
Необходимым условием успешного обучения
дошкольников правилам дорожного движения
является создание соответствующей материальной
базы. В помощь воспитателям в методическом
кабинете дошкольного учреждения должны
быть подобраны методическая и детская
художественная литература, конспекты
занятий и бесед о правилах дорожного
движения, картины, плакаты, пособия для
занятий и игр, диафильмы, диапозитивы,
кинофильмы. Необходимый материал постепенно
накапливается и непосредственно в группе,
где дети могут свободно использовать
его в играх, закрепляя полученные ранее
знания.
На участках детских садов создаются специальные
автоплощадки — игровые пространства,
включающие перекрестки нескольких типов,
образуемые примыкающими друг к другу
или разветвляющимися дорогами. Здесь
с помощью игровых транспортных средств
(педальные машины, велосипеды) на занятиях
и в играх дети знакомятся со значениями
некоторых дорожных знаков и правилами
движения.
Для правильной организации работы с детьми
по формированию навыков культурного
поведения на улице очень важно постоянно
повышать квалификацию педагогов. На производственных
педагогических совещаниях следует обсуждать
такие вопросы:
анализ детского дорожно-транспортного
травматизма в районе (городе, поселке);
организация и планирование работы по
обучению детей правилам дорожного движения;
обязанности пешеходов и пассажиров;
передовой опыт организации работы с детьми
по привитию им навыков культурного поведения
на улице;
требования, предъявляемые к воспитателям
при передвижении с группой детей по улицам
и дорогам.
На видном месте, в специально оформленном
уголке под рубрикой «Что должен знать
педагог» следует вывесить правила, знание
которых необходимо каждому воспитателю.
Группу детей, построенную не более чем
в два ряда, разрешается водить только
по тротуару или обочине дороги в сопровождении
двух взрослых.
Желательно, чтобы в руках у детей
не было никаких предметов или игрушек.
Предметы и игрушки, которые при падении
из рук могут покатиться или быть подхвачены
ветром, должны находиться у взрослого,
сопровождающего группу.
Переходить улицу разрешается только
в местах, где имеются линии или указатели
перехода или на перекрестках по линии
продолжения тротуаров. При этом воспитатель,
дойдя до середины проезжей части дороги,
поднимает красный флажок, предупреждая
водителей, что колонна детей переходит
улицу, и держит его до тех пор, пока не
перейдут все дети. Для более организованного
перехода улиц детьми младших и средних
групп рекомендуется использовать цветную
веревочку, за которую по обе стороны держатся
дети.
Перевозка детей (на дачу, экскурсию, в
театр и т. д.) разрешается только в автобусах.
Категорически запрещается перевозить
детей дошкольного возраста на грузовых
автомашинах. Автобус, предназначенный
для перевозки детей, должен быть хорошо
подготовлен, исправлен, чист и накануне
выезда обязательно проверен Госавтоинспекцией.
К управлению автобусом допускается лишь
опытный водитель, хорошо знающий трассу.
Число перевозимых детей должно строго
соответствовать количеству посадочных
мест. Каждую группу детей должны сопровождать
двое взрослых. Перед отправкой автобуса
заведующая детским садом и воспитатели
обязаны лично убедиться, что двери и окна
закрыты. Водитель автобуса может трогаться
с места только с разрешения заведующей
детским садом.
Большое внимание в детском саду должно
уделяться работе с родителями. На собраниях
и в беседах с помощью наглядной пропаганды
следует подчеркивать ту моральную ответственность,
которая лежит на взрослых. Безоговорочным
подчинением требованиям дорожной дисциплины
родители должны подавать пример детям,
так как нарушать правила поведения дошкольники
учатся прежде всего у взрослых. Только
в тесном содружестве детского сада и семьи у
детей можно выработать твердые навыки
культурного поведения на улице, ту дисциплинированость,
которая побуждает их подчиняться порядку.
Тогда и привычка правильно ходить по
улице станет у детей нормой поведения.
На родительских собраниях и конференциях
могут быть обсуждены следующие вопросы:
1. Дисциплина на улице — залог безопасности
пешеходов.
2. Для чего нужны правила дорожного движения
и что он в собой представляют.
3. Типичные случаи детского дорожно-транспортного
травматизма и меры его предупреждения.
4. Роль взрослых в обучении детей правилам
поведения на улицах.
Кроме того, активное участие родителей
в создании необходимых условий для профилактической
работы с детьми (строительство автогородков,
автоплощадок, изготовление атрибутов
и пособий для занятий, игр) повышает их
ответственность.
Большую помощь дошкольным учреждениям
в предотвращении детского травматизма
призваны оказывать сотрудники ГАИ УВД
области, района, города. Их непосредственное
участие в занятиях, играх на автоплощадках
делает эти занятия для детей более интересными,
и они легче запоминают необходимые правила.
Популяризации дорожной азбуки способствуют
выступления сотрудников Госавтоинспекции
на родительских собраниях, конференциях.
Правила поведения на дорогах
1. Лучший способ сохранить свою
жизнь на дорогах – соблюдать
правила дорожного движения.
2. При переходе улицы обязательно надо
посмотреть сначала налево, а дойдя до
середины дороги – направо.
3. Переходить дорогу можно только по пешеходным
переходам, обозначенным специальным
знаком «Пешеходный переход».
4. При отсутствии подземного перехода
вы должны пользоваться переходом со светофором.
5. Для пешеходов на светофорах есть сигналы:
красный человек – ждите, зеленый – идите.
6. Нельзя переходить улицу на красный
свет, даже если машин нет.
7. Переходя улицу на зеленый свет, на всякий
случай все же посмотри сначала налево,
потом направо.
8. В ожидании зеленого сигнала, не стойте
у края тротуара.
9. Нельзя играть на проезжей части дороги
и на тротуаре.
10. Автобус и троллейбус на остановке надо
обходить сзади, а трамвай – только спереди.
Правила поведения на прогулке
1. Не ходить по бордюру.
2. Не бегать по асфальтовым дорожкам.
3. Не лазить по деревьям.
4. Не трогать колючие растения.
5. Не поднимать колющие, режущие предметы,
сообщить о них воспитателю.
6. Осторожно обращаться со спортивным
оборудованием на площадке, заниматься
на снаряде по одному, не толкаться, чтобы
избежать травм.
7. Не бросать песок, камни, чтобы не нанести
травмы друг другу.
8. Выходя на прогулку, спускаться по лестнице
по одному, крепко держаться за поручни,
не толкаться.
Правила поведения с незнакомыми людьми
на улице
1. Не бери сладости, игрушки у незнакомых
людей, отказывайся от приглашения пойти
куда-либо с незнакомцем.
2. Не садись с незнакомым человеком в машину.
3. Не рассказывай незнакомым людям, где
ты живешь, дома ли родители, где они работают.
4. Если все-таки взрослый потащил тебя
куда-то, нужно кусаться, кричать, царапаться,
щипаться, привлечь внимание прохожих.
Правила поведения на природе
1. Находясь на природе, не мусори.
2. Не ломай ветки деревьев.
3. Не обижай лесных жителей.
4. Не разводи костры на сухой траве и рядом
с сухими деревьями, при сильном ветре.
Уходя, убедись, что костер потушен.
5. Не рви много цветов.
6. Не шуми.
7. Не разоряй птичьих гнезд.
8. В лесу держитесь вместе.
9. Если ты потерялся, начинай кричать,
чтобы найти товарищей по голосу.
10. Собирай только знакомые грибы и ягоды
11. Во время грозы не стой под высоким или
одиноко стоящим деревом.
Правила поведения при обращении с животными
1. Не надо считать, что помахивание хвостом
говорит о выражении собакой своего дружелюбия.
Иногда это говорит о ее недружелюбном
настрое.
2. Не стоит пристально смотреть в глаза
собаке и улыбаться. На собачьем языке
это значит скалиться и показывать свое
превосходство.
3. Ни в коем случае нельзя показывать свой
страх перед собакой. Собака может почувствовать
это и повести себя агрессивно.
4. И уж тем более нельзя убегать от собаки.
Этим вы изображаете из себя убегающую
дичь и предлагаете собаке поохотиться…
5. Не кормите чужих собак и не трогайте
их во время еды или сна.
6. Не подходите к собаке, сидящей на привязи.
7. Не трогайте щенков и не пытайтесь отобрать
предмет, с которым собака играет.
8. Если погладил собаку, т не забудь помыть
руки! И не вздумай целовать собаку.