Приемы выхода из конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 17:52, лекция

Краткое описание

Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения противоречий между ними. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Как показывает практика, профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать.
Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством в плане успешной защиты социально важных норм и ведущих ценностей учебной деятельности школьников. Этому помогут следующие правила воздействия на личность учащегося в конфликтной ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

10. Приёмы выхода из конфликтных ситуаций..docx

— 13.72 Кб (Скачать файл)

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения  личностно значимой проблемы.

 Цель профилактики конфликтов  — создание таких условий деятельности  и взаимодействия людей, которые  минимизировали бы вероятность  возникновения  противоречий  между ними. Предупредить конфликты  гораздо легче, чем конструктивно  разрешить их. Как показывает  практика, профилактика конфликтов  не менее важна, чем умение  конструктивно их разрешать.

Очень важно для учителя выйти  из конфликтной ситуации с достоинством в плане успешной защиты социально  важных норм и ведущих ценностей  учебной деятельности школьников. Этому  помогут следующие правила воздействия  на личность учащегося в конфликтной  ситуации.

Правило 1. « Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию » ( Дж. Карнеги ).

Необходимо  приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «Не бранитесь и не раздражайтесь» (П. Адамецкий). Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

Правило 2. « Задержка реакции ».

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать  вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что его действия находятся под контролем. Суть приема в том, что подчеркивается второстепенность вызывающего поведения ученика на фоне мнимого равнодушия и бездействия учителя – педагогу вроде бы пока не до него.

«Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции: кого поддержать – учителя или ученика? Оптимальное время задержки – 10–15 с, которые, однако, в ситуации конфликта воспринимаются как более длительный временной промежуток.

Правило 3. « Перевод реакции  ».

Этот прием также служит для  развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя, технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение  к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т. д.), несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы, не терпящую отлагательств). В итоге «герой» конфликта  остается наедине с собой, тем  самым снижается сам «замысел»  борьбы.

Правило 4. « Рационализация ситуации ».

Известно, что все то, что стало  смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия  и перестает быть опасным. Осмеянный  нарушитель как носитель отрицательных  групповых норм теряет авторитет  в глазах одноклассников, его негативное влияние на класс резко уменьшается, а авторитет и влияние учителя, напротив, возрастают. Способность  педагога использовать юмор и иронию в конфликтной ситуации быстро разряжает  обстановку, а дружный смех присутствующих дозавершает дело: конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице – положительные нормы и ценности. Совместные переживания способствуют нравственному оздоровлению всех учеников, в том числе и зачинщика конфликта.

Правило 5. « Парадоксальная реакция  ».

Постараться использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой для урока. Желательно к тому же поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией). Заметим, что учитель, успешно использующий это правило, предстает в восприятии школьников как «сильная личность» и приобретает авторитет на длительное время.

Нужно помнить, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность. По своему социально – психологическому статусу педагог выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять учительским авторитетом. Лучше поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.


Информация о работе Приемы выхода из конфликтных ситуаций