Применение информационных технологии в школьном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Формы и методы, способы применения информационно-компьютерных технологий на уроках обществознания, наиболее эффективные условия для работы. Достоинства и недостатки применения информационных технологий в школе.

Содержание

Введение
1. Применение информационных технологий
2. Методические аспекты применения информационных технологий.
3. Формы и методы применения информационно-компьютерных технологий.
4. Способы применения информационных технологий
5. Достоинства и недостатки применения информационных технологий
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная. Применение информационных технологий.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

    Применение  компьютерных программ в преподавании обществознания позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно–иллюстративный, проблемно-поисковый.

    У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

    При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных  условиях навыки:

    1. критическое осмысление информации,

    2. выделение главного в информационном сообщении,

    3. систематизирование и обобщение материала,

    4. грамотное представление имеющейся информации.

    Информатизация  образовательного процесса – это  реальность сегодняшнего дня, информационно-коммуникационные технологии уверенно завоевывают себе место не только в учебном, но и в воспитательном, методическом и управленческом процессах. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

    Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность  процесса обучения благодаря его  индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что  невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках обществознания, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

    Применение в практике преподавания обществознания информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.  

    3. Формы и методы применения информационно-компьютерных технологий на уроках обществознания. 

    Информационно-компьютерные технологии получают все большее  распространение на уроках гуманитарного  цикла. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности  их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя.

    Образование – непрерывный и динамичный процесс  и основная задача преподавателя  – создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять  их в повседневной жизни.

    Основой любого учебного курса, а обществознания, являются следующие проблемы:

    1. Передача учащимся некоторого  объема учебной информации, которая  должна быть ими усвоена и  послужить основой (фактическим  материалом) для формирования учебных  умений и навыков. Понятно,  что процесс передачи информации должен постоянно находиться под контролем, а значит, сопровождаться выстроенной системой обратных связей, позволяющих преподавателю отслеживать то, насколько новая информация воспринимается слушателями, включается в их общетеоретические и практические представления об изучаемых объектах (предметах, явлениях), насколько она является понятной и доходчивой.

    2. Создание учебного взаимодействия  между учителем и учащимися,  а также обеспечения работы  учащихся над учебным материалом, в процессе чего должны формироваться базовые учебные компетенции, связанные с формированием учебных умений и навыков. Значение этого процесса для подготовки квалифицированного специалиста трудно переоценить, поскольку речь идет о формировании тех качеств и ценностных норм, которые в дальнейшем обеспечивают профессиональную компетентность.

    3. Организация контроля за процессом  и результатами обучения, получения  адекватных ответов на вопросы,  связанных с качеством учебного  процесса в целом и отдельных  его этапов, а также уровнем, достигаемым учащимися в процессе обучения.

    Решение поставленных проблем состоит в  применении различных форм и методов  информационно-компьютерных технологий. Главной задачей использования  компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей учащихся. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона.

    Одной из форм применения информационно-компьютерных технологий на уроках обществознания является применение интерактивной доски. Сегодня инновационные и развивающие технологии обучения приобретают все большую популярность. Исследования по воздействию технологии на обучение показали, что благодаря интерактивной доске обычные уроки превращаются в интересную и увлекательную игру. Это заметно по результатам, которые улучшаются от занятия к занятию. Широкие возможности интерактивных досок позволяют сделать уроки более динамичными, а большой экран позволяет работать всем вместе. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и умений – ученикам достаточно просто коснуться поверхности доски - палец работает как мышь. Использование интерактивной доски позволяет педагогам и ученикам размышлять и создавать новые идеи.

    Применение компьютерных программ в преподавании обществознания позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. На уроках обществознания с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.

    У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

    Интерактивное оборудование позволяет создавать  многообразные схемы, таблицы, выстраивать  материал по разным позициям, интенсифицируя процесс обучения, делая его наглядным. Огромную роль в использовании интерактивных технологий играет деятельностный подход.

    На  уроках обществознания применяются следующие формы работы с информационно-компьютерными технологиями:

    Метод слайдов облегчает учителю подачу материала. Делает урок более ярким и наглядным. Способствует развитию воображения и критического мышления в восприятии материала. Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.

    Исследовательская деятельность учащихся осуществляется, к примеру, на уроках экскурсиях. Учащиеся самостоятельно изучают материал и готовят презентации своих работ на интерактивной доске. Этот метод способствует: развитию творческого мышления; осуществлению информационного поиска; умению делать выводы; развитию коммуникативных способностей учащихся. Пассивности на уроке позволит избежать ознакомление учащихся с набором задач, поэтапная работа над которыми приведет к решению проблемы урока с привлечением многочисленных источников и с «публикацией» своих доказательств на интерактивной доске.

    Благодаря интерактивной доске, учащиеся могут видеть большие цветные изображения, диаграммы и таблицы. На уроках обществознания учащимся предлагается с использованием характеристик дать психологическую оценку молодого поколения, создать современный облик молодых людей. На уроках также можно дать задание заполнить таблицу, дописать цитату.

    Заполняя  таблицу, учащиеся учатся делать анализ, выводить причинно-следственные связи, с целью воссоздания определенного  процесса, давать комментарии.

    Все перечисленные приемы доказали свою эффективность, так как развивают деятельностный подход в процессе изучения обществоведческих курсов.

    Применение  современных технических достижений, информационных технологий сегодня  становится первоочередной задачей  преподавателя любой дисциплины, так как наш «продукт» –  это сформированные компетентности: информационные, коммуникативные и так далее. Важно не столько «заполнить» багаж ученика отдельными знаниями, сколько «положить» туда путеводители, которые позволят ему встроиться в современное динамичное общество. 

    4. Способы применения информационных технологий на уроках обществознания.

    Наш современный мир становится все  более зависимым от информационных технологий, так как они все  больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер  превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

    Процесс приобщения учителей к компьютеру шел долго, но в настоящее время все поняли, что он настоящий помощник для каждого учителя. Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. В-третьих, компьютер позволяет вести электронный журнал. Его очень легко создать, используя прикладную программу Microsoft Office — редактор таблиц Excel. В-четвертых, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ. В-пятых, компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.

    С появлением в школе первого персонального  компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

    Первоначально компьютер дал возможность систематизировать  уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам обществознания, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.

    Компьютер на уроке обществознания целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.

    Информационные  технологии на уроках обществознания могут использоваться в следующих вариантах:

    1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За  время работы в школе мною  разработаны и накоплены как  целые системы уроков, то есть, начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

    2) Кроме мультимедийных презентаций  на уроках можно использовать флеш-фильмы. Они позволяют наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие.

    3) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на уроках может использоваться различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут быть простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий. Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

Информация о работе Применение информационных технологии в школьном образовании