Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их
предупреждения, выявления и устранения средствами специального
обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение,
структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного
воздействия.
Введение…………………………………………………………….……3-4
1. Принципы логопедического воздействия…………………….…… 5-12
2. Методы логопедического воздействия………………………….…13-17
Заключение…………………………………………………………..…18-22
Список литературы……………………………………………..………. 23
занятие (урок) комбинированное, на котором одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач. Данный тип занятия в логопедической практике применяется наиболее часто.
Традиционно в структуре
логопедического занятия
В зависимости от типа
занятия, от коррекционных и
С целью повышения
К логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. Логопед при подготовке и проведении занятий должен[5]:
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств[1].
Существуют различные классификации
На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. (прилож. 5).
Заключение
Актуальной проблемой логопедической работы является поиск путей повышения ее эффективности. Высокая пластичность центральной нервной системы, социальная сущность речи, выбор правильных средств, методов и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.
Эффективность логопедического воздействия
Дальнейшая
Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений[6]:
1.Логопедическая работа
2.В логопедическую работу
3.В центре внимания
4.В зависимости от этапов
5.В правильно построенном
6.Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьниками желательно быстрее включать программный материал и проводить занятия в виде школьных, а с дошкольником использовать в основном игровые формы, но все же строить свою работу в виде организованных и плановых занятий.
7.Трудности логопедической
При моторной алалии постепенное развитие речи схематически может быть охарактеризовано следующими основными направлениями: а) от звукоподражания и лепетных слов ко все более сложным по своей словесной структуре словам; б) от самых конкретных по своему смысловому содержанию слов и грамматических категорий ко все более отвлеченным; в) от самых простых предложений ко все более развернутым и сложным.
8.Вся работа логопеда должна быть проникнута психотерапией,
9.Воспитание и перевоспитание речи происходит под
Все поведение логопеда должно быть ровным,
благожелательным по отношению к своему
питомцу; его эмоциональный фон должен
быть окрашен радостным, но спокойным и деловым оживлением
Логопед должен быть требовательным, но
в то же время его требовательность должна
быть разумной, понимающей и учитывающей все трудности
Очень важна авторитетность логопеда как для детей, так и для их родителей и воспитателей, так как сравнительно короткая работа логопеда должна подкрепляться дополнительной работой дома или в детском учреждении.
Авторитетность в глазах ребенка достигается общей манерой поведения, четкостью своих заданий и требований, в отношении родителей и воспитателей логопед также должен быть ровным и терпеливым, вести квалифицированно, но доступно разъяснение своих требований и своих заданий.
Логопед должен уметь тонко наблюдать для того, чтобы хорошо знать тех, с кем он работает, тем более что в процессе работы их речевой уровень все время изменяется, а в связи с этим изменением соответственно меняются и трудности и задачи логопедической работы. (Так, в работе с моторным алаликом на первом этапе наиболее трудно преодолеть его речевой негативизм, на втором и третьем этапах нарастают трудности в области словаря и грамматического строя и появляется опасность возникновения заикания.)
Логопед должен хорошо знать основные речевые нарушения и их течение, должен быть знаком с современным пониманием их механизмов, должен знать методику начального обучения грамоте и математике, так как именно ему приходится начинать обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, ринолалия и др.).
Логопедические занятия проводятся со специально подобранными группами или индивидуально.
Организация небольших (от 3-4 до 5-6 человек)
подобранных групп (по характеру и тяжести
нарушения, по возрасту, по интеллекту)
дает больше возможностей для проведения
различных игр и упражнений, для воспитательного и
Для успешного ведения работы в группе (дошкольников, школьников разных классов) должна быть дисциплина, что лучше всего обеспечивается четким продуманным планом работы всей группы и индивидуальных требований для всех, входящих в группу.
Групповая работа не исключает и необходимости индивидуальной работы, которая ведется или временно (как подготовка наиболее "тяжелых" детей к работе в группе), или параллельно (в дополнение к работе в группе отдельных детей), или целиком (если у логопеда нет соответствующей группы).
Речь логопеда должна быть образцом для подражания во всех отношениях: по своему темпу, дикции, благозвучности, правильности выражений и произношения. Таким образом, логопед не может быть ни заикающимся, ни косноязычным, он должен уметь говорить свободно и выразительно.
Работа логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки (предметные, сюжетные, серии последовательных картинок), настольные игры (типа лото, домино "Кто быстрее"), книги (буквари, книги для чтения, художественная литература, учебники), таблицы по русскому языку. Все указанные пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием занимающегося. В связи с этим игрушки, картинки, тексты должны быть специально подобраны и сгруппированы[3].
В заключении, хотелось бы заметить, что сложность освещения основных принципов и методов логопедического воздействия заключается в том, что в логопедической помощи нуждаются люди самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые); нарушения речи очень многообразны, столь же разнообразны причины их возникновения, их роль и значение для полноценности коммуникативной функции речи человека, для его общего развития и обучения, формирования характера и для его участия в трудовой и общественной жизни.
Информация о работе Принципы и методы логопедического воздействия