Принципы семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.
Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 33.96 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее  время проблемы семьи и семейного  воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы  заметно ухудшили демографическую  ситуацию. Семья, традиционно очень  уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.

Однако  сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего  поколения – ведь именно в семье  у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень  многое зависит от родителей и  других близких.

«Дети - живые цветы земли» - так поэтично выразил глубокую мысль А.М. Горький, а выращивают эти цветы, прежде всего  в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих  детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться сил  и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной  жизни и труду. Именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и принципы семейного  воспитания

 

Начальной структурной единицей общества, закладывающее  основы личности, является семья. Она  связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей - еще не семья, она появляется с  рождением детей. В воспроизводстве  человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены  основные функции семьи (Л.Д. Столяренко).

Семья - это социально - педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное  воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально - экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это ограничено переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по разному.

Каковы задачи семьи? Столяренко пишет, что они состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • обеспечить социально - экономическую и психологическую защиту ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научит детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного "Я".

Семейное воспитание имеет свои принципы. Выделим наиболее общие из них:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность взаимоотношений в семьи;
  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее  значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и  дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все  принципы, однако, сводятся к одной  мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

 

 

 

 

2. Цель и методы семейного воспитания

 

Целью семейного  воспитания является формирование таких  качеств личности, которые помогут  достойно преодолеть трудности и  преграды, встречающиеся на жизненном  пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют  самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает  на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а  вернее, приоритетное использование  некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Г. Крайг  пишет, что уже через несколько  минут после рождения ребенок, мать и отец (если он присутствует при  родах) включаются в процесс бондинга, или образования эмоциональной  связи. Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный успокаивается  у материнской груди. После короткого  отдыха малыш может пытаться сфокусировать  взгляд на лице матери, причем создается  впечатление, что он делает паузы  и прислушивается. Это вызывает восторг  родителей, которые начинают разговаривать  с ним. Они внимательно изучают  все части тела малыша, разглядывают пальцы рук и ног и забавные крохотные уши. Качая и гладя  новорожденного, они устанавливают  с ним тесный физический контакт. Многие новорожденные почти сразу  находят грудь матери и начинают сосать, периодически останавливаясь, чтобы сориентироваться. Дети, могут  более получаса общаться со своими родителями, когда те прижимают их к себе, смотрят им в глаза и разговаривают с ними. Создается впечатление, будто малыши хотят ответить.

Сейчас  по крайней мере в 8 независимых лабораториях, находящихся в 5 странах, твердо установлено, что дети на ранних стадиях младенчества способны к ограниченной имитации поведения  своих родителей. Они двигают  головой, открывают и закрывают  рот, даже высовывают язык в ответ на мимику родителей.

Некоторые психологи считают, что такие  ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значение для упрочения уз, соединяющих детей и родителей.

Ранние  дополнительные контакты с ребенком могут оказаться особенно полезны  для несовершеннолетних матерей.

Ребенок буквально впитывает в себя семейный распорядок, вживается в него, принимает  его как должное. Значит, до минимума сведены причины для капризов, упрямства, пререканий с родителями, т.е. для негативных проявлений, которые  невротизируют ребенка, а следовательно, и взрослых.

Уклад родного  дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и  много лет спустя, создавая свою семью.

Мир каждой семьи неповторим и индивидуален - говорит Крайг. Но все хорошие  семьи похожи бесценным ощущением  защищенности, психологической безопасности и нравственной неуязвимости, которым  одаривает человека счастливый отчий  дом.

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями  в отношении детей. Но несколько  по-иному распределяют роли отца и матери.

Т.А. Куликова считает, что для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы  в его окружении были оба типа мышления - и мужской, и женский. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. Если же ребенка воспитывает одна мать, о развитие интеллекта иногда идет "по женскому типу", т.е. у ребенка формируются лучше языковые способности, но чаще формируются нелады с математикой.

Очень важным аспектом становления личности ребенка  является овладение полоролевым  поведением. Естественно, что родители, являясь представителями разных полов, играют главную роль в этом процессе. Ребенок видит пример родителей, наблюдает за их взаимоотношениями, сотрудничеством, строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом.

Б.Спок также  считает, что отец и мать должны и  оказывают влияние на становление  полоролевого поведения. В своей  книге "Ребенок и уход за ним" Спок говорит о том, что родители своим поведением, высказываниями и  поощрением того или иного поведения  у детей разного пола подталкивают их к осознанию того, что ребенок  является представителем определенного  пола. Спок акцентирует внимание на том, что отцу и матери нужно вести себя по разному с мальчиками и с девочками. Отец, воспитывая своего сына, привлекает его к мужским занятиям и поощряет развитие у него таких качеств, как решительность, мужественность. А в дочери, мягкость, нежность, терпимость. Мать же обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, приветствуя любую позитивную активность. Отношения между мамами и их сыновьями, папами и их дочерьми оказывает большое влияние на формирование характеров детей, на отношение их к жизни. Личность каждого ребенка формируется в результате повседневных контактов в семейной жизни.

Многие  матери и отцы не задумываются о  своем отношении к дочери или  к сыну, так как любят их одинаково. Родителям нельзя устанавливать  какие - то особенные отношения с ребенком определенного пола. Такая родительская позиция обычно мешает развитию ребенка, неблагоприятно отражаясь на формировании его личности.

Родителям также следует считать себя ответственными за воспитание дисциплинированности своего ребенка. Хорошая дисциплина детей  в семье основана на взаимной любви  и уважении детей и родителей друг к другу.

Таким образом, можно говорить о том, что отец и мать играют большую роль в развитии и воспитании детей, они берегут  их жизнь, любят их, и тем самым  являются источником для их становления.

Т.А.Куликова в своей книге "Семейная педагогика и домашнее воспитание" называет родителей естественными воспитателями  своих детей.

В воспитании детей мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет "общее руководство", обеспечивает семью материально, охраняет от врагов. Для многих такое распределение  ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат  природные качества мужчины и  женщины - чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку, физическая сила и энергия отца. Возникает вопрос: насколько такое распределение функций в действительности соответствует природе мужского и женского начала в семье? Действительно ли женщина отличается особой чувствительностью к эмоциональному состоянию ребенка, к его переживаниям?

Отец  и мать должны хорошо знать, что они  хотят воспитать в своем ребенке. Отцовское воспитание очень отличается от материнского. С точки зрения Маргрет Мид роль отца в семье  очень велика. Она писала о том, что нормальная семья является та, где ответственность за нее, как  целое, несет отец. Так же и при  воспитании детей отец несет большую  ответственность. "Не думайте, что  вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, - писал в своих работах А.С.Макаренко,- или поучаете его, или наказываете. Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда вас нет дома".

Отец  привносит в воспитание дух мужской  твердости, требовательности, принципиальности, строгости и четкой организованности. Отцовское внимание, отцовская забота, все умеющие мужские руки создают  гармонию в воспитании.

Лишь  отец способен сформировать у ребенка  способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Савченко И.А. утверждает, что современные отцы значительно  больше вникают в воспитание детей, больше проводят с ними время. И даже берут по отношению к детям  часть традиционных материнских обязанностей.

Другие  же психологи (А.Г. Асмолов) утверждают, что российские мужчины в 2 раза чаще высказывают неудовлетворение своим  положением с детьми. И в 4 раза чаще утверждают, что участие отца в  уходе за ребенком порождает много  проблем.

Проблема  родительского воспитания наиболее острая для российского общества, наше государство декларировало  равноправие обоих родителей  по отношению к ребенку (кодекс законов о браке и семье).

Информация о работе Принципы семейного воспитания