ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Семенюк Л.А.
учитель начальных
классов КГУ СОШ№34
Уже давно известен
тот факт, что более 90 процентов
всей информации об окружающем
нас мире человек получает
с помощью зрительного анализатора,
т.е. зрения. В связи с этим
значительное место в учебном
процессе, безусловно, занимает использование
наглядности.
К.Д. Ушинский утверждал:
«Детская природа ясно требует
наглядности. Учите ребенка каким-нибудь
пяти неизвестным ему словам,
и он будет долго и напрасно
мучиться над ними; но свяжите
с картинками двадцать таких
слов – и ребенок усвоит
их на лету. Вы объясняете ребенку
очень простую мысль, и он
вас не понимает; вы объясняете
тому же ребенку сложную картину,
и он вас понимает быстро…
Если вы входите в класс,
от которого трудно добиться
слова,…. начните показывать картинки,
и класс заговорит, а главное,
заговорит свободно…».
В настоящее время
современные мультимедийные технологии
в полной мере реализуют на
уроках этот важнейший дидактический
принцип - принцип наглядности.
Одним из очевидных достоинств
мультимедийного урока является
многократное усиление эффекта
наглядности. Объекты, представленные
посредством мультимедийных технологий,
более информативные, красочные,
позволяют рассмотреть процессы
разносторонне, близость же знаний
к реальной жизни делает эти
знания более понятными. Кроме
того, информационно-компьютерные технологии
позволяют сделать обучение проблемным,
творческим, ориентированным на
исследовательскую активность. Используя
мультимедийные технологии, проектор,
интерактивную доску учитель
может сам создавать многоуровневые,
интерактивные авторские наглядно-дидактические
разработки. Мультимедийные обучающие
презентации помогают учителю
логически построить урок и
позволяют удобно и наглядно
представить материал. Благодаря
использованию мультимедиа-технологий,
учебный материал становится
более наглядным, понятным и
запоминающимся
Средства мультимедиа
помогают учителю предъявить
необходимое изображение с точностью
до мгновения. Достаточно детально
продумать последовательность подачи
изображений на экран, чтобы
обучающий эффект был максимально
бóльшим, чтобы обеспечить не
простую репродукцию знаний, а
заложить развивающее начало
в урок, побудить учащихся к
активной мыслительной деятельности.
Наглядность, используемая в презентации,
может помочь учителю и ученикам
с лёгкостью решить следующие
задачи:
- Сформулировать тему урока
- Создать и решить какую-либо проблемную ситуацию.
- Подвести учащихся к открытию новых знаний.
- Актуализировать, повторять, закреплять и проверять знания учащихся
- Наглядно увидеть какой-либо объект
- Размышлять, наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять и др.
Преимущество мультимедийной
наглядности ещё состоит и
в том, что наглядный объект
можно спрятать или открыть
(при открытии используются триггеры
- это очень удобный эффект
наглядности.), ввести на страницу
или вывести, запрограммировать
на движение в нужном направлении
и многое другое. С появлением
интерактивных досок эффект наглядности
наиболее усилился. Интерактивная
доска даёт возможность самому
ученику управлять наглядными
объектами – двигать их в
любом направлении, рисовать и
делать записи поверх любых
приложений. Немаловажную роль в
мультимедийной технологии играет
эффект гиперссылок. Одним щелчком
за доли секунды можно открыть
нужный слайд, видео, web - страницу,
или любой другой документ. А
ещё при необходимости к наглядному
объекту или слайду можно прикрепить
любые звуки или какую-либо
музыку. Нужные фразы можно записывать
самостоятельно при помощи программы
«Звукозапись»
Необходимо не забывать
условия, при которых будет
демонстрироваться тот или иной
наглядный объект. Не всё, что
прекрасно видно на экране
монитора будет заметно на
большом экране. Следует убедиться,
что даже ученики на последней
парте хорошо видят демонстрируемую
наглядность.
Наглядность в обучении
способствует активизации деятельности
учащихся по овладению знаниями.
Возможности современных информационных
технологий обучения содействуют
повышению интереса к изучаемому
предмету и улучшению качества
знаний учащихся. Здесь наглядность
проявляется через комплексность
использования информационных технических
средств обучения, ярко выраженную
визуальность, обусловливающих форму
и способы их функционирования.
В данном случае при реализации
принципа наглядности средствами
информационных технологий обучения
следует так же учитывать специфические
правила:
- Нельзя перегружать средство наглядности зрительной информацией (оно должно содержать минимально возможное количество слов, а иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер)
- Звуковое сопровождение наглядности не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
- Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- Наглядность должна использоваться в меру, постепенно и только в соответствующий момент урока;
- Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
- Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
- Детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
- Степень наглядности должна быть точно согласована с содержанием учебного материала;
- Привлекать обучающихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Демонстрация наглядности
происходит мобильно при помощи
нажатия на левую клавишу мыши,
а если имеется интерактивная
доска, то достаточно прикоснуться
к ней и произойдёт запрограммированное
действие. Поэтому у педагога
высвобождается время. Это позволяет
учителю сосредоточить внимание
на ход учебного занятия, на
деятельность учащихся.
В интернете имеется
очень интересная и полезная
статья под названием «Шесть
основных принципов предъявления
наглядности на мультимедийном
уроке». Из этой статьи можно
почерпнуть много полезной информации
о том, какие принципы нужно
соблюдать при составлении и
предъявлении наглядности с использованием
мультимедийных технологий, чтоб
достичь нужных результатов
Список библиографических ссылок:
- Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство/Пер. с анг. - Мн.: ООО "Попурри", 1997.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996.- 544 с.
- Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. -Красноярск: Изд. КрасГУ. 2002. 300 с.
- Шесть основных принципов предъявления наглядности на мультимедийном урокеhttp://didaktor.ru/shest-osnovnyx-principov-predyavleniya-naglyadnosti-na-multimedijnom-uroke/
- Мультимедийный урокhttp://chernshkola4.ucoz.ru/load/shkola_peredovogo_opyta/sovremennyj_urok/multimedijnyj_urok/7-1-0-309
- Современные средства наглядности
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00021163_0.html