Приобщение детей к русской национальной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы определила выбор темы «Приобщение детей к русской национальной культуре».
Цель исследования изучение особенностей приобщения дошкольников к национальной культуре.
Объект исследования – процесс приобщения дошкольного возраста к национальной культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_priobshchenie_doshkolnikov_k_nacionalnoy_kulture.docx

— 74.75 Кб (Скачать файл)

Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг и др.. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают : «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Мы постоянно что-то обновляем и пополняем.

Этнокультурное образование дошкольников очень тесно переплетается с общими задачами воспитательно-образовательной работы. Для педагогов ДОУ был проведён ряд семинаров и семинаров-практикумов по темам: «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Формирование преемственности между поколениями и национальной самоидентификации детей», «Формирование образа Родины». С родителями группы провели такие мероприятия:

-вечера встреч, на которые приглашала  мам, пап, бабушек и дедушек, где  они рассказывали о своём детстве, о своих родителях, предках, о  защите Родины в Великую Отечественную  войну, о службе в Армии (Советской, Российской);

-занятия в кружках народного  промысла (вышивка, макраме, вязание и пр.);

-досуговые вечера с родителями  детей, включающие знакомство с  обрядами и традициями своего  народа.

Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество. На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздником, т.к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.

После таких мероприятий мы проводим открытые занятия с детьми, когда родители с удивлением обнаруживают для себя, как они значимы для своих детей и дороги им. Очень увлечённо прошли такие открытые занятие для родителей на темы: «Мастера своего дела», «Чем богаты, тем и рады».

Одним из условий успешной работы является создание предметной развивающей среды игрового пространства. В решении данного вопроса помогла работа кружка «Рукодельница», который мы создали для детей и взрослых. Этот кружок создан на основе общих интересов воспитателей и родителей воспитанников. Здесь мы вместе осваиваем технику народных ремёсел или просто знакомимся со многими из них, обмениваемся опытом. Проводим конкурсы на лучшую народную куклу, на лучшее семейное блюдо, на лучшую глиняную игрушку, работы помещаем в уголке «Очумелые ручки».

В год семьи провели совместный досуг «Семья – семь я!», где родители поделились своими семейными традициями, рассказали смешные случаи из своей жизни или своих близких, угощали своими фирменными блюдами, демонстрировали свои «родословные деревья».

Родители продолжают сбор краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка краеведения. Продолжая просвещение родителей провели в предыдущем учебном году семенары-практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края». Подготовили консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Отечественные памятники культуры в нравственных основах воспитания», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «О мудрости народной педагогики». Проводим вечера вопросов и ответов «Как помочь ребёнку найти дело, в котором он нравиться самому себе». «Игры нашего детства» - где мамы, папы, бабушки и дедушки делятся своим опытом. Игра «Что? Где? Когда?» (кто лучше знает родной край) была проведена между детьми и родителями (с вручением призов и дипломов, изготовленных на занятиях по ручному труду. Ежемесячно проводим дни открытых дверей с 20 по 25 число, знакомя и детей, и родителей с народным календарём, где каждый день чем-то значим. Мы знакомим с тем, чем тогда занимались наши предки, какие примечали события в природе и т.д.

Цикл занятий познавательного характера не ограничивается знакомством с русской избой. Народные исторические идеалы и духовные устремления можно и нужно изучать через знакомство детей с памятниками народной архитектуры и культовым зодчеством, которые неслучайно называют деревянной или каменой «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь Родину. Поэтому, например, после цикла занятий «Из истории России» мы предложили родителям рассмотреть вместе с ребёнком картины и иллюстрации к книгам с изображением Кремля, Успенского собора, Собор Василия Блаженного, памятник Минина и Пожарского, посмотреть видеофильмы про усадьбы Останкино, Кусково, Царицыно и др., прочитать детям произведения о Москве.

В «Программе приобщения детей к истокам русской народной культуры» в связи с необходимостью введения в занятия эстетического цикла предметов декоративно-прикладного искусства (Городец, Хохлома и др.) традиционное убранство русской избы мы дополнили размещением на полках разнообразных произведений этих художественных промыслов. Именно в такой обстановке нам легче знакомить детей с народными промыслами всей России. Здесь же мы сделали подборку иллюстраций, книг, картин, представляющих предметы старинного быта, русский народный костюм, проводим занятия по знакомству с основами декоративно-прикладного творчества.

Целью занятий художественно-эстетического цикла является ознакомление детей с разными видами народного искусства в процессе использования средств изобразительной деятельности. Особенностью проведения таких занятий является то, что занятия познавательного цикла с помощью метода проектов связанных с изобразительной деятельностью детей, лепкой, ручным трудом. В ходе их проведения мы используем разработки Т.С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей»,под ред. Е.Г. Ковальской «Художественное воспитание в детском саду», О.С. Скоролуповой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», серию альбомов «Декоративно-прикладного искусства – детям» и др. Содержание работы в течение года по художественно-эстетическому направлению отражается в перспективном плане.

В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации используем разные приёмы: приём создания игровой ситуации в начале занятия, приём пошаговой ориентировки, приём сравнения, приём акцентрирования, приём моделирования, приём комментирования действий детей в речи. В процессе использования перечисленных приёмов устанавливаю взаимосвязь между видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией. Например, сначала дети лепят дымковскую лошадку, затем на рисовании расписывают силуэт-заготовку лошадки.

При обучении детей декоративному рисованию ставим задачу не подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании вылепленных лошадок, птиц, барышень и т.д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор, почувствовав при этом радость творчества. После каждого цикла занятий по одному из видов искусства проводим итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле данной росписи, но выбирают сами её элементы, цвет, композицию, форму бумаги, силуэты-заготовки из бумаги, из папье-маше и др.

Кроме занятий по знакомству с декоративно-прикладным творчеством и народными ремёслами, в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников предусмотрели формирование специальных условий для перевода представлений детей о культурном наследии и природе малой Родины, родном доме и семье на уровне практической деятельности детей: предметной и предметно-игровой, изобразительной, экспериментальной. Для этого мы «состыковали» темы занятий познавательного и художественного цикла и продумали преемственность содержания, а также используемых методов и методических приёмов. В качестве таких стержневых тем выступают «характер русского народа» и «образы родной природы в народном творчестве и творчестве русских художников», «государственная символика родной страны» и др.

Также в работе с детьми используем народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому на музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем приучаем детей слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем провели интересное тематическое занятие на тему: «Колокольные звоны России». Дети были очень увлечены.

Система освоения материала стала более стройной, когда музыкальный руководитель соответственно ведущей теме месяца стал включать в содержание занятий работу с произведениями народной словесности и музыкального фольклора.

Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.

Поэтому и ныне в детском саду и семье, возможно самое разное использование песни – от её разучивания и исполнения до анализа содержания музыки и настроения. Эти песни теперь звучат не только в детском саду, но и в семье, особенно на традиционных семейных праздниках. Также используем народные танцы, хороводы, игры с песнями. Во второй половине дня часто организуем «посиделки», на которых разучиваем с детьми народные игры с песнями, учим детей изготавливать элементы народных костюмов: кокошники, бусы, праздничную атрибутику и др.. Так, разучив зимние святочные песни и игры, дети, нарядившись в костюмы, шли по группам детского сада и поздравляли всех с Рождеством и Новым годом по старому стилю.

Все жанры, формы и элементы фольклора мы используем при проведении досугов и праздников. Праздники проводим в форме затейничества, концерта самодеятельности, театрализованного представления и на основе народных праздников. При этом важно создать в группе радостную атмосферу. Помещение группы украшаем все вместе (дети, родители, сотрудники). Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника (украшение ёлки, крашенье яиц, раскрашивание глиняных поделок, прослушивание духовной музыки, организация танцев, хороводов и пр.)

Почти каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства.

Применение физкультурно-оздоровительных занятий и досугов с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр очень эффективно в работе с дошкольниками. Используем следующие типы физкультурных занятий с использованием разных видов народного творчества:

-двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок;

-сюжетные физкультурные занятия  с «вкраплением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме  «двигательного» рассказа или  сказки. Очень интересно прошли  такие занятия как «Путешествие  с Лесовичком», «Праздник Весны», «Ярмарка», «Идём в сказку»;

-музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных  плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен  и народных инструментальных  мелодий. Это занятия на темы: «Русские узоры», «Осенины» и т.д.;

-игровые физкультурные занятия  на основе русских народных  подвижных игр «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу», «Богатырская  наша сила», «Скоморошьи забавы»  и т.д.;

-познавательные занятия из серии  «Забочусь о своём здоровье»  с использованием элементов фольклора. На таких занятиях я формирую  элементарные знания и представления  детей о значении физической  культуры, знакомлю их со строением  тела человека, функциями различных  органов, правилами гигиены, способствуют  формированию потребности в здоровом  образе жизни;

-интегрированные физкультурные  занятия. Интегрирование физических  упражнений с элементами фольклора  позволяет осуществить более  качественное и прочное усвоение  знаний, умений и навыков в  области физического воспитания.

Анализируя проделанную работу за последние годы, мы поняли, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. В опытах наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. Изучая литературу по данной проблеме, мы обнаружили статью, которая называлась «До десятого колена». В ней автор, Л. Осипова, рассказывает о детях младшего школьного возраста, которые вместе с родителями составляют своё семейное «родовое дерево». В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу. Воспитатели начали проводить такую работу и с семьями своих дошкольников в «год семьи». Не только дети, но и родители с удовольствием узнают о своих предках, а потом рассказывают о них на вечерах досуга в детском саду. Чтобы установить связь между поколениями в семье, даём детям задание узнать у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они любили играть в детстве, какими пользовались считалками, игрушками. Лишь сумев пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребёнок, можно начинать работу по формированию традиционной культуры семьи в процессе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Информация о работе Приобщение детей к русской национальной культуре