Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 09:37, реферат

Краткое описание

Целью работы являются культурно-исторические ценности.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть методы приобщения дошкольников к культурно-историческим ценностям;
2. Изучить создание мини-музея и народной куклы как средства приобщения дошкольников к родной культуре.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям…...4
1.1. Историческое познание и музей……………………………………….4
1.2. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре…………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12

Вложенные файлы: 1 файл

дошкольники культ-историч.цен.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

План

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям…...4
    1. Историческое познание и музей……………………………………….4
    2. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре…………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Историческое мышление и сознание начинают формироваться с юного возраста. Именно в это время ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей. В последнее время в этом направлении сделаны немалые шаги: издаются прекрасно иллюстрированные книги, детские энциклопедии, исторические игры и так далее.

Освоение художественной культуры, традиций своего народа – сложный и длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека.

Основной целью работы по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. При ознакомлении дошкольников с культурно-историческими ценностями подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или  с помощью взрослого действовать. Это такие формы работы, как: составление рассказов;  творческая деятельность; папки-передвижки  с иллюстрациями о животном и растительном мире; мини-музеи; создание народной куклы своими руками.

Целью работы являются культурно-исторические ценности.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть методы приобщения дошкольников к культурно-историческим ценностям;
  2. Изучить создание мини-музея и народной куклы как средства приобщения дошкольников к родной культуре.

 

1.Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям

 

Наши дети должны хорошо знать не только историю государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:  народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи и дух свободы творчества, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.

Формируя у детей  устойчивое отношение к культуре родной страны,  создается  эмоционально-положительная основа для  развития патриотических чувств. Народные традиции  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности [1, с.34].

К таким методам относятся создание мини-музея и народной куклы своими руками.

    1. Историческое познание и музей

 

Т. Чумалова считает, что музей – хранитель подлинных свидетелей прошлого – по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную юную душу [7, с. 61].

Осознать свое место в потоке истории можно, не выходя из дома. Путешествие с обыкновенными предметами (стул, лампа, книга, карандаш) сопряжено с большими открытиями. Ведь за каждым стоит история, огромный опыт, накопленный человечеством за время его развития. Стул может рассказать, как выглядели его «родственники» в минувшие эпохи, как видоизменялся он от столетия к столетию. Перелистывая страницы книги, можно оказаться в Древнем Египте, где жрец благочестиво предложит развернуть свиток из папируса, или в келье монаха, где есть возможность заглянуть в древний манускрипт и так далее. Такого рода занятия, по мнению Т. Чумаловой, объединенные в цикл «Лавка древностей» или «Из бабушкиного сундука», способствуют не только открытию предметного мира культуры, формированию вдумчивого, глубокого отношения к объектам окружающей действительности, но и подготовке ребенка к восприятию музея как особого вида искусства [7, с. 61].

Не исключено, что, найдя под ногами необычный камень, который, возможно, принадлежал древнему человеку, или раковину, которая вполне могла бы служить оберегом, талисманом либо отличительным знаком, или старое, истертое письмо на пожелтевшей бумаге, написанное много лет назад, ребенок действительно испытывает восторг.

По мнению Т. Чумаловой, в этом цикле занятий важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь  его познания. Педагог должен стремиться к тому, чтобы его воспитанник понял и прочувствовал, сколь многим мы обязаны тем первым открывателям и преобразователям, которые кажутся нам наивными, дикими, примитивными [7, с. 61].  Необходимо помочь ему осознать те многообразные связи, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени культуры и цивилизации приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. И тогда понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко-культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают здесь неоценимое и уникальное воспитательное воздействие. Одним словом, занятия эти призваны посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.

Освоение родной культуры не может обойтись без исследования собственной родословной. Тема эта чрезвычайно важна, так как побуждает ребенка – впервые в своей жизни – предпринять попытку самостоятельного исследования. Под руководством взрослых поднимаются семейные архивы, изучаются семейные реликвии – предметы, подчас долгие годы лежавшие без внимания в полном забвении. Оказавшись востребованными пытливым умом маленького исследователя, они не только обретают новую жизнь, но и оказывают серьезное воздействие на мировоззрение, формирующуюся систему ценностей [3, с.98].

Историческое мышление у дошкольника складывается не тогда, когда повествуется о больших и далеких событиях, которые он еще не в состоянии осознать и оценить, а когда речь идет о нем, его близких, о тех и о том, что составляет его еще очень небольшой мир.

От изучения собственного дома и семьи можно переходить ко второму этапу – расширению исторических рамок и горизонтов. Здесь уже выстраивается музейно-образовательная программа, включающая определенную последовательность посещений музеев [5, с.25].

Т. Чумалова выделяет три раздела музейных занятий [7, с. 62].

Первый блок музейных занятий посвящен темам: «Музей – хранитель времени и красоты», «Становление и развитие жизни на Земле», «Как человек изменяет этот мир».

Второй блок музейных занятий посвящен теме: «Как жили наши предки».

Третий раздел нацелен на расширение преставлений об окружающем мире. Воспитательная задача этого тематического блока – привить уважение к разнообразным культурам, дать осознание самоценности каждой из них и вместе с тем их взаимосвязанности. Дети знакомятся  с древними культурами  Востока, Средиземноморья, Америки, Европы. Воображаемая машина времени заносит их в Древний Египет и Древнюю Индию, в Междуречье и Древний Китай, в Древнюю Грецию и Древний Рим, в средневековый город. Основная идея этой части программы – выявить вклад различных цивилизаций в мировую культуру. В результате дети осознают неожиданный для себя факт: окружающий их мир включает достижения многих и многих народов. И тогда начинается поиск и обнаружение «посланников» из других стран и времен в окружающей действительности, в собственном доме.

Н.Ф. Лагутина считает, что музейная педагогика, располагающая арсеналом средств (предметность, наглядность, подлинность информации), облегчает детям вхождение в сложный мир искусства, развивает способность выражать свои чувства, впечатления, высказывать суждения о произведениях искусства [4, с. 53].

Педагоги ДОУ № 2374 «Родничок» (Москва) создали комплексный музей, который стал этнокультурным, художественно-эстетическим и досуговым центром учреждения для детей и взрослых.

Вниманию дошкольников предлагаются различные направления детского музея.

В галерее «Зал искусств» представлены полотна московских художников О. Калашниковой, И. Чайки, В. Муравьева, Л. Беляковой и многих других. В процессе экскурсий воспитатели знакомят детей с разными жанрами живописи: пейзажем, портретом, натюрмортом, сюжетными и абстрактными картинами.

Полотна экспозиции «Мы идем смотреть Родину» помогают показать необъятные просторы России. А разнообразие представленных в этом зале скульптур малых форм и майолики позволяют устраивать передвижные выставки.

На материалах историко-краеведческой экспозиции «Прогулки в Царицыно» дошкольники знакомятся с историей создания и развития этого музея-заповедника. Дошкольники не просто рассматривают экспонаты, с большинством из них можно поиграть, примерить на себя. На материалах этой экспозиции педагоги проводят циклы интегрированных занятий, которые включают элементы музыкально-театрализованной, речевой, изобразительной деятельности и конструирования [4, с.53].

Этнографические экспозиции «Русский дом» и «Веселая ярмарка» - творческие мастерские. Здесь дети могут не только полюбоваться подлинными произведениями народных мастеров, поиграть с ними, но и сделать игрушку, глиняную свистульку, соломенную куклу и многое другое своими руками.

Таким образом, музей выполняет не только познавательную функцию. Педагоги стремятся построить работу так, чтобы каждый юный посетитель получил свою роль – условную, игровую или вполне реальную, социально значимую, требующую выполнения каких-то конкретных действий. Средства музейной педагогики не только помогают сделать этот процесс ярким и радостным, но и позволяют научить детей воспринимать и понимать искусство, бережно относиться к культурному наследию своего народа.

 

 

 

1.2.Народная кукла  как средство приобщения к  родной культуре

 

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный  и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства.

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной с укладом жизни семьи, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5-6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое [6, с. 126].

А. Аскарова в своей воспитательной деятельности использует создание народной куклы с дошкольниками. Она считает, что при изготовлении народной куклы дети познают мир природы, учатся преобразовывать материал в рукотворное изделие [2, с. 124]. 

Куклы в разных странах делаются по-разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные – таинственность.

По мнению А. Аскаровой, самобытна русская кукла: оберегашка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия и так далее [2, с. 124]. В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с  культом плодородия и материнским началом.

Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки.

А. Аскарова считает, что необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не будет воспитывать в дошкольниках вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ [2, с. 125]. 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Создание мини-музея на базе детского образовательного учреждения, представляет возможность освоения культурного пространства страны и региона; позволяет знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Информация о работе Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям