Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 23:17, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать модернизацию российской образовательной системы в 2013г.
Задачи:
- определить приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования РФ;
- подытожить результаты реализации государственной образовательной политики России на сегодняшний день.

Содержание

Введение ……………………………………………………….. 3

1. Приоритеты государственной политики и
нормативно-правового регулирования
в сфере образования РФ …………………………………….. 4

2. Особенности развития и функционирования
Национального проекта «Образование» ……………….…14

2.1 Создание бизнес-школ мирового уровня………………… 15
2.2 Интернетизация образования……………………………... 17
2.3 Инновационные программы вузов……………………….. 18
2.4 Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования…………………….. 20
2.5 Инновационные школы………………………………………..20
3. Государственная образовательная программа России на 2013-2020год.……………………………………….……………...22

Заключение …………………………………………..………25

Список литературы ……………………………………….…27

Вложенные файлы: 1 файл

referat_UChR.docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

2.6 Инновационные школы

Конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений проводится в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Данное направление нацпроекта предусматривает ежегодное оказание государственной поддержки общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные

 

 

 

 

 

 

образовательные программы, по 1 млн. руб. каждому. Государственная поддержка осуществляется из средств федерального бюджета в объёме 3 млрд. рублей.

Средства государственной поддержки направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Конкурсный отбор проводится во всех субъектах Российской Федерации специально созданными конкурсными комиссиями при участии родителей, ассоциаций выпускников, профессиональных объединений работодателей, журналистов, экспертов по вопросам общего образования, советов ректоров вузов, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования, профсоюзной организации работников народного образования и науки и других общественных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная  образовательная программа России на 2013-2020год.

Цели программыи: 1) обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики;

2)повышение эффективности реализации  молодежной политики в интересах  инновационного социально ориентированного  развития страны

Задачи программы: 1) формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

2) развитие инфраструктуры и  организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

3) модернизация образовательных  программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования  детей, направленная на достижение  современного качества учебных  результатов и результатов социализации;

4) создание современной системы  оценки качества образования  на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального  участия; обеспечение эффективной  системы по социализации и  самореализации молодежи, развитию  потенциала молодежи.

Целевые индикаторы и показатели Программы: 1) удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет;

2) доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность  получать услуги дошкольного  образования, к численности детей  в возрасте 3-7 лет, скорректированной  на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе);

3) отношение среднего балла единого  государственного экзамена (в расчете  на 1 предмет) в 10 процентах школ с  лучшими результатами единого  государственного экзамена к  среднему баллу единого государственного  экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими  результатами единого государственного  экзамена;

4) удельный вес численности обучающихся  государственных (муниципальных) общеобразовательных  организаций, которым предоставлена  возможность обучаться в соответствии  с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся;

5) удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности;

6) охват населения программами  дополнительного профессионального  образования (удельный вес занятого  населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего  повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого  в экономике населения данной  возрастной группы;

7) удельный вес численности молодых  людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных  общественных объединений, в общей  численности молодых людей от 14 до 30 лет.

Сроки и этапы реализации Программы на 2013-2020 годы:

первый этап - 2013-2015 годы;

второй этап - 2016-2018 годы;

третий этап - 2019-2020 годы

Ожидаемые результаты реализации Программы: 1) улучшатся результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

2) повысится удовлетворенность  населения качеством образовательных  услуг;

совокупный объем затрат на сферу образования по отношению к валовому внутреннему продукту (бюджетные средства, средства семей и предприятий, направляемые в систему образования) увеличится с 4,9 до 6,3 процента (в случае реализации модернизационного сценария);

3) повысится эффективность использования  бюджетных средств, будет обеспечена  финансово-хозяйственная самостоятельность  образовательных организаций за  счет реализации новых принципов  финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий);

4) повысится привлекательность  педагогической профессии и уровень  квалификации преподавательских  кадров;

будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития; увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов;

5) будут созданы условия для  получения любым гражданином  страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки  на протяжении всей жизни;

увеличится доля образовательных услуг, оказываемых в рамках частно-государственного партнерства;

будет сформирована сеть ведущих вузов страны;

6) будет создана инфраструктура  поддержки раннего развития детей (0-3 года);

будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные организации;

7) во всех общеобразовательных организациях будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

8) не менее 75 процентов детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования;

9) увеличится доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, с 17 процентов в 2010 году до 28 процентов к 2020 году;

10) повысится эффективность реализации молодежной политики в интересах

инновационного развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На основе изложенной информации можно констатировать, что главные задачи, стоящие перед системой образования по обеспечению запуска процесса модернизации образовательной отрасли, в основном решены.

Благодаря поддержке Президента Российской Федерации, всех органов законодательной и исполнительной власти Минобразованию России и органам управления образованием удалось осуществить ряд мер по восстановлению ответственности государства в сфере образования.

Произошло кардинальное изменение отношения всех государственных структур к проблемам образования. Намеченный Государственным советом Российской Федерации и нормативно закрепленный Концепцией модернизации российского образования курс на обновление образовательной отрасли успешно реализуется.

Положительно оценивая результаты выполнения указанной Концепции, следует подчеркнуть, что еще предстоит масштабная работа по развитию образования, которая требует мобилизации сил государства и общества.

Однако существуют и некоторые отрицательные стороны реализации образовательной политики.

Так, «существенным дефектом управления процессами развития образования в регионах Российской Федерации и отдельных муниципалитетах является неразработанность механизма оценки результатов осуществляемых преобразований. Отсутствует информация о результативности реализации государственной политики в области образования в разрезе субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов, не разработаны и не применяются индикаторы, ориентирующие деятельность органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципалитетов на реализацию приоритетов государственной политики в области модернизации управления образованием»4.

Действительно, подобная ситуация порождает отсутствие ответственности за результаты проводимой образовательной политики. Проблематичным оказывается решение задачи, поставленной в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: "В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип "управление по результатам".

В связи с этим Национальным фондом подготовки кадров предлагаются индикаторы результативности деятельности органов управления образованием в регионах. Они отражают эффективность деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием по обеспечению доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов.

Итак, Национальный проект "Образование" в образовательной политике России позволил заложить основы для эффективного развития этой сферы с учетом современных требований и реалий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.     О Концепции  модернизации российского образования  на период до 2010 года: Приказ Министерства  образования Российской Федерации  от 11.02.2002 г. №393.

2.      Концепция  модернизации российского образования  на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р  // Официальные документы в образовании. – 2002. - №4. – С. 3 – 31.

3.      Образовательная  политика России на современном  этапе: Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. – 2002. - №2. – С. 2 – 50.

4. Сайт Министерства образования  и науки РФ // http://www.mon.gov.ru/work/obr/prior/

5. Административный регламент  по утверждению федеральных перечней  учебников, утвержденный приказом  Минобрнауки России N 5 от 11 января 2007 г.

6. Национальный проект  «Образование» (Сайт Министерства  образования и науки РФ // http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/ )

7. Об итогах деятельности  Министерства образования и науки  Российской Федерации в 2007 году  и задачи на 2008 год  \\ Доклад  Министра А.Фурсенко на заседании коллегии Министерства об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2007 году и задачах на 2008 год. – М., 15 февраля 2008 г.

8. Методические рекомендации  по использованию индикаторов эффективности деятельности органов управления образованием в регионах России по модернизации управления образованием в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования //Проект «Реформа системы образования».

http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/rso/about/about_project

9. Доклад Министра науки и образования А. Фурсенко на заседании Совета по национальным проектам// Пресс-центр Министерства образования и науки. Итар-Тасс 28.02.2008

10.  Борисов, П.П. Компетентностно - деятельный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №1. – С.58-61.

11.  Дахин А. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. – 2003. - №2. – С.113-120.

12.  Звенигородская Г.П. Содержание образования в контексте идей модернизации // Управление в образовании. – 2003. - №1. – С.11-17.

 

 

1 Дахин А. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. – 2003. - №2. – С.113-120.

2 Из выступления В.В. Путина, 5 сентября 2005 года

3 Национальный проект «Образование» (Сайт Министерства образования и науки РФ // http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/ )

4 «Методические рекомендации по использованию индикаторов эффективности деятельности органов управления образованием в регионах России по модернизации управления образованием в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования» //Проект «Реформа системы образования». http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/rso/about/about_project

 

 


Информация о работе Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования РФ