Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:29, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть причины нарушений речи.
В данной работы поставлены следующие задачи:
- определить понятие речи;
- речевые нарушения;
- рассмотреть психологические причины нарушения речи;
- рассмотреть физиологические причины нарушений речи;
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Психологическая характеристика речи……………………..5
1.1. Понятие речи. Виды речи………………………………………….5
1.2. Взаимосвязь речи и мышления…………………………………….9
Глава 2. Причины нарушения речи……………………………………12
1.1.Понятие речевого нарушения ……………………………………..12
1.2. Причины, вызывающие речевые нарушения …………………...14
Заключение………………………………………..…………………… 21
Список используемых источников…………………………………….23
Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.
В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или так называемого "срыва" речи (заикание). Однако необходимо помнить об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Если родителям, специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказать малышу квалифицированную помощь, ее можно значительно уменьшить и даже устранить.
Отсутствие первых слов может беспокоить родителей годовалого малыша, особенно если это их первенец и у них нет возможности сравнить его речевое развитие со старшими детьми. Распространенное мнение о том, что ребенок должен начать говорить в год, не совсем верно. Исследователь детской речи Мария Митрофановна Кошина говорит о вариативности границ речевого развития ребенка. Это значит, что у каждого малыша свой индивидуальный темп обучения. Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек.
Малыш использует другие способы общения (вокализации, жесты, мимика, интонация). Он хочет общаться с окружающими и старается привлечь их внимание.
Ребенок с темповой задержкой развития речи может начать говорить совершенно неожиданно, без специального обучения, и в дальнейшем его речь развивается как у сверстников. Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом.
Однако многим детям нужен "пусковой толчок", чтобы они начали говорить. Таким стимулом могут стать игровые занятия в группе со сверстниками, которые уже умеют говорить, занятия по развитию речи у логопеда.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены причины нарушений речи.
Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть определение
понятия речь- это один из видов
коммуникативной деятельности
- речевые нарушения- это отклонение от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
- рассмотреть психологические и физиологические причины нарушения речи.
Для нормального
речевого развития ребенка
Речь ребёнка нарушается и задерживается
в отсутствие эмоционального положительно
окружения. Речь развивается по подражанию,
поэтому некоторые речевые нарушения
(заикание, нечеткость произношения, нарушение
темпа речи) могут иметь в своей основе
подражание.
Речевые нарушения часто могут
возникать при различных психических
травмах (испуг, переживание в связи с
разлукой с близкими людьми, длительная
психотравмирующая ситуация в семье).
Это задерживает развитие речи, а в ряде
случаев, особенно при острых психических
травмах, вызывает у ребёнка, психогенные
речевые расстройства: мутизм (полный
отказ от речевого общения), невротическое
заикание.
Список использованной литературы
1. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1986. – 380 с.
2. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., 1987. – 300 с.
3. Львова М. Р. Развитие речи младших школьников. – М., 1989. – 280 с.
4. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985. – 400 с.
5. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995. – 340 с.
6. Тихомирова Л.Ф., Басов
А.В. Развитие логического
7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – СПб., 1997. – 379 с.
8. Фомичёва М.Ф. Воспитание
у детей правильного
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1982. – 230 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. – М., 1983. – 500 с.
11. Рождественская В.И., Радина Е.А. Воспитание правильной речи. – М., 1968 . – 330 с.
12. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под. ред. Ляпидевского С.С., Селиверстова В.И. – М., 1968. – 194 с.
13. Немов Р.С. Психология. – М., 1980. – 390 с.
14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991.
16. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.