Причины неуспеваемости младших школьников и их предупреждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:25, статья

Краткое описание

Качество образования являлось во все времена объектом пристального внимания педагогов. Сегодня эта проблема стала ключевой, так как обеспечивает сохранение и прогрессивное развитие интеллектуального потенциала страны. В последнее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся со школьной дезадаптацией. Во многих школах в последнее время перестали уделять должное внимание так называемым «трудным» школьникам, что приводит к педагогической запущенности и школьной неуспеваемости учеников. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.docx

— 20.99 Кб (Скачать файл)

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

Качество образования являлось во все времена объектом пристального внимания  педагогов. Сегодня эта  проблема стала ключевой, так как  обеспечивает сохранение и прогрессивное  развитие интеллектуального потенциала страны. В последнее время наблюдается  увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся со  школьной дезадаптацией. Во многих школах в последнее время перестали уделять должное внимание так называемым «трудным» школьникам, что приводит к педагогической запущенности и школьной неуспеваемости учеников. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

«Неуспеваемость – плохая, низкая успеваемость учащихся» [1].

«Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой» [4].

«Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести  в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в  обществе, нестабильность существующей образовательной системы, несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального  подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний  день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что  каждый четвертый ребенок имеет  серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки, также это  низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников. Ещё к внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Выявить причины неуспеваемости можно  с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие  и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения»  [5].

«Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько  групп:

1 группа. Низкое качество мыслительной  деятельности (слабое развитие познавательных  процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа. Высокое качество мыслительной  деятельности в паре с отрицательным  отношением к учению.

3 группа. Низкое качество мыслительной  деятельности сочетается с отрицательным  отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать  дифференцированную помощь.

Для первой группы неуспевающих (со слабо  развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных  навыков. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу –  ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с  ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.  Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности  учебного материала:

- создавать проблемные ситуации;

- активизировать самостоятельное мышление;

- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

Для второй группы неуспевающих (с  высоким качеством мыслительной деятельности в паре с отрицательным  отношением к учению) причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция –  нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами  образовательного учреждения. Школу  они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Задача педагога в этом случае - помочь учащимся осознать необходимость получения новых  знаний; развивать ответственность.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала  для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

- решение проблемных ситуаций;

- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами» [2] .

Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему  ученику на определенном этапе урока 

Оказание помощи неуспевающему  ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

 

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение  темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение  пользоваться наглядными пособиями, помогающими  излагать суть явления.

Стимулирование  оценкой, подбадриванием, похвалой.

 

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих  учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов.

Привлечение к высказыванию предложений при  проблем- ном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.




 

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на этапы, выделение  в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное  ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание  на необходимость актуализировать  то или иное правило.

Ссылка  на правила и свойства, которые  необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование  о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование  самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих  наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о  возможных затруднениях, использование  карточек-консультаций, карточек с  направляющим планом действий.


 

Список литературы:

1. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.

2. Мурачковскии Н. И. Тип неуспевающих школьников//Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М., 1971. - С. 142.

3. Материалы  по предупреждению неуспеваемости  учащихся //Лучшие страницы педагогической  прессы - №2, 2002, стр.41-49

4. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-50856

5. http://festival.1september.ru/articles/604457/

 

 

 


Информация о работе Причины неуспеваемости младших школьников и их предупреждение