Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:05, доклад
Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать
Уже у древних славян были общинно-родовые формы помощи и поддержки, через нее была заложена традиция заботы о слабых и немощных .Далее наблюдалась такая форма опеки-
домашнее рабство, когда в голодные годы детей продавали, чтобы сохранить им и себе жизнь. Тогда же развилось приймачество, когда семья принимала сироту, который вел хозяйство, почитал новых родителей и обязан был их похоронить. Таким образом, решение проблемы сиротства через приемную семью возникло очень рано и является одной из древнейших форм социального попечения.
Проблема адаптации детей в детском доме ребенка.
Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России
Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать
Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки нуждающимся детям.
В этот период общество не воспринимала детей как ценность. Но все же есть примеры оказания поддержки именно детям-сиротам, относящиеся к тому времени.Церковно-приходской помощью сиротам того времени - скудельницы. «Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые и выполняли роль сторожа и воспитателя» ... Скудельницы были своеобразными детскими домами.
С начала XVII века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Но более всего истории известно имя великого реформатора - Петра I. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. «Сироты появлялись в результате стихийных бедствий, войн. Но, прежде всего, сиротами становились «незаконно прижитые дети». Православная церковь относилась нетерпимо к внебрачным связям и детям, которых называли «зазорными детьми. С одной стороны, общество порицало безродность, безродительство, а с другой - чувствовало свою ответственность за решение проблемы.
В начале 18 века
открываются приюты для «
При Павле 1 на государственном уровне стали заботиться не только о детях-сиротах, но и о глухонемых детях. В этот же период начинают создаваться общественные организации, расцветает частная благотворительность. В 1842 г. начал работу1ый опекунский совет под руководством княгини Н.С.Трубецкой
К XIX веку ребенок уже обрел права, независимо от возраста. Ему была от самого рождения государством гарантирована жизнь.
В советский период были созданы трудовые коммуны для социализации беспризорных детей, большинство которых после войн и революций остались сиротами. К середине 30-х годов появилась система детских домов - интернатов. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы - интернаты, так как у них была большая вместимость.Таким образом-
Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания,здоровьесбережения и в дальнейшем получение образования, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.Т.есть чтобы ребенок был гармонично развитым и здоровым.
Что такое здоровье? Обращаясь к "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: "Это правильная, нормальная деятельность организма". А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие.
Если физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В Доме ребенка проблеме обеспечения физического и психического здоровья детей должно уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка ,отрицательная психологическая обстановка в целом.. Поэтому проблема адаптации стоит очень остр
.(сл 1)
Адаптация, т. е. приспособление,
является общебиологическим феноменом.
(сл2)
Рождение ребенка – яркое проявление его биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к условиям внеутробного существования требует коренной перестройки в деятельности всех систем организма:( кровообращения, дыхания, пищеварения). К моменту рождения эти системы должны быть готовы осуществить функциональную перестройку, иными словами, должен существовать врожденный уровень готовности адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях
(сл 3)
Возможности к социальной адаптации развиваются только после рождения и неотделимы от развития системы высшей нервной деятельности и сложных психических функций человека.
Как показали исследования Н.М. Аксариной, уже в первые шесть месяцев жизни ребенка возникают реакции на режим, способ вскармливания, микроклимат окружающей среды. С 6 до 9 мес. формируются реакции на способы ухода за ребенком (т. е. он привыкает к тому, как его кормят, укладывают, как организовано его бодрствование и т. д.). При семейных условиях воспитания в возрасте 9-10 мес. формируется еще одна реакция – привязанность к взрослому (мать, бабушка, няня). У ребенка расширяются возможности сознательно воспринимать окружающий мир и проявлять активную деятельность, но происходит это только с помощью взрослого, постоянно находящегося с ним. Эта реакция доминирует до 1 г. 4 мес. – 1 г. 6 мес, а затем постепенно ослабевает, так как у ребенка повышается ориентировочная реакция, активное стремление к новому, появляются возможности речевого общения и свободного передвижения в пространстве
В условиях дома ребенка этот вид поведенческого стереотипа протекает иначе: стойкой привязанности к определенному взрослому не возникает, ибо детям приходится общаться с разными взрослыми, которые часто сменяют друг друга. Многие психологи обращают внимание на то, что отсутствие стереотипа на определенное лицо затрудняет формирование прочных эмоционально-личностных связей в более поздние возрастные периоды.Изучение всех проявлений адаптации позволило определить основные этапы привыкания к новым условиям среды, а также факторы, определяющие тяжесть адаптационного периода, и наметить пути профилактики тяжелой адаптации.
Период адаптации к условиям детского дома- это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям социального существования, к новому режиму. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению темпа психофизического развития ребёнка. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность
Поэтому, процесс адаптации ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Его необходимо правильно организовать. Вся работа сотрудников должна быть направлена на профилактику дезадаптации вновь поступающих детей,на смягчение психоэмоционального перенапряжения у детей раннего возраста, что нередко приводит к появлению детской агрессии. Деятельность педагога- в решении данного вопроса направлена на создание опыта общения, познания, радости открытия, эмоционально-положительного переживания детей. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения и взаимопомощи.
Весь период привыкания можно
разбить на три этапа(периода):
1. Острый период,
или период дезадаптации, когда имеется более или менее
ярко выраженное рассогласование между
привычными поведенческими стереотипами
и требованиями новой микросоциальной
среды. В это время наиболее
выражены сдвиги в поведенческих параметрах,
ряд признаков, характеризующих нарушения
в соматическом состоянии (например, уменьшение
массы тела), снижение сопротивляемости
к инфекциям и др.
2. Подострый период,
или собственно адаптация, когда ребенок
активно осваивает новую среду, вырабатывая
соответствующие ей формы поведения.
Постепенно уменьшаются отклонения в
различных системах, причем происходит
это не синхронно. Быстрее всего
нормализуется аппетит (до 15 дней); более
продолжительны нарушения сна и эмоционального
состояния; медленнее всего приходит в
норму игра и речевая активность (до 60
дней).
3. Период компенсации,
или адаптированности к данным условиям,
когда жизнедеятельность
организма нормализуется, т. е. достигает
исходного уровня, а иногда и превышает
его.
Дети, воспитывающиеся в домах ребенка,
имеют меньшие возможности для тренировки
адаптационных механизмов, а следовательно,
и более низкий уровень социальной адаптированности.
Постоянное пребывание в стереотипных
условиях группы, ограниченные контакты
с внешним миром приводят к жестко закрепленным
стереотипам поведения в статичных условиях.
Поэтому всякий переход к изменившимся
условиям является сильным стрессовым
фактором. К тому же почти у всех детей
в домах ребенка имеются отягощенный биологический
и социальный анамнез, отклонения в развитии
и состоянии здоровья, что, безусловно,
снижает выносливость нервной системы.
Это сказывается и на возможностях к социальной
адаптации. Выделяю три степени тяжести
адаптации:
Легкая адаптация
Адаптация средней тяжести.
Тяжелая адаптация : первая форма
Ребенок заболевает в первые 10 дней после поступления ,а затем продолжает повторно болеть ( от 4 до 12 и более раз) в течение первого года пребывания в ДОУ;
2. Адаптационный синдром
Особенности исходного состояния здоровья детей в домах ребенка, объективные и субъективные недостатки условий жизни и воспитания приводят к тяжелым формам адаптационного синдрома
. Легче всего реагируют
на смену обстановки дети
Эмоциональное состояние длительно нарушено.
Ребенок либо плачет в течение всего отрезка
бодрствования, либо плач и хныканье сменяются
состоянием пассивности, безразличия.
Состояние пассивности и повышенной раздражительности
волнообразно сменяют друг друга. Резко
снижается двигательная и речевая активность.
Ребенок становится капризным, требует
повышенного внимания со стороны взрослых,
вскрикивает во сне, легко пугается.
Изменения к лучшему происходят очень
медленно. Улучшения неустойчивы, возможны
рецидивы плаксивого и пассивного состояния.
Информация о работе Проблема адаптации детей в детском доме ребенка