Проблема адаптации детей в детском доме ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:05, доклад

Краткое описание

Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать
Уже у древних славян были общинно-родовые формы помощи и поддержки, через нее была заложена традиция заботы о слабых и немощных .Далее наблюдалась такая форма опеки-
домашнее рабство, когда в голодные годы детей продавали, чтобы сохранить им и себе жизнь. Тогда же развилось приймачество, когда семья принимала сироту, который вел хозяйство, почитал новых родителей и обязан был их похоронить. Таким образом, решение проблемы сиротства через приемную семью возникло очень рано и является одной из древнейших форм социального попечения.

Вложенные файлы: 1 файл

lдля лекции.docx

— 532.29 Кб (Скачать файл)

Проблема адаптации детей в детском доме ребенка.

 

   Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России

Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать

  1. Уже у древних славян были общинно-родовые формы помощи и поддержки, через нее была заложена традиция заботы о слабых и немощных .Далее наблюдалась такая форма опеки-
  2. домашнее рабство, когда в голодные годы детей продавали, чтобы сохранить им и себе жизнь. Тогда же развилось  приймачество, когда семья принимала сироту, который вел хозяйство, почитал новых родителей и обязан был их похоронить. Таким образом, решение проблемы сиротства через приемную семью возникло очень рано и является одной из древнейших форм социального попечения.
  3. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.Сироте могли назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм.
  4. В системе общественной помощи» можно выделить сиротские и вдовьи помочи, когда эти обездоленные «снабжались за счет общества хлебом, дровами, лучинами».

Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки нуждающимся детям.

  1. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха.(1016)
  2. В России В XIV-XVI веках основным субъектом социальной помощи детям становится церковь.

В этот период общество не воспринимала детей как ценность. Но все же есть примеры оказания поддержки именно детям-сиротам, относящиеся к тому времени.Церковно-приходской помощью сиротам того времени - скудельницы. «Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые и выполняли роль сторожа и воспитателя» ... Скудельницы были своеобразными детскими домами.

С начала XVII века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Но более всего истории известно имя великого реформатора - Петра I. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. «Сироты появлялись в результате стихийных бедствий, войн. Но, прежде всего, сиротами становились «незаконно прижитые дети». Православная церковь относилась нетерпимо к внебрачным связям и детям, которых называли «зазорными детьми. С одной стороны, общество порицало безродность, безродительство, а с другой - чувствовало свою ответственность за решение проблемы.

 В начале 18 века  открываются приюты для «зазорных  младенцев», куда было приказано  брать незаконнорожденных с соблюдением  анонимности происхождения. При Екатерине Великой открылись воспитательные дома для незаконнорожденных детей.

 При Павле 1 на государственном уровне стали заботиться не только о детях-сиротах, но и о глухонемых детях. В этот же период начинают создаваться общественные организации, расцветает частная благотворительность. В 1842 г. начал работу1ый опекунский совет под руководством княгини Н.С.Трубецкой

К XIX веку ребенок уже обрел права, независимо от возраста. Ему была от самого рождения государством гарантирована жизнь.

В советский период были созданы трудовые коммуны для социализации беспризорных детей, большинство которых после войн и революций остались сиротами. К середине 30-х годов появилась система детских домов - интернатов. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы - интернаты, так как у них была большая вместимость.Таким образом-

 

 

 

 

 

 

 

 

Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания,здоровьесбережения и в дальнейшем получение образования, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.Т.есть чтобы ребенок был гармонично развитым и здоровым.

Что такое здоровье? Обращаясь к "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: "Это правильная, нормальная деятельность организма". А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие.

Если физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В  Доме ребенка проблеме обеспечения физического и психического здоровья детей должно  уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка ,отрицательная психологическая обстановка в целом.. Поэтому проблема адаптации стоит очень остр

.(сл 1)

 Адаптация, т. е. приспособление, является общебиологическим феноменом.  
(сл2)

 

Рождение ребенка – яркое проявление его биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к условиям внеутробного существования требует коренной перестройки в деятельности всех систем организма:( кровообращения, дыхания, пищеварения). К моменту рождения эти системы должны быть готовы осуществить функциональную перестройку, иными словами, должен существовать врожденный уровень готовности адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях

(сл 3)

Возможности к социальной адаптации развиваются только после рождения и неотделимы от развития системы высшей нервной деятельности и сложных психических функций человека.

Как показали исследования Н.М. Аксариной, уже в первые шесть месяцев жизни ребенка возникают реакции на режим, способ вскармливания, микроклимат окружающей среды. С 6 до 9 мес. формируются реакции на способы ухода за ребенком (т. е. он привыкает к тому, как его кормят, укладывают, как организовано его бодрствование и т. д.). При семейных условиях воспитания в возрасте 9-10 мес. формируется еще одна реакция – привязанность к взрослому (мать, бабушка, няня). У ребенка расширяются возможности сознательно воспринимать окружающий мир и проявлять активную деятельность, но происходит это только с помощью взрослого, постоянно находящегося с ним. Эта реакция доминирует до 1 г. 4 мес. – 1 г. 6 мес, а затем постепенно ослабевает, так как у ребенка повышается ориентировочная реакция, активное стремление к новому, появляются возможности речевого общения и свободного передвижения в пространстве

В условиях дома ребенка этот вид поведенческого стереотипа протекает иначе: стойкой привязанности к определенному взрослому не возникает, ибо детям приходится общаться с разными взрослыми, которые часто сменяют друг друга. Многие психологи обращают внимание на то, что отсутствие стереотипа на определенное лицо затрудняет формирование прочных эмоционально-личностных связей в более поздние возрастные периоды.Изучение всех проявлений адаптации позволило определить основные этапы привыкания к новым условиям среды, а также факторы, определяющие тяжесть адаптационного периода, и наметить пути профилактики тяжелой адаптации.

 Период адаптации к условиям  детского дома- это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям социального существования, к новому режиму.   Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению темпа психофизического развития ребёнка. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность

Поэтому, процесс адаптации ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Его необходимо правильно организовать. Вся работа сотрудников должна быть направлена на профилактику дезадаптации вновь поступающих детей,на смягчение психоэмоционального перенапряжения у детей раннего возраста, что нередко приводит к появлению детской агрессии. Деятельность педагога- в решении данного вопроса направлена на создание опыта общения, познания, радости открытия, эмоционально-положительного переживания детей. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения и взаимопомощи.

 
Весь период привыкания можно разбить на три этапа(периода):

 
1. Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены сдвиги в поведенческих параметрах, ряд признаков, характеризующих нарушения в соматическом состоянии (например, уменьшение массы тела), снижение сопротивляемости к инфекциям и др.

 
2. Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются отклонения в различных системах, причем происходит это не синхронно. Быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего приходит в норму игра и речевая активность (до 60 дней). 
3. Период компенсации, или адаптированности к данным условиям, когда жизнедеятельность организма нормализуется, т. е. достигает исходного уровня, а иногда и превышает его.

 
Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, имеют меньшие возможности для тренировки адаптационных механизмов, а следовательно, и более низкий уровень социальной адаптированности. Постоянное пребывание в стереотипных условиях группы, ограниченные контакты с внешним миром приводят к жестко закрепленным стереотипам поведения в статичных условиях. Поэтому всякий переход к изменившимся условиям является сильным стрессовым фактором. К тому же почти у всех детей в домах ребенка имеются отягощенный биологический и социальный анамнез, отклонения в развитии и состоянии здоровья, что, безусловно, снижает выносливость нервной системы. Это сказывается и на возможностях к социальной адаптации. Выделяю три степени тяжести адаптации: 

Легкая адаптация

  • Продолжительность  нарушений в поведении ребенка достигает 20дней.
  • Отмечается незначительное снижение аппетита. Восстановление сна происходит за 7 – 10 дней.
  • Эмоциональное состояние , ориентировочная и речевая активность  и взаимоотношения с детьми нормализуются в течении 15 – 20 дней , иногда скорее.
  • Взаимоотношения со взрослыми не нарушены , двигательная активность не снижена.
  • Ребенок не болеет в период адаптации.  Легкая адаптация наблюдается у детей моложе 8 – 9 мес. или старше 1,5 полутора лет, с благополучным анамнезом, с хорошим исходным состоянием здоровья.

 

 

 Адаптация средней тяжести.

  • Все нарушения в поведении ребенка более ярко выражены и более длительны.
  • Нарушения сна , аппетита нормализуется через 20 – 30 дней;
  • период угнетения ориентировочной активности продолжается в среднем 20 дней;
  • речевая активность не восстанавливается до 20 - 40 дней;
  • эмоциональное состояние неустойчиво  в течении месяца;
  • значительная задержка двигательной активности: её восстановление происходит после 30 – 35 дней пребывания в учреждении.
  • Взаимоотношения с взрослыми не нарушены.
  • Все функциональные сдвиги  выражены отчетливо, особенно в дни предшествующие заболеванию,  которое при адаптации средней тяжести возникает в виде острой респираторной инфекции (однократной и без осложнений). 
  • Такое течение адаптации чаще регистрируется у детей  от 9 мес. до 1,5 лет;
  • Подобные нарушения могут быть у детей любого возраста, если у них отклонения в состоянии здоровья или если в доме ребенка плохо организована оздоровительно – воспитательная работа.
  • Проявления адаптации средней тяжести могут наблюдаться  при переводе ребенка  из группы в группу или при поступлении из стационара  в дом ребенка и в более старшем возрасте.

Тяжелая адаптация : первая форма

    Ребенок заболевает  в первые 10 дней после поступления ,а затем продолжает повторно болеть  ( от 4 до 12 и более раз) в течение первого года пребывания в ДОУ;

          • Снижены: общее состояние организма, показатели НПР, физического развития;
          • На 2 году пребывания в учреждении ребенок  реже болеет, начинает постепенно адекватно реагировать на обстановку;
          • Такая форма тяжелой адаптации встречается у семейных детей первых 1,5 лет жизни, имеющих в анамнез вредные воздействия  биологического характера ( токсикозы,  осложнения родов и т. п.) и  и неблагоприятное состояние здоровья  до поступления в ДОУ.

2. Адаптационный  синдром

Особенности исходного состояния здоровья детей в домах ребенка, объективные и субъективные недостатки условий жизни и воспитания приводят к тяжелым  формам адаптационного синдрома

 

. Легче всего реагируют  на смену обстановки дети первого  года жизни, поступившие из больницы, в особенности, если ребенок минует  изолятор. В этом случае он  попадает в значительно более  адекватно организованные условия  жизни. После года, когда у ребенка  уже формируется привыкание к  условиям жизни, смена этих условий  достаточно тяжела для него. Адаптационный  синдром у этих детей характеризуется  длительностью и тяжестью проявлений  неадекватного поведения, граничащего  с патологическими состояниями. Наблюдается длительное снижение  аппетита, в отдельных случаях  может возникать стойкая анорексия или невротическая рвота при кормлении. Сон также нарушен на протяжении длительного времени; засыпание медленное (30–40 мин); сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождаются плачем. Снижена ориентировочная активность. Ребенок, как правило, стремится к уединению, избегает контактов с детьми или проявляет агрессивное к ним отношение, к взрослым отношение избирательное. 
Эмоциональное состояние длительно нарушено. Ребенок либо плачет в течение всего отрезка бодрствования, либо плач и хныканье сменяются состоянием пассивности, безразличия. Состояние пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослых, вскрикивает во сне, легко пугается. 
Изменения к лучшему происходят очень медленно. Улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивого и пассивного состояния. 

Информация о работе Проблема адаптации детей в детском доме ребенка