Проблема исторического развития воззрения общества на личность с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. Психическая деятельность -- это деятельность по сути своей отражательная, причем в ходе антропогенеза у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира.

Содержание

Введение 3
1.Эволюция воззрения общества на людей с нарушением зрения. 4
2. Незрячие люди в современном социуме 10
3.Результаты опроса граждан «Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями» 11
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 49.87 Кб (Скачать файл)

В исследовании А.В. Ярмоленко говорится и об огромном вкладе в развитие просвещения слепых, который внес Луи Брайль, тактильным шрифтом которого пользуются до сих пор. Этому человеку также принадлежат труды в области тифлотехники.

В современном мире эти особые способности слепых людей стали востребованы. Так федеральная полиция Бельгии объявила набор слепых и слабовидящих граждан в подразделение по оперативному прослушиванию телефонных разговоров и записей с аудио-носителей. “В службу «прослушки» набрали около 30 человек, которые прошли специальный курс обучения. Этим фактом открывается дополнительная возможность обеспечения занятости среди инвалидов по зрению, которые обладают особенным, чутким слухом” [Ярмоленко 1959: 89].

В исследовании Ярмоленко практически ничего не говорится об истории проблемы слепых людей в России и Советском Союзе. Лишь только то, что в начале ХХ века в Санкт-Петербурге стало усиливаться общественное движение слепых, основной целью которого была борьба за право на труд. А также в 1881 году в Санкт-Петербурге было создано первое общество, объединившее слепых, которое существует по сей день.

Исследование М.И.Земцовой «Пути компенсации слепоты» также поднимает историю вопроса [Земцова 1956]. По ее данным, впервые в дореволюционной России проблема слепых получила обсуждение в конце XIX века, что было связано с появлением значительного числа военноослепших в ходе русско-турецкой войны.

“Царское правительство вынуждено создать общественную благотворительную организацию «Попечительство о слепых». Пожертвование царя в размере миллиона рублей было не столько комплексной мерой поддержки слепых, сколько способом откупа от заботы от несчастных. Включение графы о слепоте в перепись населения России в 1897 году позволило выявить количество незрячих, и показала, что в России насчитывалось 250 тыс. тотально слепых, слабовидящие тогда не учитывались” [Земцова 1956: 42]. Царское правительство не вело никакой борьбы со слепотой, делегировав заботу о них общественной благотворительности. Никаких льгот и преимуществ по законам дореволюционного времени слепые не имели.

За 37 лет своего сосуществования Попечительство открыло 24 приютских училища, в котором обучалось 900 незрячих детей из 28 тыс. подлежащих обучении. Училища работали по специальным программам в объеме начальной школы для зрячих, затем воспитанники осваивали щеточное и корзиночное ремесла. По окончанию училища, слепого отправляли домой на попечение родных. Системы организованного труда взрослых слепых не было. Мало было сделано «Попечительством о слепых» и в области создания печатного слова для незрячих. Книги по системе Брайля закупались за границей очень низким тиражом.

Также в данном исследовании можно обнаружить множество заметок из книги «Воспитание и образование для слепых» А.И. Скребицкого. В ней профессор Скребицкий свидетельствует о коррумпированности «Попечительства для слепых», сравнивания цифры затрат на учебные пособия и содержание канцелярии, чиновничьи разъезды и печатание годовых отчетов. За 13 лет эта цифра составила 1600 руб. и 87202 руб. Также Скребицкий приводит и такой пример бесцеремонного расхищения пожертвований «на благо слепых» с народа. “…дача для нужд слепых, купленная за 300 руб. и благоустроенная за 17 600 руб., была продана одному из деятелей «Попечительства…» за 90 тыс. рублей” [Земцова 1956: 87].

Что касается послереволюционного времени, то в монографии Земцовой говорится, что Советская власть принялась за искоренение буржуазных предрассудков (просить милостыню на паперти стало антиобщественным занятием) - слепых активно привлекают к работе на предприятиях и фабриках для выполнения простых работ. Теперь их зарплата намного выше пенсии по инвалидности. В 1930-е появляются первые слепые стахановцы.

Стоит упомянуть также работу В.М. Сорокина «Практикум по тифлопсихологии» [Сорокин 1973], в которой описываются наблюдения за психическими феноменами слепых людей, а также методики процедур исследований. Там говорится о том, что исходя из многолетних исследований, можно наблюдать следующую тенденцию - со временем, незрячие люди стали более депрессивными, несмотря на созданные для них всевозможные условия. Это, следуя работе Сорокина, результат изменившихся взглядов и отношения к незрячим людям.

Что же касается исторической справки о проблеме слепых в России, то она дается в книге Л.Н. Ананьева «Теория ощущений» [Ананьев 2002]. Из нее мы узнали, что впервые в России школа для слепых детей открылась в Санкт-Петербурге в начале XIX века. Тогда слепыми числилось 248 тысяч взрослых людей и около 40 тысяч детей. В первых школьных книгах рельефные буквы повторяли очертания обычных. Читать было очень сложно - требовалось слишком много осязающих движений пальцами. По настоящему освоить эту науку слепые смогли освоить лишь спустя десятилетия, когда появилась система рельефно-точечного чтения Луи Брайля. Много времени в школах для слепых уделялось физическому и трудовому воспитанию. Среди незрячих было немало профессиональных портных и скорняков. Детей учили ткать, шить одежду, плести корзины. Продукция слепых охотно раскупалась. Особое значение предавалось музыке. Оркестры слепых исполнителей всегда был очень популярны. Но основной задачей школ для слепых была и остается подготовка к жизни среди зрячих людей.

Также в данной книге затрагивается тема слепых во время Великой Отечественной войны. “В годы войн тыл захлестнула волна военно-ослепших, которых было необходимо в кратчайшие сроки обучить доступной профессии, оказать элементарную психологическую поддержку. Сформированное к тому времени общество слепых объявило о готовности к действию. Во время Великой Отечественной войны общество слепых согласилось оказать помощь и направить на службу ее участников. В блокадном Ленинграде впервые в истории российской армии незрячие люди были призваны на воинскую службу «слухачами» и связистами” [Ананьев 2002: 248].

В послевоенные 1950-е годы вокруг некоторых предприятий возникают целые поселения незрячих.

Периодом расцвета Всероссийского общества слепых стали 70-е годы. Программы реабилитации незрячих были расписаны на годы вперед. На слабовидящих и слепых людей работало более сотни санаториев, профилакториев, домов отдыха. Два раза в год, выезжая на отдых, слепые получали возможность общаться, развлекаться, заниматься спортом наравне со зрячими людьми.

В 1990-е годы в России большинство медицинских учреждений, в том числе клиники глазных болезней, перешли на коммерческую основу. “Стоимость одной операции по восстановлению зрения составляет примерно от 1 до 10 тысяч долларов. Тех средств, которые выделяет Министерство здравоохранения России на социальные программы для слепых и инвалидов, явно недостаточно. Сегодня своей очереди на операцию ждут 200 тысяч слепых” [Ананьев 2002: 250].

Таким образом, мы видим, что, начиная с XIX века и заканчивая XX, для слепых людей начали появляться всевозможные льготы условия. С годами для них открывалось все больше возможностей и перспектив для улучшения их жизни. Незрячие люди начали осознавать свое место в обществе и перестали чувствовать себя ущербными, никому не нужными. А как обстоят дела с нынешним состоянием проблемы адаптации слепых? Об этом мы поговорим во втором параграфе данной главы.

 

 

 

 

 

 

 

2. Незрячие люди в современном  социуме

Что же касается современного состояния проблемы, то сейчас инвалидам по зрению, относительно, намного проще. Для слепых и плоховидящих людей создаются различные организации, рабочие предприятия, появилось множество школ, библиотек, санаториев и даже видов спорта (таких уже 16). В наше время слепому человеку не составит особого труда стать мастером спорта. Стоит упомянуть о тех случаях, когда совершенно слепые люди совершали прыжки с парашютом или самостоятельно управляли штурвалом самолета.

В Америке не так давно придумали новый способ для ориентации слепого человека в пространстве - эхолокацию, причём -- собственную, "природную", не требующую применения никаких технических приспособлений. Разработчик данной методики Дэниел Киш также является слепым. Теперь, незрячий человек, обучившись этому методу передвижения, может даже кататься на велосипедах или роликовых коньках, не говоря уже о многих других вещах. 
«Кажется невероятным, но использовать эхолокацию люди могут, в общем-то, так же, как ею пользуются животные, вроде летучих мышей или дельфинов. Человека можно научить распознавать звуковые волны, отражённые окружающими объектами, определять положение, удалённость и даже размер объектов, находящихся поблизости». К сожалению, в России данный метод пока не пользуется большой популярностью, в связи с недоверием людей в правдивость данного метода, и элементарным страхом человека к такому необычному способу перемещения (большинство незрячих боятся шагнуть в «зрячий» мир, из-за стеснения своего «недостатка»). Но, постепенно к методу эхолокации возникает все больший интерес. Кто знает, может быть со временем, незрячие люди только и будут передвигаться таким способом. 
С появлением специальных программ речевого доступа к экрану компьютера перед незрячими открылись новые горизонты. Теперь такие люди могут работать программистами, операторами ПК, диспетчерами, секретарями, бухгалтерами и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Результаты опроса граждан «Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями». 

Проблемы детской инвалидности относительно недавно стали предметом специальных

исследований. Скажем больше, серьезные исследования относительно развития детей во-

обще начали проводиться только после второй мировой войны, а это в масштабах развития человечества очень скромный отрезок времени. И нельзя не отметить, что динамика в данном вопросе явно положительная - от физического уничтожения, непризнания и изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными дефектами в общество, создания для них безбарьерной среды.

Правовые принципы защиты инвалидов так же начинают формироваться только со второй половины ХХ века. Первым актом, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году Декларации прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство».  Еще один важный правовой акт, это Конвенция о правах инвалидов, которая была принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН только в декабре 2006 года.

И еще… только во второй половине XX века, под влиянием общественных движений про-

водимых в развитых странах, таких как США, Швеция, начинает проводиться политика «деинституциализации». Это значит, что появилась идея, что дети с проблемами в развитии могут жить, лечиться и получать образование не в закрытых учреждениях, а в более мягких условиях (семьях, в том числе и в приемных, диспансерах, службах поддержки и т.д.).Что же получается? А получается, что мы с

Вами живем в обществе, которое, можно сказать, только что разглядело огромную проблему. Интересно, как же все-таки общество видит на сегодняшний день своё состояние? Вот некоторые результаты исследования проведенного в 2010 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Исполнителем исследования является Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Исследование называлось «Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями», в этом исследовании, как вы понимаете, уделялось внимание двум наиважнейшим вопросам: это положению детей, оставшихся без попечения родителей и детей, имеющих особенности в развитии.

Исследование носило комплексный характер и состояло из двух этапов: качественного и

количественного. Качественный этап исследования предполагал получение необходимой информации от разных целевых групп. Необходимо было определить, что именно будет исследовано. В ходе этого этапа были проведены интервью с экспертами, занимающимися проблемами детей с ограниченными возможностями (школ-интернатов, реабилитационных медицинских и социальных центров, представителями государственных органов и СМИ). Глубинные интервью были проведены с детьми в возрасте 12–18 лет, имеющими инвалидность. Также были проведены групповые дискуссии с родителями детей с ограниченными возможностями. Количественный этап исследования представлял собой массовый опрос жителей России старше 18 лет.

По мнению наших экспертов, в обществе преобладают стереотипы негативные, те, которые указывают на бесполезность, опасность и бесперспективность детей, рожденных с нарушениями здоровья. Исследование позволяет увидеть реальное положение дел. Вот какие устоявшиеся мнения по поводу детей с особенностями проанализировали в исследовании. 

Результаты опроса граждан:  
 
Согласны или не согласны Вы со следующими суждениями?

(здесь приведены  и качественные, и количественные  показатели опроса). 

1. Дети-инвалиды опасны для общества  – они могут быть заразны  – поэтому должны быть изолированы  от общества: 
согласны– 5%,  
не согласны -88%,  
затрудняются ответить – 7%. 

2. Дети-инвалиды – в будущем  бесперспективные и бесполезные  для общества люди, которые не  будут в состоянии обеспечивать

себя самостоятельно:  
согласились – 16%,  
не согласны с высказыванием – 71%  
затрудняются ответить – 13%. 

3. Дети-инвалиды не могут стать  полноправными членами общества, так как они не

могут полноценно общаться с окружающими:  
да – 19%,  
нет – 69%  
и не знаю – 12%. 

4. Дети-инвалиды чаще всего рождаются  в неблагополучных семьях:  
согласны – 26%,  
не согласны – 63%, 
сомневаются – 11%. 

5. Рождение ребенка с ограниченными  возможностями (ребенка-инвалида) –  наказание родителей за их  грехи:  
согласны – 18%,  
не согласны – 61%,  
сомневаются – 21%. 

6. Для всех инвалидов (и взрослых, и детей) характерно  потребительское отношение к  людям и обществу в целом:  
согласились – 18%,  
не согласны – 59%,  
сомневаются – 23%.

7. Дети-инвалиды легкоранимы, остро  реагируют на любые воздействия, затрагивающие

их:  
согласны – 74%,  
не согласились – 13%,  
не знают, что сказать – 13%. 

8. Дети с ограниченными возможностями  ничем кардинально не отличаются  от остальных детей по своим  человеческим качествам:

согласны – 64%,  
не согласны – 23%  
сомневаются – 13%.

 

По результатам проведенного массового опроса населения России, можно говорить

о том, что негативные стереотипы о детях-инвалидах не имеют преобладающего распространения в российском обществе. Большинство россиян (59–88%) указывают, что не разделяют стереотипные суждения в отношении детей с ограниченными возможностями.

Хорошо, замечательно! Получается, что Общество в большинстве своем не оправдывает опасений экспертов и родителей детей с ограниченными возможностями и не придерживается негативных стереотипов.  
Интересно, а как же Общество ведет себя по отношению к детям с особенностями в развитии?

Информация о работе Проблема исторического развития воззрения общества на личность с нарушением зрения