Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 12:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить специфику проблемы профессионализации деятельности педагога профессионального обучения.
Объект – профессионализация деятельности педагога.
Предмет – проблема профессионализации деятельности педагога профессионального обучения.
Задачи:
1.Определить понятие и специфику феномена профессионализации деятельности.
2. Охарактеризовать особенности профессионализации деятельности педагога профессионального обучения.
Методологически данная позиция базируется на признании дихотомической связи гуманизма и социальности, которая проявляется в том, что гуманизм не функционирует вне общества и уже потому социален, что обладает свойством социальности. Социальность же гуманистична по своей природе, т.к. является объективным отражением культуры и позволяет сохранить ценности, передать традиции, развить способность к творчеству у будущих поколений. Кроме того, к субъекту социальности, ее носителя относятся не только государство и общество, но и человек7.
Действительно, современное постиндустриальное информационное общество предъявляет к своим гражданам определенные требования, а поэтому заинтересовано в том, чтобы они обладали определенными качествами. Причем это не означает, что личность должна ограничиваться только данным, социально необходимым набором качеств, но они должны присутствовать в структуре личности как условие ее успешного социального функционирования.
Таким образом, социальный запрос для образования связан с выработкой способов гармоничного сочетания интересов и личности, и общества при создании образовательных стратегий. В последние годы данная проблематика становится объектом научного интереса многих исследователей, которые раскрывают разные ее аспекты. Это приобретает особую важность в плане подготовки педагогов нового поколения, тем более педагогов профессионального обучения. Ведь при подготовке будущих специалистов технического направления требуются высококвалифицированные педагоги профессионального обучения, способные сформировать компетенции, достаточные выпускнику на современном рынке труда. Для реализации данной цели необходимы преподаватели и мастера, имеющие высокий интеллектуальный потенциал, компетентные не только в своей дисциплине, но и имеющие знания в других областях, обладающие современными технологиями работы с информацией и т.п8.
Профессиональную подготовленность педагога профессионального обучения следует рассматривать не просто как систему дидактико-методических знаний и владение набором профессионально-педагогических умений, а как развитость разнообразных способностей, качеств личности системного характера, творческого потенциала, гибкости, мобильности, готовности к инновациям, творческому отношению к образовательному процессу. В соответствии с этими требованиями кадровая политика в инженерно-педагогическом образовании направлена на его гуманизацию и гуманитаризацию, на формирование педагога-профессионала, создание творческих мастерских, педагогических объединений, постоянное научное обеспечение профессиональной подготовки, на широкое внедрение инновационных идей и современного педагогического опыта, комплексный характер непрерывного психолого-педагогического образования и самообразования будущих педагогов профессионального обучения, на развитие у них ценностного отношения к педагогическому мастерству.
Анализ образовательного свидетельствует о том, что для практического обучения студентов выделяются в большей степени частные компетенции, которые не могут обеспечить целостный трудовой процесс, требующий от педагогов профессионального обучения в первую очередь навыков целеполагания, целеосуществления, рефлексии и пр., а полученные частные умения весьма разрознены и в совокупности не охватывают все стороны осваиваемой профессии. Недостаточная представленность в процессе обучения комплексного подхода, обеспечивающего логические и практические взаимосвязи между различными блоками подготовки не позволяет студентам эффективно использовать их в практической деятельности.
Такое положение дел заставляет подготавливать педагогов профессионального обучения к реализации занятий и методов обучения, направленных на практическое ознакомление с целостной профессиональной деятельностью и приобретение студентами не только элементарных, но и сложных (комплексных) профессиональных навыков, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности личности будущего профессионала, ценностно-мотивационных ориентации в процессе обучения.
Отсюда вытекает неразрывность теоретической и практической сторон профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения. Взаимосвязь их педагогической деятельности и производительного труда, оптимальное сочетание учебных и преобразовательных начал в профессиональной деятельности являются краеугольным камнем практико-ориентированной технологии обучения в вузе.
Такое сотрудничество способствует восстановлению и укреплению связей с предприятиями, открывает для учебных заведений следующие возможности: облегчается доступ к информации о рынке труда (каких специалистов и сколько надо готовить); обеспечивается учет заказа работодателей по содержанию подготовки будущих специалистов; процедура корректировки старых и разработка новых учебных материалов и программ выстраивается в соответствии с запросами работодателей; открываются более широкие возможности для организации производственной практики студентов; появляются возможности для организации краткосрочной стажировки и повышения квалификации; расширяются возможности трудоустройства.
Повседневная образовательная практика убедительно доказывает, что успешность развития образовательной сферы в целом сегодня в существенной мере зависит от того, насколько современный педагог развит не только как профессионал, но и как личность.
Ориентация вузов, других образовательных учреждений на поиск подходов к формированию духовно - нравственной личности педагога становится одной из важнейших задач современной системы образования. Особенности образовательной системы, сложившейся в конкретном вузе, обусловливают характерные для данного вуза варианты решения задач становления и развития личности педагога. Вместе с тем можно выделить и общие для всех вузов инвариантные тенденции в формировании профессионализма педагога, воспитании у него высоких духовно -нравственных личностных качеств . Выделение таких тенденций необходимо для их анализа и последующей корректировки направленности образовательного процесса на достижение цели профессионального становления и личностного развития педагога в вузе, институте повышения квалификации, муниципальном методическом центре.
Анализ процесса формирования профессионализма педагога в системе непрерывного образования (вузовского, послевузовского) выявил следующие тенденции:
Тенденция первая. Состоит в том, что наблюдается обогащение вариативных образовательных программ содержанием знаний о личности педагога на основе идей отечественной педагогической культуры. «Содержание базового педагогического образования является отражением измерений бытия человека в его деятельности в природе, обществе и культуре. Сущностная характеристика такого отражения - целостность картины мира и человека в нем, достигаемая комплексом психолого - педагогических, социогуманитарных, культуроведческих и специальных дисциплин, взаимодействующих на базе философско-антропологической методологию. При этом педагогическое образование выступает подсистемой социума, «вписанной» в метасистему культуры, которая осваивается будущим педагогом в историко-сультурном контексте и в современных формах как закономерно-организованный процесс»9.
Совершенно очевидно, что отечественный педагогический опыт, духовно-нравственные ценности русской культуры должны стать достоянием педагога-грофессионала. В реально существующей системе образования в вузах педагогические, духовные, творческие ценности бытия человека, представленные в педагогической культуре России, находят свое место в учебных дисциплинах психолого-педагогического цикла: педагогике, психологии; в курсах по философии, философии образования, культуроведению. Так, педагогические идеи КД. Ушинского, НИ.Пирогова, И А. Ильина и других, представленные в курсах педагогики, философии, акцентуируют современные аксиологические подходы в воспитании и развитии личности, раскрывают глубинные внутренние процессы духовного самосовершенствования и самовоспитания. Убежденность отечественных педагогов-философов в том, что образованность не есть истинное знание, делает очевидным то, что воспитательная цель, направленная на единство процессов образования и воспитания есть единственно верный путь не только умственного приобщения педагогов к ценностям бытия ,но и к личностному принятию в глубинном внутреннем мире как основополагающих установок и целей, направляющих личность в самоорганизации и самоуправлении собственной жизнедеятельности и проявляет себя в нравственной позиции в различных жизненных ситуациях.
В структурах системы непрерывного образования вузах, институтах повышения квалификации педагогов, научно-методических центрах) процесс развития духовно-нравственной сферы личности педагога профессионала представлен в зависимости от определяющих ценностных ориентации педагогического коллектива в целом и профессиональной компетентности в данной области работающих педагогов.
Обогащение содержания образования в учебных планах, программах образовательных учреждений различного уровня, способствующих освоению ценностей отечественной педагогической культуры, интеграции антропологических , педагогических, философских знаний и представлений о личности педагога формируют у обучаемых мотивацию и создают базу самообразования и саморазвития.
Несомненно, такой подход в подготовке педагога эффективен, так как он имеет гуманную общекультурную направленность в содержании образования, фундаментом которого являются знания отечественной педагогической культуры, антропологии, формирующие осознанные представления о духовно-нравственных, социальных, профессиональных ценностях общества.
Вторая тенденция. Состоит в том, что расширяются технологии организации образовательного процесса. Профессионализм педагога определяется его способностью технологично проектировать образовательный процесс относительно собственного саморазвития и развития обучающихся; техно - логично исследовать и диагностировать актуальные и малоразработанные проблемы в развитии образования, в том числе, с помощью компьютерных средств, прогнозировать ее развитие. Технологии этого типа предусматривают преобразование взаимодействия педагога и учащихся в личностно-равноправные, субъектнодеятельностные, индивидуализированные отношения. Такое преобразование связано с тем, что педагог-ученый, педагог-практик не столько учит, сколько актуализирует, стимулирует обучаемого к общему и профессиональному развитию, создает условия для его развития, что требует включения во взаимодействие демократичных, гибких форм общения педагога и обучаемых.
Вариативность личностно -ориентированных технологий образования в большинстве образовательных учреждений сегодня очевидна . Это «обеспечивается посредством следующей совокупности психолого -педагогических условий: становление личностно-творческой концепции педагогической деятельности ; развитие рефлексивной и субъективной позиции учителя; включение учителя в инновационную деятельность; ориентация на прогрессивный вариант личностно-творческой самореализации; восхождение отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) в системе; от типовых технологий к личностно-креативным и другое»10. Исследовательская деятельность педагогов в образовательных учреждениях, совместная деятельность педагогов школ, вузов, института повышения квалификации, проблемные выездные заседания, специализированные семинары, творческие конкурсы, организационно-деятельностные и деловые игры, научные конференции являются для многих учреждений традиционными формами работы, которые способствуют самореализациии педагогов в процессе их профессиональной подготовки. Так, используя широкий спектр образовательных технологий, ориентированных на учет личностных особенностей обучаемых , происходит самоутверждение педагога в своих профессионально-педагогических ориентирах , социальных, профессиональных, жизненных ценностях и идеалах, формируются предпосылки самовоспитания в инновационной профессиональной педагогической деятельности.
Третья тенденция. Состоит в том, что использование информационных технологий в образовательном процессе существенным образом влияет на выбор методов, форм и технологий педагогической деятельности. Развитие профессиональных умений педагога в их информационно-коммуникационной составляющей обусловлено реализуемой с 2001 г. Федеральной целевой программой информатизации образования, предполагающей овладение всеми работниками образования современными информационными технологиями. В последние годы в связи с интенсивным увеличением массива информации в науке и практике информационно-коммуникационная компетентность педагога становится необходимым условием становления его профессионализма. Умение и алгоритм работы с информацией, знания и навыки использования современной техники, информационные технологии обусловливают важность подготовки педагогов к использованию компьютера для накопления, систематизации , преобразования информации, необходимой для развития образования в муниципальных образовательных учреждениях, возможности выхода в Интернет, развития системы дистанционного обучения.
Умение работать с компьютером делает образовательное пространство проектирования чрезвычайно широкой. Сущность Интернет-общения заключается не только в переписке по электронной почте, но и в участии в конференциях, семинарах, «круглых столах» в режимах on-line. В настоящее время интерактивные формы делового общения развиваются достаточно активно: всероссийский августовский педсовет уже несколько лет проводится в режиме on-line. В России созданы и активно развиваются электронные образовательные порталы по гуманитарным, естественнонаучным, экономическим, юридическим специальностям; портал общего среднего образования; математики всех уровней образования; здоровья и образования и другие, функционируют и постоянно пополняются электронные библиотеки; создаются тематические страницы, посвящённые актуальным проблемам развития образования на различных сайтах вузов, академий, кафедр. Использование сетевых информационных ресурсов, введение дистанционного обучения актуализирует процесс развития профессиональной информационно-коммуникационной компетентности педагога.
Основными принципами функционирования представленных тенденций развития профессионализма педагога выступают следующие:
Информация о работе Проблема профессионализации деятельности педагога профессионального обучения