Проблема сенсорного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:59, реферат

Краткое описание

В младенчестве у детей осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому еле различимые впечатления сменяются предметным восприятием, которое впоследствии открывает ребёнку мир вещей и явлений. Значение сенсорного развития в раннем детстве очень велико. Именно в этот возрастной период наиболее благоприятно совершенствование функционирования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Этот возраст является порой интенсивного сенсорного развития ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Сенсорное воспитание в педагогике………………………………4
2. Изучение проблемы сенсорного воспитания в истории отечественной педагогике………………………………………………………..7
3. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике………………………………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_на_тему_ПЕДАГОГИКА_СЕНСОРНОЕ_ВОСПТАНИЕ.docx

— 38.32 Кб (Скачать файл)

Также в сенсорном развитии и воспитании ребенка она не забывала и о воспитательной функции рисования (лепки), которая развивает не только верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучает ребенка вникать во все подробности, частности, способствующего развитию внимания и наблюдательности.

Такие ученые, как Поддьякова Н.Н. и Аванесова В.Н. выявили взаимосвязь сенсорных процессов с деятельностью органов чувств. Проблемы сенсорных вопросов, которые составляют первый уровень психологического отражения и психической регуляции, так же занимает существенное место в изучении проблем психологии. Разработка для решений этих проблем важна не только для понимания закономерности психических явлений, но и для решения ряда практических задач: в создании «воспринимающих» и «опознающих» технических устройств, средств отображения информации рационализации трудовой и учебной деятельности дошкольника [1].

 

  1. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике

 

Первую наиболее развернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Фридрих Фребель в начале XIX века. Он создал пособие «Дары Фребеля», которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.) [6]

Первый дар - шесть цветных шерстяных  мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые необходимо подвесить над кроваткой ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он научился различать цвета, воспринимать различные направления движений.

Второй дар - деревянный шар, цилиндр  и куб – для возраста трех - четырех лет. В процессе игры с этими предметами, ребенок будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью и запоминать их.

Третий, четвертый дар - для детей  старше четырех лет - деревянный куб, который разделен на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.

Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур.

 Шестой дар - 27 деревянных  кирпичиков. Из них 21 - целый, три  разделены пополам (поперек), а  еще три разделены вдоль. Всего  33 бруска.

 Пятый и шестой дар применялся  и для развития творческих  способностей детей (построение  фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода).

Благодаря использованию таких игрушек ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира» [4].

Заслуга учений Фребеля в том, что он разработал целую серию подвижных игр для детей, которые построены на основе подражания явлениям природы, животным, деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки, «Лисица ходит кругом», «Кошки - мышки»). Все игры должны сопровождаться исполнением песенок, которые написал сам Фребель и даже выпустил сборник.

Даже несмотря на то, что вся педагогическая система Фребеля, строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что в процессе игры ребенок развивается не только физически, интеллектуально, но и духовно - вводится в жизнь, развивает свои органы чувств, усваивает социальные нормы поведения.

И. Г.Песталоцци также говорил о важности накопления чувственного опыта у детей. В своей работе «Азбука зрительного восприятия» он пробует опираться на чувственный опыт ребенка, учитывает роль этого опыта я овладении счетом [4].

Использование в работе педагогов этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве. Ценная черта «даров» - последовательность в ознакомлении детей с геометрическими формами, сама мысль о строительном материале.

К сильным сторонам этой системы следует отнести включение  задач сенсорного воспитания в общие  задачи умственного развития ребенка, признание роли самого ребенка в  умственном и сенсорном развитии, обеспечение систематического руководства  этой деятельностью со стороны педагога.

Недостатком «даров» является их абстрактность, черствость, формализм материала, ограниченность всей системы сенсорного воспитания, практически несвязанной с живой действительностью, что ограничивало кругозор детей и свободу творчества.

Марии Монтессори придавала особую роль «гигиене мышления», которое должно открыть тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека [12].

Характерной чертой мышления является способность различать. Различать - это значит группировать. Итак, сенсорные упражнения - это упражнения на различение и классификацию. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – всем этим свойствам предметов и явлений необходимо научить ребенка пользоваться, различать.

«Процессы различения, группирования  и обозначения внешних предметов  на основе установившегося в уме  прочного порядка, - пишет Монтессори, - и составляют мышление и вместе с тем и известную степень  культуры». Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и  группировать, т.е. правильно различать. Также, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и других.

Для развития чувства зрения Монтессори в своих трудах предлагала сравнивать и различать предметы разной формы - бруски, кубики, цилиндры, палочки. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов).

Такой ученый как Овид Декроли изложил идее тренировки органов чувств и противопоставил возможность воспитания у детей «правильного отношения к впечатлениям от окружающей жизни» [4].

В своих работах Декроли  отобразил систему дидактических игр, которые обеспечивают сенсорное развитие детей. В отличие от идей Фребеля он использовал для игр детей не геометрические тела, а предметы окружающего мира. Декроли разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Например, детям предлагались предметы разной формы (ключ, волчок, ложка, чашечка, отвертка, мячик, наперсток, монетка и др.), сложенные в ящик, с тем чтобы они осмотрели и ощупали предметы (т. е. получили таким образом множество впечатлений, которые бы послужили основой для составления понятия о форме). Затем следовало перебрать те же предметы с завязанными глазами и назвать их. Установил, что ребенку легче запомнить название натурального предмета, чем назвать его изображение на картинке. Он делает вывод, что игры являются средством сенсорного и духовного развития ребенка. Эта идея раскрыта в его сочинении "Возбуждение умственной и двигательной анергии посредством воспитательных игр".

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги нашему реферату на тему «Проблема сенсорного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики» можно сделать следующие выводы.

В истории педагогики существуют различные системы и подходы к сенсорному воспитанию (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, М.М. Манасеиной).Эти системы отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В результате этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.

Современная российская теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети.

 Основная задача сенсорного воспитания – это своевременно обучить ребенка этим действиям. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов

 

 

 

 

 

 

 

СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. - М., 2000. - 432с.
  2. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. С.Ф. Егорова. - М., 2001. - 320с.
  3. Запорожец А.В. Психология действия: Избранные психологические труды.- М., Воронеж: МОДЭК, 2000.
  4. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учебное пособие/Сост. С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф. Егоров. - М., 2000. - 440с.
  5. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003. - 224с.
  6. Корнетов Г.Б. история педагогики: Введение в курс "История образования и педагогической мысли": Учебное пособие. - М., 2002. - 268с.
  7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2000. - 109 с.
  8. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ. Гуськова О.А. - Ж-л "Управление", №6, 2008. - с.106.
  9. Жирнова Н.Н., Анилова Е.А. Отечественные педагоги конца 19-начала 20 в. о роли дидактической игрушки в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. - Ж-л "Управление ДОУ", 2009г.,№7 - с.96.
  10. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. - М. Просвещение, 1963. - 98 с.
  11. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, 2006. - 345 с.
  12. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л "Справочник ст. воспитателя "№1, 2010. - с.58
  13. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965. - 392 с.
  14. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. Кирпичникова Н. - Ж-л."Д/в", 2005г., № 2 - с 76.
  15. Сенсорная комната: новые возможности использования. Мутагорова С.Н., Безуглая И.Г. - Ж-л "Воспитатель ДОУ", 2010г.,№9 - с.7.

 

 


Информация о работе Проблема сенсорного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики