Проблема формирования нравственных ориентаций личности в процессе школьного обучения в истории педагогики последней трети XX- начала XXI ве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается проблема формирования нравственных ориентаций личности в процессе школьного обучения в истории педагогики последней трети XX- начала XXI веков.

Содержание

1. Введение 3
2. История развития педагогики и педагогической мысли в конце XX – начале XXI века 4-8
3. Становление современной системы образования 9-11
4. Проблема нравственных ориентаций личности в современной педагогике 12-22
5. Заключение 23
6. Библиография 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

          В 1988 году приказом тогдашнего министра (председателя Госкомитета СССР по народному образованию) Г.А. Ягодина при Госкомитете был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа» во главе с известным педагогом и публицистом Э.Д. Днепровым. В него вошли, так или иначе, сотрудничали с ним многие думающие педагоги и психологи страны. Целью создания ВНИКа была разработка принципиально новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьника, вариативности и свободного выбора на всех уровнях образовательной системы, превращения образования в действенный фактор развития общества.

           Были разработаны и в декабре 1988 года одобрены Всесоюзным съездом работников образования следующие основные принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования; развивающий, деятельностный характер образования; непрерывность образования. В течение полутора лет реализация новой реформы задерживалась и по-настоящему началась только с назначением Э.Д. Днепрова в 1990 г. министром образования РСФСР (и затем РФ).

Параллельно с реформой среднего образования в конце 80–90-х гг. осуществлялась и реформа высшего образования. Ее основным содержанием были гуманизация и фундаментализация образовательных программ, рационализация и децентрализация управления вузами, диверсификация образования и введение его многоуровневой структуры, дальнейшее развитие демократизации и самоуправления в вузах. Однако эта реформа осталась не доведенной до логического конца; в частности, не решены проблемы многоканальности финансирования вузов, осталось почти без изменений высшее педагогическое образование и мн. др.

           После 1985-го, а особенно после 1991 г. резко изменилось к лучшему положение с национальным образованием. Многие языки народов РФ, ранее бывшие бесписьменными, получили письменность и стали предметом обучения в школах. Благодаря введению так называемого национально-регионального компонента содержания школьного образования стало возможным обучать детей истории и культуре народа (региона).

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 2 1756-р от 29.12.2001, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школой воспитательных задач. Усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель, как творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. Процесс познания – творческий процесс, где учитель и учение одно целое. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества.

          Остановимся более подробно на характеристике особенностей процесса усвоения знаний в средних классах школы, так как это имеет значение не только для развития мышления подростков и их познавательных интересов, но и для формирования их личности в целом. Обучение в школе всегда происходит на основе уже имеющихся у ребенка знаний, которые он приобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания ребенка, полученные им до обучения, не являются простой суммой впечатлений, образов, представлений и понятий. Они составляют некоторое содержательное целое, внутренне связанное с характерными для данного возраста способами мышления ребенка, с особенностями его отношения к действительности, с его личностью в целом.

          Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Следовательно, проблема самосознания не сводится к проблеме интроспекции, как было принято думать в традиционной психологии. Формирование самосознания подростка, как показывают данные многочисленных исследований, заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности. Для того чтобы мог осуществиться весь сложный процесс самосознания, необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня жизненного опыта и психического развития, при котором становится возможным познание и оценка такой сложной деятельности, какой является нравственно-психологический облик человека. Особенно большое значение приобретает при этом развитие у подростков мышления в понятиях, на чем мы уже подробно останавливались выше, и появление качественно более высоких особенностей речи. Важнейшая из них заключается в том, что в связи с изучением грамматических понятий подросток делает предметом своего сознания язык, что приводит его к сознательному и произвольному отношению к своей собственной речи. Делая же предметом сознания свою речь, он тем самым становится способным сделать предметом сознания ,и свою собственную мысль. Для того, чтобы выделить определенное качество и определить к нему свое отношение, необходимо обозначить его словом и ввести в систему нравственно-психологических понятий. Для этого была разработана воспитательная программа в школе, которая представлена в следующей таблице:

Программа воспитания

Ступень

Цели по блокам

Задачи педагогов

Результаты реализации программы

1 – 2 КЛАССЫ

Сформиро-

вать ценностное отношения к природе.

Примитивно-поведенческий уровень.

Воспитание любви к “ малой родине”

Развитие произвольности психических процессов

Формирование качеств, составляющих культуру поведения.

Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.

Развитие навыков самообслуживания, творчества.

Дисциплина, этикет.

Не позволяет себя обижать.

Знает свой край (обычаи, природу, народ, известных людей)

Выполнение трудовых обязанностей

Выполнение учебных обязанностей.

Формирование ОУУН.

Отсутствие правонарушений, злостных поступков.

Замечает, реагирует на прекрасное.

Знает, что есть семья, член семьи. Осознание половой принадлежности.

Соблюдает правила поведения в природе.

Знает о существовании мест, где идёт война. Различает состояния мир - война.

3 КЛАСС.

Сформировать ценностное отношение к нормам культурной жизни.

Природа России. Многообразие флоры и фауны.

Развитие произвольности психических процессов.

Формирование культуры взаимоотноше-

ний.

Приобщение к гигиенической культуре.

Развитие навыков самообслуживания, творчества.

4 КЛАСС

УСВОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НОРМ ОБЩЕЖИТИЯ

Формирование отношения к природе как общему дому.

Развитие произвольности психических процессов.

Формирование культуры поведения.

Организация здорового образа жизни.

Формирование опыта деятельности.

Развитие творчества.

5 КЛАСС

Сформировать представления о человеке, как субъекте и высшей ценности на земле.

Эмоциональный уровень

Расширение представлений о человеке.

(Человек и природа. Человек в его многообразных увлечениях.)

Развитие психических качеств личности, психосаморегуля-ции.

Освоение двух уровней этикета.

Приобщение к здоровому образу жизни.

Организация коллективной деятельности, развитие творчества.

Способен к сопереживанию.

Оценивает свои достоинства и недостатки.

Проявляет интерес к общественно-политическим процессам, переживает успехи, неудачи.

Выполняет поручения.

Трудолюбие.

Познавательный интерес.

Формирование компетентностей.

Любознатель-

ность.

Стремление к общению с прекрасным.

Самообслуживание.

Выполняет социальные роли (Брат, сестра, внук, сын, дочь, друг)

Переживает трагедии.

Чувствует радость и гордость за удачи.

Переживает трагедии народов.

Сочувствует.

Ценит радость мирной жизни

6 КЛАСС

Расширение представлений о человеке. (Человек в отношении к самому себе. Человек и семья.)

Развитие процесса саморегуляции. Формирование положительной “Я” -концепции.

Овладение третьим уровнем этикета.

Приобщение к здоровому образу жизни.

Развитие коллективистских отношений внутри класса. Повышение творческого потенциала.

7 КЛАСС

Сформировать ценностное отношение к социальному устройству.

Расширение представлений о человеке.

Формирование представления об индивидуальности и особенностях своего “Я”

Формирование отношения к этикету как к норме жизни общества.

Формирование полового самосознания и здорового образа жизни.

Развитие творческого мышления и самостоятельности.

8 КЛАСС

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОПРИЧАСТНОСТЬ

Расширение представлений о разных способах социального устройства

Формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитывающей деятельности.

Воспитание грамотного отношения к медико-профилактическим мерам, как средству сохранения здоровья человека.

Формирование отношения к этикету как норме жизни общества.

Формирование навыков коллективной творческой деятельности.

9 КЛАСС

Сформировать жизненную позицию индивидуального выбора пути.

Мотивированно-поведенческий уровень.

Формирование отношения человека к обществу

Формирование у подростка представления о самосознании и его месте в самовоспитании.

Овладение четвёртым уровнем этикета.

Формирование представлений о здоровом образе жизни как гарантии здоровья будущего потомства.

Формирование навыков КТД.

Постоянно ориентирован на других людей. Культивирует свои достоинства.

Общественно активен, инициативен.

Развиты чувства гражданственности, патриотизма.

Участие в общественно полезных делах.

Умеет трудоустроиться.

Самообразовательная работа.

Компетентен.

Самостоятельное общение с прекрасным.

Не приемлет вандализма.

Чувствует себя членом семьи, ответственность, полезность, сопереживание.

Экологическое сознание.

Готов служить миру.

Пропагандирует мирный образ жизни.

Ощущает гармонию мира.

10-11 КЛАСС

ПОВЕДЕНИЕ, ПОСТРОЕННОЕ НА УБЕЖДЕНИИ, ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛА ЦЕННОСТЕЙ

Формирование идеала человека, жизненной позиции.

Формирование навыков безопасного поведения “Познай себя”

Формирование готовности к активному самопознанию и объективному самосознанию.

Развитие творчества и самотворчества, самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Подводя итог вышесказанному, нужно сказать, что современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров, характерных для российской культуры; в работе с детьми и подростками важно преодолевать декларативность общечеловеческих ценностей и обеспечивать поэтапное освоение их детьми — от привития им любви к своей Родине до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.

Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.      Е.Н. Степанов “Педагогу о воспитательной системе школы и класса”. Москва 2004. Творческий центр.

2.      Азбука  нравственного  воспитания/ под  ред.  И.  А.  Каирова,  О.  С.    Богдановой. – М.: Просвещение, 1975.

3.      Формирование  личности:  проблемы  комплексного  подхода  в  процессе воспитания  школьника/ под  ред.  Г.  Н.  Филонова. –           М.: Педагогика,1983.

4.      Апанасенко О.Н. Культурная среда и ее использование в процессе формирования ценностных ориентиров школьников. // Наука и образование: проблемы и перспективы: тезисы региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся. – Бийск, 2000. – С. 35.

5.      Божович Л. И. Изучение личности и ее формирования в онтогенезе // проблема управления процессом формирования личности. М., 1986.

6.      Марьенко И. С. Примерное содержание воспитания школьников. М., 1996.

7.      Беленчук Л. Н. История отечественной педагогики. М. 2005. С. 39.

 

 

2

 



Информация о работе Проблема формирования нравственных ориентаций личности в процессе школьного обучения в истории педагогики последней трети XX- начала XXI ве