Проблема эстетического воспитания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 01:47, реферат

Краткое описание

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Искусство – ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.
Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

Содержание

Введение.
1. Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым, художественным воспитанием
2. Содержание и методы эстетического воспитания.
3. Формирование основ эстетического воспитания.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

0432604_53329_problemy_esteticheskogo_vospitaniya.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.

Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке.

Пример воспитателя, его  эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса.

Немалую роль играют занятия  по ознакомлению детей с художественной литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора.  Юмор – форма комического, в которой предметы, события и их поступки изображаются в смешном виде.

У ребенка очень важно  воспитывать чувство юмора с  самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять  трудностям и невзгодам. К. Чуковский  писал в книге “От двух до пяти”: ”…Это задача немалая – воспитать в ребенке юмор, то драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.”

Исследователи – психологи  С.П.Рубинский, М.М.Конина считают, что  развивать у детей способность замечать и понимать смешное – значит развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей, сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это обогащает мысль и фантазию.

Чувство комического  у детей в значительной степени  отличается от данного чувства взрослого  человека. Оно возникает в результате раскрытия доступных им противоречий в чем либо. Первые проявления чувства  комического у детей в элементарной форме можно наблюдать очень рано. Маленькому ребенку доступны самые примитивные, чисто внешние формы комического, основанные на несоответствии привычке, ожиданию. Способность замечать отклонения от нормы и воспринимать их как комические появляются в результате формирования у малышей достаточно устойчивых представлений о внешнем виде предметов, людей, животных, об их движениях. Дети младшего и среднего дошкольного возраста легче всего воспринимают комическое в поведении животных, близких им по возрасту сказочных персонажей, ровестников. Труднее – в поведении взрослых. Так как они являются для детей образцом разумного, поэтому смешное в их поведении дети не замечают, считая это нормой.

В старшем дошкольном возрасте ребенок может заметить уже более тонкие несоответствия, часто смеется над нелогичностью действий и поступков взрослых. В этом возрасте дети с удовольствием слушают смешные сказки, стихи, пытаются сами создавать комические ситуации в рисунках и сказках.

“У ребенка есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач воспитания” – писал К.Чуковский.

Формированию у детей  дошкольного возраста чувство юмора  способствуют произведения лучших детских  писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др., раскрывающие различные по своей сложности комические моменты.

Необходимо постепенное  усложнение комического содержания. Вначале используются произведения, где ярко выражены комические ситуации, в основе которых лежит одушевление предметов, незнание героями элементарных правил поведения, известных детям.

Затем подбираются произведения более сложные, содержащие комизм, основанный на нелогичности поступков, показе каких-либо отрицательных качеств персонажа.

Для воспитания чувства юмора незаменимы “перевертыши – педагогически ценные познавательные произведения. Они закрепляют у ребенка правильное понимание действительности. Они не только забава, но и полезный умственный труд.  Перевертыши – это произведения, где их герои действуют вопреки своим реальным свойствам и качествам.

Эстетические чувства  так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании эстетического восприятия музыки, в  частности русской народной песни, огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями

Чувства, в том числе  и эстетические – специфическая  форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств. Природа – это самый совершенный объект для эстетического  воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами. Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы на природу.  Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств.

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты аккуратности и так далее.

 

Заключение.

Вся система эстетического  воспитания направлена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, вкусом и другими  психическими категориями эстетического воспитания.

Задача эстетического  воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и так далее.

Исключительная роль семьи в эстетическом виспитании заключается в том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте.

Если семья – стартовый  этап воспитания, то детский сад  и школа – второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в детстком саду и школе.

“Воспитание – дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит выдавать за ненужность эстетического воспитания” , -    говорил Вл. Соловьев.

 

 Список литературы:

1.  Аксарина, Н.М. Воспитание детей / Н. М. Аксарина. - М.: Медицина,

1992 .– 106с.

2.    Бореев, Ю. Эстетика / Ю. Бореев. - М., изд-во политической лит-ры,

1998 . – 201с.

3.  Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. -  М.: Просвещение, 2000. - 112с.

4.    Запорожец, И Д. Воспитание эмоций и чувств  у дошкольника / И. Д. Запорожец. - М.: Просвещение, 1995. – 94с.

5.  Ковалев, С.М.  Воспитание и самовоспитание / С. М. Ковалев. - М.: Изд-во “Мысль”, 1996. – 45с.

6.  Крутецкий, В.А.  Психология / В. А. Крутецкий.-   М.:  Просвещение,  2000. – 86с.

7.  Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова. - М.: Просвещение,  2002. – 123с.

8.  Обухова, Л.Г. Психология детства / Л. Г. Обухова. -   М.: Просвещение,   1992. – 156с.

Чуковский, К. “От двух до пяти” / К. Чуковский. – М.: Просвещение , 1997. – 97с.

8.  Титаренко, В.Я.  Семья и формирование личности  / В. Я. Титаренко. - М.: “Мысль”, 1992 . – 97с.

10.  Ушинский, К.Д.   Избранные  педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. -   М.: Просвещение,  2001. – 146с.




Информация о работе Проблема эстетического воспитания человека