Проблемное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:12, доклад

Краткое описание

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и
найденных решений, догадок, озарений).

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад Технология проблемного обучения.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».

 

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация  знаний

-Найдите площадь  прямоугольника со сторонами  15 см и 3 см. (Работа в тетради)

Легко выполняют  задание.

Задание на новый  материал.

На листочках  найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см.

Испытывают  затруднение.

(Проблемная  ситуация)

Побуждение  к осознанию проблемы

-Смогли выполнить  задание?

-Нет, не смогли.

-В чем затруднение?

-Это новое  умножение.

-Чем это задание  не похоже на предыдущее?

-Надо умножить  на двузначное число, а мы  такого еще не решали.

(Осознание  проблемы).

Побуждение  к проблеме

-Какова сегодня  тема урока?

Умножение на двузначное число (Тема).

 

Фиксирует тему на доске

 

 

Подводящий  к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Пример: урок русского языка в 4-ом классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

 

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий  к теме диалог.

-Посмотрите  на два столбика слов на  доске

На доске:

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                   мышь

-Что заметили  общего?

-В каждом  столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся  без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце  слова.

Тема

-Значит, какая  сегодня будет  тема урока?

(Фиксирует  тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .


 

Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Суть метода заключается в том, что учитель  предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием  «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Пример: урок русского языка в 4-ом классе по теме  «Дательный падеж»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

-Сегодня мы  познакомимся с падежом, про  который Лежебокин, герой стихотворения  Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с  детства не терплю.

Давать, делиться

чем-нибудь

С друзьями не люблю.

 

-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

-О дательном

Тема

-Значит, тема  нашего урока?

(Фиксирует  тему на доске)

-Дательный падеж


 

МЕТОДЫ  ПОИСКА РЕШЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез  диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего  побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Структура диалога

Побуждение  к выдвижению гипотез

Побуждение  к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

-Какие есть  гипотезы?

-Согласны с  этой гипотезой? Почему?

-Как можно  проверить эту гипотезу?


Пример: рассмотрим продолжение урока математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Материал для  выдвижения гипотез

Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?

Разбиваются по группам, начинают работу.

Побуждение  к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.

Подходит к  каждой группе:

-Какие есть  гипотезы?

-С чего надо  начать?

-Воспользуйтесь  распределительным свойством!

Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.

Представление гипотез группами.

Группы, поместите  листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Представляют  две гипотезы:

50 х 20 + 6 х  1 = 1006 (ошибочная)

56 х 20 + 56 х  1 = 1176 (решающая)

Побуждение к проверке.

-Как проверить,  какой из двух способов верный?

Молчат.

Подсказка к  плану.

-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?

Можно проверить  на калькуляторе!

-Проверьте!  Что получилось?

-При умножении  на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).

Вывод

-Значит, как  надо умножать на двузначное  число?

Формулируют правило (Открытие нового знания)

Учебник

-Сравните свой  вывод с учебником.

-Все верно.


Подводящий  к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Пример: урок русского языка в 3-м классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий  без проблемы диалог.

-Прочитайте  стихотворение по учебнику.

Читают

-Определите, какой  частью речи является каждое  слово.

Определяют

-Какие части  речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).

-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.

-Какие части  речи не встретились в этом  стихотворении? (По ходу  ответов фиксирует части речи на доске).

-Междометия  и местоимения.

-Разделите все  известные вам части речи на  две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).

-В 1-ю группу  входят части речи, к которым  можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).

Вывод

Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).

Дайте определение.

Формулируют определение.

(Открытие  нового знания)

Учебник

-Сверимся с  учебником. Что заметили интересного?

-Междометия  не относятся к служебным частям речи.

-Верно. Это  особая группа слов. (Фиксирует на доске).

 

Задание на формулирование темы

-Значит, какую  новую тему мы только что  освоили и сейчас будем закреплять?

-Самостоятельные  и служебные части речи (Тема).


 

Проблемно-диалогические  методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература.

1. Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.

 

2. Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. - М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

3. Образовательная система  «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное  образование. Начальная школа / Под науч. ред. Фельдштейна Д. И. – М.: Баласс, 2010. – 400с.


Информация о работе Проблемное обучение