Проблемы влияния родительского развода на детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

Развод, как считают психологи, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и особенно детей. Ситуация развода в семье, согласно данным американских исследователей, наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого.

Вложенные файлы: 1 файл

С детьми развода дубль 2.docx

— 68.25 Кб (Скачать файл)

Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у детей, чьи  родители после развода настойчиво пытаются устроить свою судьбу, забыв  о чувствах и привязанностях ребенка. Например, в семье мамы, с которой  живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа и  отца. Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад семейный быт, требуют от ребенка  определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все повторяется. Ребенок  заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено  формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими. Именно в детстве формируется  либо доверчивое отношение к людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира. Исследования свидетельствуют, что  чувства, сформировавшиеся в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей жизни, придавая его отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную  тональность.[11]

 

 

 

 

2.Технологии социально-педагогической работы с детьми в ситуации развода родителей

Устойчивая тенденция  увеличения числа детей в разведенных  семьях не позволяет надеяться на быстрое устранение этого явления  и вынуждает наряду с мероприятиями  по сокращению числа разводов ставить  вопрос о необходимости оптимизации  процесса социализации в рамках самой  распавшейся семьи, т.е. о профилактике и компенсации деструктивных  последствий развода.

Проблемы детей в ситуации развода не могут быть эффективно решены лишь усилиями родителей. Необходима своевременная и комплексная  поддержка со стороны различных  социальных институтов и служб.

Нейтрализация негативного  влияния развода - цель социальной работы с детьми из разведенных семей. Для ее достижения требуется комплексное применение таких социальных технологий, как диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование, посредничество.

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно  интерпретировать как "совокупность приемов, методов и воздействий  государственных, общественных и частных  организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения". Именно в социальной работе, как  деятельности в концентрированном  виде, социальные технологии предстают  как обобщение накопленных и  систематизированных теоретических  знаний, умений и практики работы субъектов  социальной деятельности.

Эффективность мер по решению  какой-либо проблемы, прежде всего, зависит  от объективности и точности ее оценки, как на момент возникновения, так  и в процессе сбора и анализа  данных о ней. Иными словами, многое определяет правильный социальный диагноз. Анализируя развод применительно к  обществу в целом, социальную диагностику  можно определить как "комплексный процесс исследования с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития". В рамках же изучения развода в семье с детьми как малой группе функции социальной диагностики изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и поиск правильных средств для ее разрешения.

Принятые на основе социальной диагностики решения и рекомендации реализуются через различные  технологии социальной работы, одна из которых - социальная профилактика, под  которой понимаются "научно обоснованные и одновременно предпринимаемые  действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических  или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов".

Социальная профилактика в рамках социальной работы, с одной  стороны, предполагает предупреждение как самого развода, так и снятие внешних причин, которые могут приводить к состоянию психологического напряжения и дискомфорта у ребенка, что особенно актуально в периоды до и во время развода (первичная профилактика). С другой стороны, она означает предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем (вторичная профилактика). Необходимость вторичной профилактики обусловлена уже их наличием или проявлением, а значит, и желанием тех, кто проводит профилактическую работу, не дать этим проблемам полностью деформировать личность ребенка. Тем самым вторичная профилактика, начинаясь с изучения причин изменения личности и их истоков, сосредоточивает свои усилия на том, чтобы не дать многочисленным негативным последствиям развода разрастись на уровне патологии. Она осуществляется через своевременную психолого-педагогическую помощь, коррекцию поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка и т.д. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе с детьми в разведенных семьях. Легче с меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в развитии, действиях и поведении несовершеннолетнего, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.

Как следствие, огромную роль приобретают знания и умения социального  работника в области посредничества. Социальное посредничество - это "процесс  содействия достижению согласия между  социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем  последнего и оказания ему помощи". Социальные работники являются своеобразным связующим звеном между семьей и  различными государственными и негосударственными учреждениями и социальными институтами, дошкольными учреждениями и школой, органами здравоохранения, правоохранительными  службами. С другой стороны, они выступают  в роли посредника между супругами, родителями и детьми.

Процесс социального посредничества в разрешении брачно-семейных конфликтов может быть многовариантным, но к  основным его формам относятся:

а) посредничество в разрешении психологических, педагогических, медико-социальных проблем семьи и отдельных  ее членов;

б) посредничество в решении  социально-правовых, жилищно-бытовых  сложностей;

в) посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных  оказать клиенту необходимую  помощь и поддержку.

Качественной подобная работа не может быть без применения технологии консультирования. Социальное консультирование - это "квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и активизации их социальных функций, выработки социальных норм общения". Брачно-семейное консультирование - одна из его разновидностей. В качестве объекта воздействия в рамках брачно-семейного консультирования рассматриваются внутрисемейные отношения (в первую очередь, супружеские, а также отношения между родителями и детьми, супругами и их родителями) и взаимодействие семьи с ближайшим социальным окружением. Из этого следует, что в центре внимания в ходе консультирования должны быть проблемы семьи как целостного образования. Оно имеет своей целью повысить качество внутрисемейного взаимодействия. Его регулирующее воздействие на брачно-семейные отношения связывается, во-первых, с возможностью согласования и упорядочения внутренних и внешних, зачастую противоречивых влияний в процессе выработки семейных норм и ценностей, во-вторых, с помощью семье и ее членам в формировании, коррекции и согласование личных норм, касающихся брачно-семейных отношений.

В ситуации развода в семьях с детьми проводятся социально-психологическое  консультирование с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов брачно-семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, позволяющее семье осознать и  научиться отстаивать свои права  во взаимоотношениях с социальной средой; педагогическое консультирование, которое  содействует преодолению трудностей в процессе социализации и воспитания ребенка; медико-социальное консультирование, направленное на повышение уровня информированности  членов семьи о негативном влиянии  развода на здоровье как взрослых, так и детей, о методах его предупреждения и терапии.

Коррекция и терапия - тесно  связанные технологические социальные процедуры, применение которых также  необходимо на этапе профилактической работы с семьями "группы риска" по фактору развода.

Социальная коррекция - это "деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального  плана, которые не соответствуют  принятым в обществе моделям и  стандартам. Коррекционное воздействие  может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание  тех качеств социального объекта (в данном случае семьи), которые  преобладали до появления отклонения. Стимулирование направлено на активизацию  положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные. Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностно-ориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменение отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное во всем и опираться на него.

Исходя из изначального смысла слова "терапия", что означает "уход", "забота", "лечение", можно предположить, что социальная терапия означает врачевание каких-то социальных явлений, отношений и  т.п. Нами же под социальной терапией понимается "целенаправленный процесс  практического взаимодействия соответствующих  государственных структур, общественных организаций и объединений, в  том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений  или социальных действий". Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой  сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических  стереотипов, обучение навыкам бесконфликтного  общения. Такая работа проводится путем  индивидуальных бесед и интервью, групповой или игровой терапии. Она должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения  их семейных отношений, укоренить мотивацию  для длительной, терпеливой и сложной  работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных комплексов и стереотипов. Важно, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение

Технологии семейной терапии  и коррекции многочисленны; их выбор  определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая  характерологические черты клиентов, так и личностными качествами специалиста по семейной терапии, его  вкусами и предпочтениями. Сущность всех применяемых средств - осуществление  и закрепление изменений, которые  будут способствовать желанной стабилизации семьи. Организация консультативной  и терапевтической работы одинаково  важна на всех стадиях развода. Профилактическое консультирование, коррекция и терапия  семейных отношений на этапе предбракоразводного кризиса - путь к возможному сохранению брака или, по крайней мере, к пересмотру супругами бескомпромиссных позиций. Но планирование и проведение профилактических мероприятий, наряду с социальной диагностикой - серьезная проблема при организации социальной работы с детьми развода.

На этапе бракоразводного  разбирательства и в постразводный период значение приобретает комплексное применение компенсационных технологий, таких, как социальные адаптация и реабилитация, с учетом их взаимодействия с процедурами диагностики, профилактики, консультирования, терапии, коррекции.

Компенсация (от лат.compensation - возмещение, вознаграждение) - одна из важнейших разновидностей адаптационной реакции организма на повреждение, которая заключается в том, что не пострадавшие непосредственно системы берут на себя функции поврежденных структур путем усиления или качественной перестройки функций. В данной работе, говоря о ситуации развода в семье с детьми, под компенсацией его деструктивных последствий для несовершеннолетних нами понимается возмещение тех их характеристик, условий жизни, социальных связей, которые были утрачены, разрушены в результате развода.

Хотя компенсацию нельзя отождествлять со всем комплексом реакций  ребенка на развод родителей, в том  числе с адаптацией к новым  условиям существования, следует иметь  в виду, что психолого-педагогические, материальные, медицинские и другие последствия родительского разрыва могут обусловить появление нарушений, непосредственно не связанных с повреждающим воздействием так называемых вторичных дефектов, которые, в свою очередь, могут вызвать дальнейшие (третичные) нарушения. Как следствие, можно говорить о долговременном негативном влиянии, казалось бы, уже давно свершившегося развода на детей. С другой стороны, происходит перестройка функций детского организма, привычек, образа жизни, социальных связей ребенка, обеспечивающая процесс адаптации организма в этой стрессовой ситуации, включающая резервные возможности организма и т.п., т.е. происходит компенсация в широком смысле.

Информация о работе Проблемы влияния родительского развода на детей