Проблемы в воспитании современных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 02:40, доклад

Краткое описание

В работе описаны основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при работе с современной молодежью.

Содержание

Введение 3
Средства массовой информации. Культура современной молодежи. 4
Изменения в обучении современной молодежи. Роль педагогов и родителей. 5
Заключение. 8
Список используемой литературы: 9

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы в воспитании современных подростков.docx

— 30.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Калужский государственный  университет им. К. Э. Циолковского

Инженерно-педагогический факультет

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Методика воспитательной работы»

Тема: «Проблемы  в воспитании современных подростков»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 3-курса ЗО группы ИП-32

      Герасимова  Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

Калуга – 2012

 

Оглавление

 

Введение 3

Средства  массовой информации. Культура современной  молодежи. 4

Изменения в  обучении современной молодежи. Роль педагогов и родителей. 5

Заключение. 8

Список используемой литературы: 9

 

Введение

Несколько поколений жителей  нашей страны жили в советскую  эпоху, время, вполне достаточное для  того, чтобы эти люди стали приверженцами  своего мировоззрения. Два или три  поколения людей в нашей стране жили в одной реальности – 

в реальности построения коммунизма. Коммунистическая идеология занималась индивидуальным воспитанием человека в духе коллективизма. Теперь мы живем  в иной реальности, резко отличающейся от советской. Для формирования жизненного пути или неосознаваемого плана жизни нужно три поколения. Э. Берн это открытие выразил в краткой фразе: "Для того, чтобы воспитать леди, нужно начать с бабушки."  

После разрушения идеологии  индивидуальное развитие человека у  нас в стране стало ничьей территорией. И вот на этой территории из пепла  нужно возродить и вырастить  новое Общество. Но как это сделать, когда старая идеология разрушена, а новая не построена. Вопрос сложный, но воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они связаны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания, о чём свидетельствуют размышления многих выдающихся педагогов, раскрывающих важность и необходимость воспитания в становлении человека.

Современная ситуация обострила  целый ряд проблем и усилила  трудности воспитания как педагогического  процесса. Это связано, прежде всего, с состоянием общества, которое зависит  от качества позитивных, принимаемых  большинством основополагающих идей, составляющих его идеологию. Место  идеи, способной объединить общество и выстроить ориентиры воспитательной деятельности, сегодня занято идеологией потребления, когда культ денег  и культ культуры несоотносимы друг с другом. Рост потребительской психологии сопровождается серьёзными экологическими проблемами, стремительным сокращением природных ресурсов.

Реалии современной жизни  таковы, что с каждым годом происходит рост детской преступности, проституции, наркомании, беспризорности (в мире 10млн беспризорных детей, каждый 10-ый в России). Чеченские события породили относительно новое для последних десятилетий России явление – участие детей в войнах взрослых.

Попробуем понять, какие  проблемы встречаются в воспитании современного общества, и как мы можем на них повлиять.

 

Средства  массовой информации. Культура современной  молодежи.

Социологи отмечают, что  за последние годы произошли серьёзные  изменения в переориентации детей, подростков и молодёжи на ценности западной культуры. Сила средств массовой информации настолько велика, что  их называют «параллельной школой», особенно в сексуальном «антивоспитании».

Интернет - это не только кладезь знаний, но также «мусорная  яма», к которой имеет доступ любой  ребенок. Цензуры никакой. Ребенок  хочет скачать какую-то игру, музыку или фильм. И вдруг выскакивает  порнографическая картинка. Мальчик, у  которого половое влечение начинается с 12 лет, естественно ее откроет. И  все способы извращенности он видит. Здесь очень важно, чтобы  родители разговаривали со своими детьми на тему полового созревания и влечения, в противном случае, ребенок обсудит  это со своими сверстниками, и сам  сделает выводы.

Общение в социальных сетях  ограждает ребенка от реального  общения. Ребенок развивается в  маленьком мире, где дети избивают друг друга и выставляют это в  Интернет, на этом зарабатывая деньги!  

Наше телевидение, транслирующее  такие реалити-шоу, как «Дом 2», формирует  в детях модель современной семьи, где мужчина и женщина постоянно  кричат друг на друга, матерятся, дерутся! Отсюда вывод, ребенок последует примеру наверняка. К несчастью, большинство семей, в которых воспитываются дети, полностью подтверждают то, что дети видят по телевизору.

Оградить ребенка от СМИ  невозможно – есть социум, в котором  развивается подросток, члены которого обязательно поделятся впечатлениями  от просмотренного фильма порнографического  содержания или от видео, где издеваются над животными или другими  людьми.

В данном случае важна роль родителей в качестве наставника. Нужно обсуждать с ребенком такие  темы, как: половое созревание, наркомания и ее проблемы, преступность в современном мире. Это позволит ребенку сформировать свое собственное отношение к этим процессам и максимально не поддаваться стороннему влиянию, и опять же родителям завоевать авторитет у ребенка.

Родители должны понимать, что сознание ребенка очень легко  изменить как в хорошую, так и  в плохую сторону. Нужно попытаться уберечь подростка от плохого  влияния и научить его отличать черное от белого, чистое от грязного. То есть с помощью регулирующей функции  взрослого, ребенок начинает формировать  свое поведение постепенно; обретает способность выражать свое мнение, у него появляются свои жизненные установки. Если нет цензуры на телевидении, в Обществе, в Интернете, то этой цензурой должна стать семья.

Изменения в обучении современной молодежи. Роль педагогов и родителей.

В эпоху перемен, смены  ценностных ориентиров и идеалов  педагоги испытывают трудности в  организации воспитательной работы с детьми, так как привычные  схемы воспитания «не работают». В результате наблюдаются процессы отчуждения школы от проблем ребёнка, усиливающие социальное одиночество  ребёнка.

Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать современных детей дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения. Но, выстраивая стратегию современного воспитания, нельзя не учитывать ряд внешних и внутренних факторов.

  1. Нельзя не учитывать представления мирового сообщества об облике человека постиндустриального информационного общества. Целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию гражданской позиции, приобщению к духовно-нравственной культуре.

В отчёте ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» даётся новое понимание качества образования. Новое качество образования базируется на четырёх основаниях:

Учиться знать – подразумевает  ежедневное конструирование обучающимися собственного знания…

Учиться делать – подразумевает  практическое применение полученного  знания;

Учиться жить - акцентирует  внимание на умении жить вне любой  дискриминации с целью собственного развития, своей семьи и своего сообщества;

Учиться быть - фокусируется на развитии потенциала каждого человека.

Основным воспитательным результатом школьного образования, является становление ключевых компетентностей  школьника.

  1. При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.
  2. Следует учитывать то, что изменились сами дети, молодые люди, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.
  3. Проблемы, затрудняющие воспитание, существуют и в самой системе школьного и профессионального образования: угасание воспитательной функции и усиленное акцентирование внимания на организации учебного процесса в любом типе образовательного учреждения..
  4. Наконец, нельзя не учитывать новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет, поездки за рубеж, обучение в разных типах школ, пропаганда своих взглядов множеством политических партий, влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений.
  5. Нужно учитывать и то, что активно идёт процесс модернизации российского образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации внеучебной деятельности, развитие системы дополнительного образования на базе образовательных учреждений, создание демократического правового пространства в образовательных учреждениях.

Несомненно, поиск новых  способов решения проблем воспитания в современном обществе следует  осуществлять в контексте происходящих изменений, с учётом жизненных реалий, тенденций общественного и социокультурного развития, особенностей современных детей и молодёжи.

Очевидным является то, что  необходимо серьёзное обновление имеющегося научного знания о воспитании, которое  должно носить практикориентированный характер и научно обоснованные рекомендации по решению современных проблем  воспитания.

Как результат научного сопровождения, недостаточность региональных аналитических  материалов о реальных личностных и  жизненных проблемах подростка  и юноши, их настроениях, помыслах, жизненных  устремлениях, которая также затрудняет адекватную организацию воспитательного  процесса и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

В воспитательной практике не отрабатываются модели классного  воспитателя, тьюторства и др. А ведь почти 80% опрашиваемых учителей видят себя только учителями–предметниками, являясь при этом классными руководителями. Настало время серьёзно изучать и адаптировать зарубежный опыт индивидуальной работы с детьми.

Воспитательная функция  семьи в современном обществе ухудшается за счет формирования процессов отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция. Воспитательный потенциал семьи неисчерпаем, если искать точки соприкосновения не столько в знаниях и успеваемости ребёнка, сколько во взаимном утверждении приоритетных для семьи ценностей (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребёнка, его социальная защита).

Воспитательная ценность учреждений дополнительного образования  в том, что они создают условия  для эмоционально привлекательной  деятельности детей, удовлетворяют  потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении  и самодеятельности. Но, к сожалению, в эту деятельность в большей  степени включены школьники младшего и среднего подросткового возраста. Деятельность огромного количества учреждений дополнительного образования  малопривлекательная для старших  подростков, старших школьников, практически  не охвачены ею дети «группы риска», дети улицы, воспитанники детских домов. Воспитательный потенциал данных учреждений огромен, но совершенно очевидно, что  поворот в эту сторону осуществляется в реальной практике крайне медленно.

Время требует выявления  новых возможностей школьного воспитания: создание воспитательно-образовательной  среды на основе соблюдения и защиты прав ребёнка, диалоговый характер взаимодействия, помощь ребёнку в решении его  личностных проблем, организация жизнедеятельности  на принципах взаимопонимания, поддержки  и др.

 

Заключение.

Говоря о решении проблемы воспитания как крайне трудном и  деликатном деле, можно прийти к  выводу, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего  человека, к решению тех многих непростых проблем, который решает, как может и как понимает младший  школьник, подросток, юноша.

Для решения проблем в  воспитании современной молодежи потребуется  немало времени. Однако, если начать уже сегодня максимально вкладывать в современную молодежь нравственных принципов воспитания, через несколько лет наше общество изменится.

Очень важно, чтобы и родители, и педагоги взаимодействовали во взращивании современной личности, а не противоречили друг другу  и не пытались отвоевывать авторитет  у ребенка, а также учитывали  интересы подростка и помогали формировать  правильное отношение к происходящим в современном обществе процессам.

 

Список  используемой литературы:

  1. Журнал «Большая перемена» №7 «Проблемы и трудности современного процесса воспитания»
  2. Н. Н. Рощина «Основы педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. Пособие» РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011
  3. http://moidetki.com/vospitanie-12-18-let/vospitanie-podrostkov-problemy-perexodnogo-vozrasta
  4. http://mamaclub.ua/vozrastnaja-psihologija/material/8-problem-v-vospitanii-podrostkov-chast-2-2114.html

 

 

 


Информация о работе Проблемы в воспитании современных подростков