Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 02:40, доклад
В работе описаны основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при работе с современной молодежью.
Введение 3
Средства массовой информации. Культура современной молодежи. 4
Изменения в обучении современной молодежи. Роль педагогов и родителей. 5
Заключение. 8
Список используемой литературы: 9
Министерство образования и науки Российской Федерации
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Инженерно-педагогический факультет
Заочное отделение
Контрольная работа по дисциплине:
«Методика воспитательной работы»
Тема: «Проблемы в воспитании современных подростков»
Выполнил:
Студентка 3-курса ЗО группы ИП-32
Герасимова Елена Александровна
Калуга – 2012
Введение 3
Средства массовой информации. Культура современной молодежи. 4
Изменения в обучении современной молодежи. Роль педагогов и родителей. 5
Заключение. 8
Список используемой литературы: 9
Несколько поколений жителей нашей страны жили в советскую эпоху, время, вполне достаточное для того, чтобы эти люди стали приверженцами своего мировоззрения. Два или три поколения людей в нашей стране жили в одной реальности –
в реальности построения коммунизма. Коммунистическая идеология занималась индивидуальным воспитанием человека в духе коллективизма. Теперь мы живем в иной реальности, резко отличающейся от советской. Для формирования жизненного пути или неосознаваемого плана жизни нужно три поколения. Э. Берн это открытие выразил в краткой фразе: "Для того, чтобы воспитать леди, нужно начать с бабушки."
После разрушения идеологии индивидуальное развитие человека у нас в стране стало ничьей территорией. И вот на этой территории из пепла нужно возродить и вырастить новое Общество. Но как это сделать, когда старая идеология разрушена, а новая не построена. Вопрос сложный, но воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они связаны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания, о чём свидетельствуют размышления многих выдающихся педагогов, раскрывающих важность и необходимость воспитания в становлении человека.
Современная ситуация обострила
целый ряд проблем и усилила
трудности воспитания как педагогического
процесса. Это связано, прежде всего,
с состоянием общества, которое зависит
от качества позитивных, принимаемых
большинством основополагающих идей,
составляющих его идеологию. Место
идеи, способной объединить общество
и выстроить ориентиры
Реалии современной жизни таковы, что с каждым годом происходит рост детской преступности, проституции, наркомании, беспризорности (в мире 10млн беспризорных детей, каждый 10-ый в России). Чеченские события породили относительно новое для последних десятилетий России явление – участие детей в войнах взрослых.
Попробуем понять, какие проблемы встречаются в воспитании современного общества, и как мы можем на них повлиять.
Социологи отмечают, что
за последние годы произошли серьёзные
изменения в переориентации детей,
подростков и молодёжи на ценности
западной культуры. Сила средств массовой
информации настолько велика, что
их называют «параллельной школой»,
особенно в сексуальном «антивоспитании»
Интернет - это не только кладезь знаний, но также «мусорная яма», к которой имеет доступ любой ребенок. Цензуры никакой. Ребенок хочет скачать какую-то игру, музыку или фильм. И вдруг выскакивает порнографическая картинка. Мальчик, у которого половое влечение начинается с 12 лет, естественно ее откроет. И все способы извращенности он видит. Здесь очень важно, чтобы родители разговаривали со своими детьми на тему полового созревания и влечения, в противном случае, ребенок обсудит это со своими сверстниками, и сам сделает выводы.
Общение в социальных сетях ограждает ребенка от реального общения. Ребенок развивается в маленьком мире, где дети избивают друг друга и выставляют это в Интернет, на этом зарабатывая деньги!
Наше телевидение, транслирующее
такие реалити-шоу, как «Дом 2», формирует
в детях модель современной семьи,
где мужчина и женщина
Оградить ребенка от СМИ
невозможно – есть социум, в котором
развивается подросток, члены которого
обязательно поделятся
В данном случае важна роль родителей в качестве наставника. Нужно обсуждать с ребенком такие темы, как: половое созревание, наркомания и ее проблемы, преступность в современном мире. Это позволит ребенку сформировать свое собственное отношение к этим процессам и максимально не поддаваться стороннему влиянию, и опять же родителям завоевать авторитет у ребенка.
Родители должны понимать, что сознание ребенка очень легко изменить как в хорошую, так и в плохую сторону. Нужно попытаться уберечь подростка от плохого влияния и научить его отличать черное от белого, чистое от грязного. То есть с помощью регулирующей функции взрослого, ребенок начинает формировать свое поведение постепенно; обретает способность выражать свое мнение, у него появляются свои жизненные установки. Если нет цензуры на телевидении, в Обществе, в Интернете, то этой цензурой должна стать семья.
В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов педагоги испытывают трудности в организации воспитательной работы с детьми, так как привычные схемы воспитания «не работают». В результате наблюдаются процессы отчуждения школы от проблем ребёнка, усиливающие социальное одиночество ребёнка.
Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать современных детей дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения. Но, выстраивая стратегию современного воспитания, нельзя не учитывать ряд внешних и внутренних факторов.
В отчёте ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» даётся новое понимание качества образования. Новое качество образования базируется на четырёх основаниях:
Учиться знать – подразумевает ежедневное конструирование обучающимися собственного знания…
Учиться делать – подразумевает практическое применение полученного знания;
Учиться жить - акцентирует
внимание на умении жить вне любой
дискриминации с целью
Учиться быть - фокусируется на развитии потенциала каждого человека.
Основным воспитательным
результатом школьного
Несомненно, поиск новых
способов решения проблем воспитания
в современном обществе следует
осуществлять в контексте происходящих
изменений, с учётом жизненных реалий,
тенденций общественного и
Очевидным является то, что необходимо серьёзное обновление имеющегося научного знания о воспитании, которое должно носить практикориентированный характер и научно обоснованные рекомендации по решению современных проблем воспитания.
Как результат научного сопровождения, недостаточность региональных аналитических материалов о реальных личностных и жизненных проблемах подростка и юноши, их настроениях, помыслах, жизненных устремлениях, которая также затрудняет адекватную организацию воспитательного процесса и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.
В воспитательной практике не отрабатываются модели классного воспитателя, тьюторства и др. А ведь почти 80% опрашиваемых учителей видят себя только учителями–предметниками, являясь при этом классными руководителями. Настало время серьёзно изучать и адаптировать зарубежный опыт индивидуальной работы с детьми.
Воспитательная функция семьи в современном обществе ухудшается за счет формирования процессов отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция. Воспитательный потенциал семьи неисчерпаем, если искать точки соприкосновения не столько в знаниях и успеваемости ребёнка, сколько во взаимном утверждении приоритетных для семьи ценностей (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребёнка, его социальная защита).
Воспитательная ценность
учреждений дополнительного образования
в том, что они создают условия
для эмоционально привлекательной
деятельности детей, удовлетворяют
потребности в новизне
Время требует выявления новых возможностей школьного воспитания: создание воспитательно-образовательной среды на основе соблюдения и защиты прав ребёнка, диалоговый характер взаимодействия, помощь ребёнку в решении его личностных проблем, организация жизнедеятельности на принципах взаимопонимания, поддержки и др.
Говоря о решении проблемы воспитания как крайне трудном и деликатном деле, можно прийти к выводу, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека, к решению тех многих непростых проблем, который решает, как может и как понимает младший школьник, подросток, юноша.
Для решения проблем в воспитании современной молодежи потребуется немало времени. Однако, если начать уже сегодня максимально вкладывать в современную молодежь нравственных принципов воспитания, через несколько лет наше общество изменится.
Очень важно, чтобы и родители,
и педагоги взаимодействовали во
взращивании современной
Информация о работе Проблемы в воспитании современных подростков