Проблемы и тенденции современного семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:10, реферат

Краткое описание

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание - сложная система, на него влияет наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад семьи, количество членов семьи, материальная обеспеченность, отношение к ребёнку. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Вложенные файлы: 1 файл

Творческая работа.docx

— 18.26 Кб (Скачать файл)

Проблемы и  тенденции современного семейного воспитания.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание - сложная система, на него влияет наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад семьи, количество членов семьи, материальная обеспеченность, отношение к ребёнку. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Ученые констатируют, что  современные молодые родители не умеют воспитывать своих собственных детей. От этого страдают и дети, и их родители, и учителя, и окружающие. Причин много. Во-первых, малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях. Это означает, что воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию своих братьев и сестер, было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получали практические навыки, которые затем можно было использовать с появлением собственных детей.

Во-вторых, в молодых семьях основательно утрачены традиции народной педагогики, национального воспитания, по законам которых считалось, что воспитывать ребенка нужно, пока он еще маленький, потому что другой возможности не будет. В современном обществе, среди молодых мамочек, все чаще проскальзывает мнение о том, что хорошие родители воспитывают своих детей по книгам. Безусловно, книга поможет в том, как поменять ребенку подгузник или как правильно вылечить больное ушко, но ни одна книга в мире не научит тому, как правильно воспитывать своего ребенка. Ведь самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально - нравственный климат. Но самое главное – это любить и принимать своего ребенка. Любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а просто так – просто за то, что он есть. А как правильно любить своего ребенка не в одной книге не напишут. Общаясь с ребёнком, мы учим его владеть своими эмоциями. Если этого не происходит, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты, а то и нервнопсихические заболевания.

В-третьих, четко дифференцируются воспитательные действия семей, различающихся по географии проживания, — городская и сельская семья. Проживание в городе, несомненно, создает более широкие возможности личностного развития ребенка: более высокий уровень школьного обучения, разнообразная инфраструктура детского досуга, дошкольных и внешкольных учреждений. С другой стороны, множественность возможностей развития детей ставит родителей перед соблазном дать ребенку как можно больше полезных знаний, навыков и умений в разных сферах жизнедеятельности. Поэтому в городской семье часто наблюдаются нервные и физические перегрузки детей, их высокая утомляемость. Рабочий день городских школьников сегодня составляет 10-12 часов в младших классах. Как следствие ухудшается здоровье детей: нервно-психические нарушения различной степени выраженности наблюдаются у 78% школьников. Половина детей 7-9 лет имеют хронические болезни. Не способствует улучшению показателей здоровья детей и экологическая обстановка большинства городов страны.

 

  В-четвертых, среди причин, усложнивших семейное воспитание, все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выплата, полное или частичное безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень взаимоотношений внутри самой семьи, эмоционального настроя, не создает благоприятных условий для общения в семье, а в результате - для семейного воспитания.

 

В-пятых, развитие науки и техники. Всевозможные «гаджеты» тянут к себе, как магнит, и молодые родители забывают о своих прямых обязанностях, отмахиваясь от детей как от назойливых мух:"Отойди, не мешай". Иногда эти увлечения меняются не менее повальным увлечением сериалами, просмотрами фильмов. Опять вся семья прикована к телевизору, а на общение с детьми, то есть на их воспитание, времени не остается. А ведь ребёнку знаки внимания особенно нужны – как пища растущему организму. Они его питают эмоционально. Помогая психологически развиваться. Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку, а особенно ребенку, важно чувствовать, что он кому-то нужен.

 

В-шестых, неполная семья. Ни для кого не секрет, что любые отношения переживают кризисы. Во многих семьях случаются кризисы в связи с рождением ребенка, т.к. зачастую родители болезненно переживают неустранимость факта несвободы и необходимость перестроить большую часть свои привычек, предпочтений, взаимодействий,  заведенных порядков. В некоторых семьях кризисы случаются из-за других факторов, которые порождают тревожность и дискомфорт во взаимоотношениях супругов. Во многих случаях пары не способны преодолеть этот этап отношений и принимают решение расторгнуть брак. Такие решения весьма болезненно воспринимаются детьми. Опыт детских переживаний в процессе и после развода родителей может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем, развиваются различные нервозные заболевания. Кроме того, те, кто вырос в разведённых семьях, более подвержены нестабильности в собственном браке, по причине отсутствия примера внутрисемейных отношений между родителями.

Перечень причин, которые  позволяют или мешают молодым  родителям заниматься воспитанием  собственных детей, можно продолжить. Однако, и этих вполне достаточно, чтобы констатировать проблемы семейного воспитания в современных семьях. Большой и нерешённой проблемой педагогики и педагогов являются педагогическое просвещение и педагогическая культура родителей. Родители – главные “проектировщики, конструкторы и строители” личности ребёнка.


Информация о работе Проблемы и тенденции современного семейного воспитания