Проблемы компьютеризации процесса образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:39, реферат

Краткое описание

Научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему применения новых информационных технологий в школьном и вузовском образовании. При этом компьютеризация процесса обучения сталкивается с рядом проблем, которые с одной стороны связаны с неиспользованными возможностями информационной технологии, а с другой – несоответствием традиционных учебных курсов возможностям компьютера.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Из выше сказанного следует, что компьютерам придется еще много и долго «учиться» и совершенствоваться, прежде чем человечество согласиться (если согласится?!) само творить и мыслить по его логическим и логико-математическим схемам. Сейчас же применение информационной технологии в процессе обучения возможно лишь частично, а не повсеместно, как утверждают создатели компьютерных программ.

Для достижения положительных результатов использования компьютера в обучении не достаточно просто внедрить их в учебный процесс путем локального применения компьютера к любой традиционной программе, а целесообразно разработать новые предметные программы, которые предусматривали бы использование компьютерных технологий на протяжении всего процесса обучения. Программа, в свою очередь, определит методы преподавания, характер дидактических пособий, а также условия осуществления учебного процесса. И, что наиболее существенно, указывая состав усваиваемых знаний и их связи, программа тем самым проектирует научный стиль мышления, который необходимо сформировать у обучаемых при усвоении предлагаемого им учебного материала с использованием информационной технологии.

Поэтому разработка компьютерной программы, отбор предметного содержания представляют собой важную методическую проблему. Конструирование учебных компьютерных программ по отдельным дисциплинам предполагает не только отбор содержания из соответствующих сфер общественного сознания, но и понимание особенностей их строения, природы связи психического развития учащихся с содержанием усваиваемых знаний и умений. Для понимания выше сказанного обратимся к конкретному примеру - школьному курсу неорганической химии. У программистов бытует мнение, что можно взять школьный учебник химии, ввести его в машину и тем самым произойдет образование компьютерного курса химии. Практика же показывает, что эффективность применения такого программно-педагогического средства будет очень низка, так как материал, который отбирался для учебника, т.е. для изучения на уроке, не предусматривал наличия компьютерной поддержки. Следовательно, при создании программных продуктов необходимо проанализировать конкретный материал школьного курса химии и выявить тот материал (или те темы), где использование информационной технологии будет наиболее целесообразно (химические производства, строение веществ, химическое равновесие и т.п.).

Содержание и конструкция учебных предметов должны способствовать формированию у учащихся логического, теоретического и практического мышления, что реализуется в процессе выполнения ими учебной деятельности. Поэтому содержание учебных программно-педагогических средств необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой этой деятельности. Например, при разработке компьютерной программы по теме «Аммиак» целесообразно вначале напомнить разделы по темам «Азот» и «Водород», кратко дать основную информацию об их физических и химических свойствах, обосновать теоретическую возможность синтеза аммиака из водорода и азота и проблемы, возникающие на пути практической реализации этого синтеза. С помощью мультипликации показать возможные пути решения технических задач (температура, давление, экология окружающей среды и т.п.) и принцип работы промышленной установки синтеза аммиака. В компьютерной программе целесообразно предусмотреть также практические задания, при которых пользователь, пользуясь базой данных компьютера, имел бы возможность «поработать» в качестве оператора, технолога или начальника цеха синтеза аммиака. Очевидно, что создание такой программы возможно только при условии активного использования компьютерных технологий, обеспечивающих оперативность, наглядность и емкость информации за короткий промежуток времени.

Наряду с перечисленными проблемами компьютеризации образования существуют и другие не менее важные. К ним относятся: информационная культура педагогов; готовность преподавателей к применению информационной технологии в обучении; техническое оснащение вузов и школ и др. Таким образом, сейчас уже очевидно, что темпы развития компьютерной техники явно опережают исследования и рассмотрение проблем, связанных с ее эксплуатацией.

 

 

5

 



Информация о работе Проблемы компьютеризации процесса образования