Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:46, курсовая работа
Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Введение
Глава I: Теоретические аспекты семейного воспитания
Понятие семейного воспитания
Содержание воспитания
Методы и формы семейного воспитания
Педагогическая поддержка семьи
Взаимодействие семьи и школы
Глава II: Практические методики диагностики семейного воспитания
2.1 Методика идентификации детей с родителями (опросник А. И. Зарова)
2.2 Методика «Стратегии семейного воспитания»
2.3 Опросник «Мера заботы»
Заключение
Список использованной литературы
Далее хотелось бы
сказать вот о чем. Я часто
вижу, как возникают — иногда
по вине родителей, а иной
раз по вине учителей —
Но конечно, если
даже учитель очень хорошо
узнает своих ребят, он не
всегда должен вмешиваться в
их личную жизнь и в их
дела. Очень часто бывает, учитель
выговаривает своему
Хороший учитель сам
понимает, где он должен остановиться
или, по крайней мере, обойтись
без административного
Особенно остро у
старших школьников выражены
две взаимно связанные
По своей должности
педагог обязан тесно
Среди педагогических
советов семьям, особенно молодым,
авторитетный педагог обратит
внимание на разумную
В жизни семьи нужные
педагогические обстоятельства
не всегда совпадают с
Дети ожидают от
родителей интереса к их
Вдумчивый учитель
обратит внимание и на
Общие увлечения родителей
и детей педагог назовет тем
благодатным путем, который
Постоянно актуальным
остается взаимодействие школы
и семьи в решении проблемы
преодоления неуспеваемости
Естественно, ситуации,
с которыми столкнется
Советы педагога будут
тем обоснованнее, чем лучше он
сумеет продиагностировать
Глава II: ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО
В нашей стране накоплен
немалый опыт изучения
Анализируя процесс
воспитания в семье, врач или
психолог, должны ответить на
три вопроса. Во-первых, как, т.е.
какими способами родители
Данные методики
2.1Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова )
Посредством данной
методики диагностируются
Ребенку задают следующий набор вопросов.
Если бы ты участвовал в
игре "Семья", то кого бы стал изображать,
кем бы в ней стал - мамой, папой
или собой? (Для устранения суггестивного
влияния последние слова в
вопросе меняются местами, например:
"папой, мамой или собой", "собой,
мамой или папой" и т.д. Испытуемые
должны сделать выбор между
С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников).
Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?
Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?
Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? - для дошкольников).
Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?
Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?
Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?
Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?
Обработка и интерпретация результатов
Посредством первых 5 вопросов
диагностируются
При обработке и
анализе результатов опроса
возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;
успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);
идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;
идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
большим возрастным периодом идентификации девочек;
большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
большей значимостью для
идентификации девочек
большей зависимостью идентификации
девочек от характера отношений
между родителями, когда конфликт
матери с отцом отрицательно сказывается
на идентификации девочек с
меньшим влиянием сестры на
идентификацию девочек с
2.2 Методика «Стратегии семейного воспитания»
С помощью этого
теста можно оценить свою
Инструкция: С помощью
этого теста попробуйте
Чем, по вашему мнению, в большей
мере определяется характер человека
- наследственностью или
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим
согласиться при условии, что
нельзя забывать и о
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше
нечего сказать ребенку,
Информация о работе Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы