Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 14:40, контрольная работа
1. Значение подвижных игр для дошкольников.
2. Характеристика и этапы развития подвижной игры
3. Требования программы воспитания к подбору подвижных игр.
4. Методика проведения подвижной игры с детьми дошкольного возраста
5. Проведение подвижных игр с детьми одной из возрастных групп.
Домашняя контрольная работа.Тема №6
« Проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста»
План:
1. Значение подвижных игр для дошкольников.
2. Характеристика и этапы развития подвижной игры
3. Требования программы воспитания к подбору подвижных игр.
4. Методика проведения подвижной игры с детьми дошкольного возраста
5. Проведение подвижных игр с детьми одной из возрастных групп.
- описание особенностей выбора игр для детей данного возраста;
- чем отличается методика
- указать 2 усложнения к одной знакомой подвижной игре.
2. Характеристика и этапы развития подвижной игры.
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
По определению П.Ф. Лесгафта,
подвижная игра является упражнением,
посредством которого ребенок готовится
к жизни. Развивающий эффект подвижных
игр заключается в том, что
увлекательное содержание, эмоциональная
насыщенность игры побуждают ребенка
к определенным умственным и физическим
усилиям. Таким образом, подвижные
игры представляют собой важное средство
решения задач физического
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:
- по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);
- по степени подвижности
ребенка в игре (игры с малой,
средней, большой подвижностью)
- по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.);
- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д.
Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры включают игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т.п.); игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).
Игры с элементами соревнования
требуют правильного
Важными характеристиками подвижной игры являются:
- цель игры;
- содержание игры;
- правила игры;
- игровые роли.
П.Ф. Лесгафт указывал на
наличие в подвижной игре определенной
цели. Форма игры должна отвечать цели.
Действия в игре должны соответствовать
умениям ребенка управлять
Содержание игры включает в себя движения, используемые в игре, которые предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.
Важной характеристикой игры являются игровые правила. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия, с более, повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т.д.
Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям.
Этапы развития подвижной игры:
Любая игра начинается с ее разучивания. Воспитатель объясняет детям игровую цель, правила игры, содержание игры (ход игры), распределяет игровые роли. Разучивание игры с детьми младшего возраста дошкольного возраста отличается от разучивания игры с детьми старшего дошкольного возраста тем, что проводиться на основе сюжетного рассказа с использованием большего количества атрибутов для игры. Оно основано на эмоциональных образах героев игры, которые позволяет вызвать у ребенка непосредственный интерес. В процессе разучивания используется эффект подражания ребенка движениям взрослых.
Следующим этапом развития игры является ее повторение, закрепление. На этом этапе происходит упражнение в основных движениях, тренировка движений. Более, высшим уровнем развития игры считается усложнение правил, условий игры, игровых целей, а так же основных движений, используемых в игре. Игры с усложнением правил, целей и движений используются в основном с детьми старшего дошкольного возраста.
Требования программы «..указать программу, на основании которой выбраны упражнения..» к подбору подвижных игр
Основное движение, упражнение |
Названия подвижных игр по возрастным группам | |||
2 младшая |
Средняя |
старшая |
подготовительная | |
Бег
Прыжки
Лазанье, подлезанье, ползанье
Бросание, ловля, метание |
«Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнезде».
«По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку»
«Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики»
«Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет» |
«Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки»
«Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»
«Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята»
«Подбрось – поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку» |
«Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Затейники», «Встречные перебежки», «пустое место» «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Классы», «кто сделает меньше прыжков?»
«Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье» «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему» |
«Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка», «Чье звено скорее соберется?», «Быстро возьми, быстро положи»
«Лягушки и цапли», «не попадись», «Волк во рву»
«Перелет птиц», «Ловля обезьян»
«Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом», «Кого назвали, тот ловит мяч» |
4. Методика проведения
подвижной игры с детьми
Подвижные игры следует подбирать
такие, которые воспитывают у
учеников высокие моральные и
волевые качества, укрепляют здоровье,
содействуют правильному
Таким образом, подвижные игры имеют большую
роль в воспитании сознательной дисциплины
у детей, которая является непременным
условием каждой коллективной игры. Организованное
проведение игры во многом зависит от
того, как дети усвоили ее правила. В процессе
игр у детей формируются понятия о нормах
общественного поведения, воспитываются
определенные культурные привычки. Однако
игра приносит пользу только тогда, когда
учитель хорошо владеет педагогическими
задачами, которые решаются во время игры.
Большинство подвижных игр имеет широкий
возрастной диапазон.
Наибольшая близость той или другой игры
определенному возрасту предопределяется
степенью ее доступности. Важное условие
успешности игровой деятельности – понимание
содержания и правил игры. Объяснение
их можно дополнить показом отдельных
приемов и действий. Обучение детей целесообразно
начинать с простых некомандных игр, потом
перейти к переходным и завершить сложными
– командными. К более сложным играм следует
переходить своевременно, пока ученики
не утратили заинтересованности к изучению.
Это поможет закрепить привычки и умения.
Перед тем как выбрать определенную игру,
следует поставить конкретную педагогическую
задачу, решению которой она оказывает
содействие, учитывая состав участников,
их возрастные особенности, развитие и
физическую подготовку. При отборе игры
надо учитывать форму проведения занятий,
а также, что очень важно, придерживаться
известного в педагогике правила постепенного
перехода от легкого к сложному. Для этого
чтобы определить степень сложности той
или другой игры, учитывается количество
элементов, которые входят в ее состав.
Игры, которые состоят из меньшего количества
элементов и в которых нет распределения
на команды, считаются более легкими. Отбор
игры зависит и от места проведения. В
небольшом узком зале или коридоре можно
проводить игры выстраиванием, а также
те, в которых игроки принимают участие
поочередно. В большом зале или на площадке
– игры большой подвижности с бегом врассыпную,
с метанием больших и маленьких мячей,
с элементами спортивных игр. При отборе
игры следует помнить о наличии специального
инвентаря. Если игроки стоят и долго ждут
необходимый инвентарь, они теряют интерес
к игре.
Таким образом, эффективность проведения
игры зависит от адекватности решения
таких организационных факторов, как:
– умение доходчиво и интересно объяснять
игру;
– размещение игроков во время ее проведения;
– определение ведущих;
– распределение на команды;
– определение помощников и судей;
– руководство процессом игры;
– дозирование нагрузок;
– окончание игры.
Перед объяснением учеников следует разместить
в исходное положение, из которого они
будут начинать игру. Объясняя, учитель
сообщает название игры, ее цель и ход,
рассказывает о роли каждого игрока, его
месте. При объяснении и проведении игры
учитель может стоять в таком месте, на
котором все игроки могли бы его хорошо
видеть и слышать. Для лучшего усвоения
игры рассказ можно сопровождать показом
отдельных сложных движений. Особое внимание
игроков следует обратить на правила игры.
И если эта игра проводится впервые, учитель
проверяет, все ли игроки понимают ее правила.
Существует несколько способов определения
ведущего, а применяют их в зависимости
от условий занятий, характера игры и количества
игроков. Учитель может назначить ведущим
одного из игроков на свое усмотрение,
коротко обосновав свой выбор. Ведущего
также могут избрать сами игроки. Однако
для этого необходимо, чтобы они хорошо
знали друг друга. Можно назначить ведущего
и по результатам предшествующих игр.
Этот выбор стимулирует учеников добиваться
лучших результатов. Часто применяют жеребьевку
в виде счета.
Роли ведущего могут быть разнообразные
и оказывать содействие формированию
организаторских привычек и активности.
В командных играх и эстафетах соревнуются
между собой две большие команды, а распределение
игроков на команды может осуществляться
учителем одним из следующих способов:
– с помощью расчета;
– фигурной маршировкой;
– по указанию руководителя;
– по выбору капитанов, которые поочередно
добирают себе игроков.
Все способы распределения на команды
надо вводить соответственно характеру
и условиям проведения игры, а также составу
игроков. В сложных играх с большим количеством
игроков необходимо привлекать судей
– помощников, они считают очки или время,
наблюдают за порядком и состоянием места
для игры.
Помощники и судьи назначаются из учеников,
освобожденных по состоянию здоровья
от выполнения физических упражнений
средней и большой интенсивности, для
которых физическая нагрузка игры противопоказана.
Если таких учеников нет, то помощников
и судей назначают из числа игроков. Руководство
игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе
с тем решающий момент в работе педагога,
так как только это может обеспечить достижение
запланированного педагогического результата.
– наблюдение за действиями учеников;
– устранение ошибок;
– коллективных приемов;
– пресечение проявлений индивидуализма,
грубого отношения к игрокам;
– регулировка нагрузок;
– стимулирование необходимого уровня
эмоциональной активности на протяжении
всей игры.
Направляя игровую деятельность, учитель
помогает выбрать способ решения игровой
задачи, добиваясь самостоятельности
и творческой активности игроков. В отдельных
случаях он может включиться в игру сам,
демонстрируя, как лучше действовать в
той или другой ситуации. Важно своевременно
исправлять ошибки. Объяснять ошибку нужно
сжато, демонстрируя правильные действия.
Ответственный момент в руководстве подвижными
играми – дозирование физической нагрузки.
Игровая деятельность своей эмоциональностью
захватывает детей, и они не ощущают усталости.
Во избежание переутомления учеников
необходимо своевременно прекратить игру
или изменить ее интенсивность.
Регулируя физическую нагрузку в игре,
учитель может использовать разнообразные
приемы: уменьшать или увеличивать время,
отведенное на игру, изменять количество
повторений игры. Окончание игры должно
быть своевременным. Преждевременное
или внезапное окончание игры вызовет
неудовольствие учеников. Во избежание
этого педагог должен уложиться во время,
отведенное для игры. После окончания
игры необходимо подвести итог. При сообщении
результатов следует указать командам
и отдельным игрокам на допущенные ошибки
и отрицательные и положительные моменты
в их поведении.
Игра может быть включена во все части
тренировки. Подготовительная часть –
игры небольшой подвижности и сложности,
которые помогают сосредоточить внимание
учеников. Характерными видами движений
для этих игр является ходьба. Основная
часть – игры с бегом на скорость, с преодолением
препятствий, метанием, прыжками и другими
упражнениями, которые требуют большой
подвижности.
Игры в основной части должны помогать
изучению и усовершенствованию техники
выполнения тех или других упражнений.
Заключительная часть – игры незначительной
и средней подвижности с простыми движениями,
правилами организации. Они должны содействовать
активному отдыху после интенсивной нагрузки
в основной части.
Информация о работе Проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста