Программа развития двигательной активности и оздоро­вительной направленности работы с детьми 4-7 лет.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:01, реферат

Краткое описание

Данная программа является разделом образовательного проекта «Рекорд-Старт». Взамен «ведомственному» подходу к решению проблемы физического воспитания автор предла­гает альтернативный ему комплексный, междисциплинарный.

Вложенные файлы: 1 файл

характеристика программ. по физ.восп..docx

— 28.46 Кб (Скачать файл)

К оригинальной авторской  программе выпущено пособие «Материалы к оригинальной авторской программе  «Театр физического воспитания и  оздоровления детей дошкольного  и младшего школьного возраста». В методических рекомендациях к  программе отражен ав­торский подход к планированию физического воспитания дошкольников. Планирование автор разделил на два уров­ня — большое (стратегия работы на год, на квартал) и малое (тактика работы с детьми на одном или нескольких заняти­ях). Весь учебный год с сентября условно автор делит на три цикла: осенний (подготовительный), зимний (подводящий) и весенний (закрепляющий).

В методических рекомендациях  автор раскрывает и новые формы  применения музыки в дошкольном учреждении. По­скольку классическая музыка несет в себе оздоровительно-профилактическую направленность, то она должна звучать в дошкольном учреждении и утром, и после дневного сна. Му­зыка на занятии по физической культуре не всегда должна звучать постоянно — музыкальное сопровождение может быть частичным. Так, для создания в начале занятия соот­ветствующего фона предлагается музыка тихая, спокойная, для повышения внимания детей — с постепенным увеличе­нием громкости, во время «финального пика» — громкая по звучанию, а в конце занятия — тихая. Уделяется внимание тому, что голосовое озвучивание движений и цветомузыкальное сопровождение на занятии положительно влияют на ка­чество движений детей. Так, автор предлагает цветовое сопро­вождение основных двигательных режимов (сидячему режи­му соответствует коричневый цвет и т. д.).

Небезынтересным для практиков  будет один из разделов методических рекомендаций «Цветовое сопровождение  в дошкольной педагогике». Автор  раскрывает «организацион­ные», «педагогические» и «реабилитационные» возможнос­ти цвета.

Представляет интерес  и выдвинутая автором идея о раз­нополом физическом воспитании детей. Автор отмечает, что дошкольная педагогика ориентируется в основном на сред­нестатистического ребенка, а не на мальчика и девочку. По­этому предлагается в отдельных фрагментах занятия по фи­зической культуре делить детей на «мальчиковую» и «деви­чью» подгруппы, подбирать такие двигательно-игровые ситуации, которые способствовали бы формированию у детей жизненно важных качеств (у девочек — гибкость, ловкость, у мальчиков — силу, выносливость, быстроту) и позволяли бы детям выбирать себе партнера, при этом роль лидера при­надлежит мальчику. Также автор предлагает характеристи­ку мужской и женской двигательной активности, перечень типичных игр для мальчиков и девочек.

^ ПРОГРАММА «ФИЗКУЛЬТУРА ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ»

(В. П. Щербаков)

Цель программы непрерывного физкультурно-оздорови­тельного образования  детей от 3 до 17 лет состоит в  обеспече­нии умственного и физического развития, в раскрытии в ре­бенке двигательных способностей, формировании физичес­ких качеств.

Программа позволяет развивать  все виды двигательной активности. Конечный результат программы заключается  в сформированных у каждого учащегося  умениях рациональ­но использовать свой двигательный потенциал, в выработан­ных потребностях владеть своим телом.

В программе выделены следующие  задачи:

 

• формирование потребности  и способов реализации здо­рового образа жизни;

• формирование устойчивой привычки постоянно забо­титься о своем здоровье, навыков организации режи­ма повседневной физической активности;

• укрепление здоровья, обеспечение  умственной и фи­зической работоспособности, подготовка к труду, са­мозащите и выполнению воинского долга;

• развитие основных физических способностей (силы, быстроты, ловкости, выносливости, и др.) и умений ра­ционально использовать их в различных условиях;

• формирование и совершенствование  двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях л мотивации физических упражнений;

• привитие гигиенических  навыков, приемов закалива­ния, содействие формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия;

• воспитание воли, смелости, настойчивости, дисципли­нированности, коллективизма, навыков культурного и физически компетентного поведения.

 

Программа включает в себя следующие разделы: «Осно­вы знаний», «Основной материал», «Материал повторения», «Тестовые средства оценки упражнений».

 

В разделе «Основной материал»  перечислены все основ­ные движения (ходьба, равновесие, бег, лазанье, прыжки, метание) и физические упражнения (имитационные, общеразвивающие, строевые, танцевальные, ритмические, акробати­ческие, спортивные упражнения, подвижные игры, подводя­щие упражнения к спортивным играм).

В разделе «Материал повторения»  представлены упраж­нения, требующие закрепления или совершенствования ра­нее изученного программного материала предыдущего возра­ста.

В разделе «Тестовые средства оценки упражнений» пе­речислены упражнения для определения уровня физической подготовленности у детей на начало и конец учебного года. Тестовая оценка упражнений позволяет дифференцированно строить процесс обучения и осуществлять контроль за резуль­тативностью занятий по физической культуре.

Для детей возраста от 3 до 7 лет основным программным материалом являются естественные движения и многообраз­ные специально подобранные доступные детям упражнения и игровые задания.

Отличительной особенностью программы является то, что в части  «Основной материал» выделен  раздел «Имитационные упражнения», в котором представлены упражнения: «Паро­воз» , «Дровосек», «Великан и карлик» и ряд других заданий, которые нацелены на познание дошкольниками окружающе­го мира и развития физических качеств у детей. В данной про­грамме автор не ограничивается общепринятым разделом «0бщеразвивающие упражнения », а предлагает два раздела: « ОРУ без предметов» и «ОРУ с предметами». Автор выделяет в про­грамме раздел «Преодоление полос препятствий», в котором перечисляются различные виды заданий (ходьба с сохранени­ем равновесия на определенной опоре, перемещение на гимнастической стенке разными способами, лазанье по нестандарт­ному оборудованию, автомобильным шинам и т. д.).

Важно отметить, что в программе  отражено примерное годовое планирование занятий. В соответствии с описанным  планом-графиком одни виды деятельности планируются не подряд, а через 1-2-3 занятия, причем меняется постоянно  организация занятий, место построения детей, порядок про­хождения разных видов движений, музыкальное сопровож­дение. В разделе «Материал повторения» для детей 3-7 лет» представлена методика обучения детей плаванию и перечень упражнений для не умеющих плавать дошкольников, оцен­ка состояния здоровья детей, позы и движения имитацион­ного характера, позволяющие детям в доступной и интерес­ной форме освоить основные движения.

Большой интерес представляют методические рекоменда­ции к программе. Здесь в виде таблицы представлены перио­ды благоприятного развития двигательных качеств (гибкость, быстрота, сила, выносливость, скоростно-силовые, ловкость) у девочек и мальчиков в возрасте от 4-5 до 5-6 лет. Так, наи­более благоприятным периодом для развития гибкости, как у мальчиков, так и у девочек принято считать возраст 4-5 лет, а для развития ловкости указывается возраст 5-6 лет.

Для того чтобы заинтересовать детей ежедневными заня­тиями физкультурой, предлагается комплекс «гимнастика вдвоем» для самых маленьких, который рекомендуется про­водить в семье.

Также в методических рекомендациях  представлены раз­делы, в которых описываются значение физических упраж­нений со скакалкой, с малым мячом и др. и последователь­ность их разучивания.

Наряду с достоинствами  программы, нельзя не от­метить «перегибы», которые, на наш взгляд, заключаются в предлагаемых заданиях и терминологии, взятых из школьной методики. Дос­таточно сложными для детей дошкольного возраста являются элементы раздела «Акробатические упражнения», например, для детей 7-го года жизни (кувырок вперед в упор присев, пе­рекатом назад, стойка на лопатках согнув ноги (держать), выпрямить ноги (держать), сгибая колени. Или, например, в разделе «Висы и упоры» для детей 7-го года жизни предлага­ется подтягивание в висе, отжимание в упоре лежа на полу.


Информация о работе Программа развития двигательной активности и оздоро­вительной направленности работы с детьми 4-7 лет.