Проектная деятельность в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы стала разработка способов реализации проектной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста при взаимодействии с учащимися начальной школы.
Задачи исследования:
• Определить место экологических проектов в образовательном процессе;
• Определить психологические и психофизические особенности детей дошкольного возраста;
• Определить педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста;
• Выявить возможность применения экологического проекта при работе с учащимися начальной школы;
• Дать рекомендации по использованию проектной деятельности в экологическом образовании дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Проектная деятельность и ее роль в образовательном процессе......5
1.1 Сущность проектной деятельности дошкольников…………………….5
1.2 Реализация проектно деятельности в программах экологического образования дошкольников…………………………………………………….11
Глава II. Развитие экологической проектной деятельности дошкольников при взаимодействии с учащимися начальной школы……………………….18
2.1 Подходы к организации взаимодействия ДОУ и начальной школы……18
2.2 Анализ эффективности использования различных форм взаимодействия…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.

Все особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектная деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.

Считается, что проектная деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения. Однако, при организации данной работы с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей [29].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Реализация проектно деятельности в программах экологического образования дошкольников

Конечная цель экологического образования - формирование экологического мировоззрения, экологической культуры. Однако чтобы данная цель была достигнута, необходима соответствующая организация образовательного процесса.

В настоящее время основной акцент делается на естественнонаучную составляющую экологического образования, а культурный компонент часто упускается из виду. Такое положение вещей недопустимо, поскольку в таком случае экологическое образование теряет свой первоначальный смысл, поэтому необходимо, во-первых, объединение гуманитарных и естественнонаучных знаний, причем основной упор делаться не только на экологический материал, но и на общечеловеческие ценности в целом, а во-вторых создание условий для эмоциональной вовлеченности учащихся. Особую важность при этом приобретает формирование субъектного личного отношения к рассматриваемым вопросам [14].

В основе гуманистически ориентированного образовательного процесса, нацеленного на формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, лежит прием постепенного погружения ребенка в окружающую природную среду, что вызывает глубокое эстетическое восприятие природы, осознание ее законов, желание находится в гармонии с окружающим миром, и жить в соответствии с его законами.

Таким образом, процесс формирования всесторонне и гармонично развитой личности требует объединения различных элементов, составляющих мировую культуру - как гуманитарных, так и естественнонаучных.

Очень важно при этом осуществлять единый подход к экологическому воспитанию, как в рамках семьи, так и в рамках образовательного учреждения, поскольку нравственно-эстетические и ценностные ориентации детей формируются, в первую очередь, при наблюдении соответствующего примера в повседневной жизни. В связи с этим, и родители, и воспитатели должны сами хорошо понимать суть экологических проблем и причин их порождающих и вовлекать детей в природосозидательную деятельность.

Очевидно, что в данном аспекте существенную роль играет взаимодействие специалиста-эколога, педагогического коллектива детского дошкольного учреждения и взрослых членов семей воспитанников.

Примером удачного взаимодействия может стать участие дошкольников, а также членов их семей в проектно-исследовательской деятельности, обеспечивающей интеграцию творческой и познавательной активности детей.

В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.

Программы дошкольного экологического образования в настоящее время весьма многочисленны, поэтому по своему характеру их объединяют в несколько групп [27].

Программы первой группы акцентируют внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К таким программам можно отнести программы С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы" (Санкт-Петербург), А.В. Королевой "Экологическая дорожка" (Калининград), Ж.Л. Васякиной-Новиковой "Паутинка" (Москва).

Для программ второй группы характерно акцентирование внимания на эстетическом и нравственном воспитании детей, при этом вопросы непосредственно экологии отходят на второй план. Природные объекты в рамках данного типа программ рассматриваются с позиций "стихий" (земля, воздух, вода, огонь). К данной группе можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой "Семицветик", И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской "Планета - наш дом", Т.И. Поповой "Мир вокруг нас" [8].

Программы третьей группы выделяется по степени преобладания в их содержании вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.). К программам данной группы относятся программы Н.Н. Вересова "Мы - земляне" (г. Мурманск), Т.В. Потаповой "Детский сад XXI века", Л.М. Клариной "Экономика и экология" (Москва).

Наиболее распространены дошкольные учреждения, работающие по программам С.Н. Николаевой "Юный эколог" и Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа"[8].

Проектная деятельность является важным элементом программ экологического образования, поскольку она способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений и навыков детей, способствует практическому применению данных знаний в процессе взаимодействия с окружающим миром. Проектная деятельность реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, дает возможность объединять коллективную и индивидуальную деятельность в рамках едино педагогического процесса. В конечном счете, данная технология обеспечивает рост личности ребенка.

Реализация экологического проекта способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, и развитию ребенка как личности, но и оказывает оздоровительное влияние, поскольку значительная часть работы обычно проводится на открытом воздухе.

Проектная деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам ("Истоки", "Детство", "Развитие", "Радуга" и др.), так и в рамках программам экологического направления [8].

Так в программе С.Н. Николаевой "Юный эколог" отмечается, что материал программы должен реализовываться через различные виды практической деятельности: уход за животными и растениями, ведения календаря природы, проведение опытов, участие в подготовке и проведении акций.

Основной целью программы является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В программе представлено пять разделов; первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания, третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных, в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать, пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой Николаева С.Н. Юный эколог. - М.: Мозаика-синтез, 2006.

Таким образом, программа позволяет широко использовать проектную деятельность для реализации ее задач.

Основная цель программы Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа" - воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000 - 112 с.

Программа состоит из десяти блоков занятий, каждый из которых включает в себя обучающий и воспитывающий компоненты, постепенно переходя от простых к более сложным знаниям.

Пять блоков посвящены неживой природе ("Вода", "Воздух", "Почва", "Солнце", "Камни, песок и глина"), три блока - живой природе ("Растения", "Животные", "Лес") и два блока затрагивают взаимодействие человека с природой ("Я и природа", "Человек и природа").

В данной программе особое внимание уделяется вопросу формированию целостного взгляда на природу и человека. Дети получают первые представления о взаимосвязях, имеющих место в природе, и на этой основе формируются начала экологического мировоззрения и культуры, а следовательно, ответственное отношение к окружающей природной среде и к своему здоровью. Дети начинают осознавать, в какой тесной взаимосвязи между собой находятся компоненты природной среды и насколько сильно живые организмы зависят от среды своего обитания.

Человек в рамках данной программы рассматривается как неотъемлемая часть природы, что позволяет сформировать у дошкольников понимание проблем взаимоотношения человека и окружающей его среды, а также последствий человеческой деятельности.

Существенное значение в программе имеет нравственный аспект: формирование представлений о самоценности природной среды, формирование эмоционально положительного отношения к природной среде, выработка первых навыков экологически безопасного поведения, как природе, так и в повседневной жизни. У детей появляются первоначальные умения, дающие им возможность осуществлять практическую деятельность по охране окружающей среды.

Таким образом, в программах реализовывается различные формы деятельности по ознакомлению с природой, они имеют практическую направленность и имеют своей целью не только приобретение теоретических знаний, но формирование способности к самостоятельной деятельности.

Программа Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа" также предусматривает осуществление проектно-исследовательской деятельности как метода осуществления педагогического процесса. Так в рамках данной программы реализуется проект "Мое дерево", который будет рассмотрен более подробно в следующем разделе.

Программа "Расти умным, здоровым, смелым, умелым и воспитанным"

Реализуется на основе условно выделенных четырех учебных блоков, разделенных по видам деятельности Кабаян Н.В., Кабаян О.С., Левченко В.Г. "Расти умным, здоровым, смелым, умелым и воспитанным". Комплексная авторская программа непрерывного экологического образования в республике Адыгея" - Майкоп, 2006 - 120 с. :

  • "Расти умным" - учебная деятельность;
  • здоровым" - оздоровительная деятельность;
  • смелым" - исследовательская деятельность;
  • умелым" - практическая деятельность;
  • воспитанным" - воспитательная работа.

Проектную деятельность можно осуществлять не зависимо от условий конкретного ДОУ, т.к. она дает широкое пространство для творчества. Например, в любой местности можно обнаружить подходящие для наблюдения природные объекты: различные растения, насекомых, птиц, которые могут стать объектами проектной деятельности.

Кроме того, проектная деятельность может объединять как дошкольников, так и школьников, при этом задачи должны распределяться в соответствии с возможностями каждого из них.

Выводы:

В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.

При этом проектная деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам, так и в рамках программам экологического направления.

Проектная деятельность как метод экологического образования приобретает в последнее время все большую популярность. Это связано с его эффективностью, а также с общей тенденцией в образовании - переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения.

Тематика экологических проектов может быть самой разнообразной.

Однако в любом случае цели проектной деятельности как метода экологического образования будут достигнуты только в случае, если педагоги придерживаются определенных правил, основные из которых следующие:

  • работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу,
  • необходимо предоставить детям свободу выбора.
  • Необходимо избегать назидательности и лозунгов, поскольку экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.

Любая проектная деятельность вне зависимости от темы исследования должна включать такие этапы, как выбор темы и объекта, подготовка материалов и оборудования, получение начальных теоретических знаний об объекте, проведение исследований, обобщение результатов исследований, выводы, представление результатов.

 

Глава II. Развитие экологической проектной деятельности  дошкольников при взаимодействии с учащимися начальной школы

2.1 Подходы к организации взаимодействия ДОУ и начальной школы

         Экологическое образование не является изолированным направлением в

работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, поэтому

Информация о работе Проектная деятельность в образовательном процессе