СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…2
1.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Понятие о проектной
деятельности ……………………………...……….4
1.2 Освоение дошкольниками
проектной деятельности……………………..5
1.3 Организация проектных
действий …..………………. …………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………13
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...14
Введение
Важнейшие задачи воспитания - формирование
у дошкольников гражданской ответственности
и правового самосознания, духовности
и культуры, инициативности, самостоятельности,
толерантности, способности к успешной
социализации в обществе и активной адаптации
на рынке труда».
Роль детского сада
в решении этих задач определена в современных
образовательных стандартах. Сегодня
педагог призван не только сформировать
у детей системные знания, но и научить
применять усвоенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни, создать условия для всестороннего
развития личности.
Проект государственного
стандарта дошкольного образования, дифференцируя
содержание программ, реализуемых в ДОУ,
выделяет несколько направлений, среди
которых важное место отводится инновационной
деятельности, включающей в себя задачи
развития положительного отношения ребёнка
к себе, другим людям, окружающему миру,
коммуникативной и социальной компетентности
детей.
Для успешного решения
задач модернизации образования необходимо
совершенствование технологий и методик
обучения. Поэтому на современном этапе
развития дошкольного образования вновь
актуализируется проблема обновления
методов обучения, воспитания и развития
ребенка.
Планирование и работа
в дошкольном образовательном учреждении
по административно-командной системе,
реализация педагогами уже разработанных
и нормативно утвержденных проектов, требующих
только распределения во времени подачи
содержания обучения, уходят в прошлое.
Современное образование пришло к выводу
о необходимости индивидуализированного
педагогического процесса, содержание
и организация которого адаптированы
к особенностям развития конкретного
ребенка и той реальной предметной среды,
посредством которой осуществляется воспитательно-образовательный
процесс. Перед педагогами стоит задача
уже в дошкольном возрасте формировать
у детей навыки самостоятельности, активности,
инициативности в поиске ответов на вопросы,
сборе информации, экспериментировании
и применении полученных знаний, умений
и навыков в играх и практической деятельности.
Такой подход позволяет осуществить обнаруженный
в арсенале мировой и отечественной практики
метод проектов (проектный метод).
В современной дошкольной
педагогике уровень развития ребенка
становится мерой качества работы педагога
и всей образовательной системы в целом.
Педагог ориентируется не только на подготовку
ребенка к школе, но и сохранение полноценного
детства в соответствии с психофизическими
особенностями развивающейся личности.
Уважение к ребенку, принятие его целей,
интересов, создание условий для реализации
– обязательные условия для развития.
Педагог должен не только уделять внимание
формированию знаний, умений и навыков
дошкольника и адаптации его к социальной
жизни, но и обучать через совместный поиск
решений, представлять ребенку возможность
самостоятельно овладеть нормами культуры
и поведения.
Метод проектов активно
используется в системе школьного образования
и во внеурочной деятельности. За последние
десять лет метод проектов как общепедагогическая
технология стал предметом многих исследований.
Информация по данному методу имеется
в педагогической и методической литературе.
Применительно к детскому
саду проектная деятельность активно
используется в экологическом и патриотическом
воспитании, на занятиях по познавательному
развитию
Анализ состояния дошкольной
практики формирования проектной деятельности
детей позволяет сделать вывод о том, что
современный детский сад не в полной мере
реализует педагогический потенциал проектной
деятельности, как личностно ориентированной
технологии обучения.
1.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Понятие о проектной
деятельности
Одной из основополагающих
характеристик современного человека,
действующего в пространстве культуры,
является его способность к проективной
деятельности. Проективная
(или проектная) деятельность относится
к разряду инновационной, так как предполагает
преобразование реальности, строится
на базе соответствующей технологии, которую
можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Актуальность овладения основами проектирования
обусловлена, во-первых, тем, что данная
технология имеет широкую область применения
на всех уровнях организации системы образования.
Во-вторых, владение логикой и технологией
социокультурного проектирования позволит
более эффективно осуществлять аналитические,
организационно-управленческие функции.
В-третьих, проектные технологии обеспечивают
конкурентоспособность специалиста.
Существует две точки
зрения на связь проектной деятельности
и метода проектов, так Г.В. Терехова [ ]
говорит в своем докладе, что метод проектов
и проектная деятельность – это два понятия,
которые нельзя смешивать, они существуют
независимо друг от друга. Большинство
же авторов придерживаются мнения, что
метод проектов и проектная деятельность
существуют в тесной связи друг с другом.
Понятие о проекте.
Слово «проект» (в буквальном
переводе с латинского — «брошенный вперед»)
толкуется в словарях как «план, замысел,
текст или чертеж чего-либо, предваряющий
его создание».
Метод проектов в последние
годы получил широкое распространение
в системе отечественного образования,
однако в работе с дошкольниками он применяется
не часто. В настоящее время не существует
однозначного толкования сущностных характеристик
проекта. Проект понимается как:
- конечный продукт,
решение проблемы материального, социального,
нравственного, исторического, научно-исследовательского
и другого характера
- форма организации
занятий, предусматривающая комплексный
характер деятельности всех его участников
по получению конкретной продукции за
заданный промежуток времени
- дидактическое средство
активизации познавательной деятельности,
развития креативности и формирования
определенных личностных качеств
Другими словами, проект-
это интегрированная деятельность детей,
в результате которой предполагается
получение определенного продукта и его
дальнейшее использование.
Проектная деятельность.
Деятельность – специфическая человеческая
форма отношения к окружающему миру, содержание
которой составляет целесообразное изменение
и преобразование в интересах людей; условие
существования общества. Деятельность
включает в себя цель, средства, результат
и сам процесс. Проектная деятельность
содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств
ее достижения;
- поиск и обработка
информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных
результатов и выводов.
Предметная деятельность
состоит из трех блоков: предметный, деятельностный
и коммуникативный. Проектная
деятельность детей является одним
из методов развивающего обучения, направлена
на выработку самостоятельных исследовательских
умений (постановка проблемы, сбор и обработка
информации, проведение экспериментов,
анализ полученных результатов), способствует
развитию творческих способностей и логического
мышления, объединяет знания, полученные
в ходе учебного процесса и приобщает
к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной
деятельности является понимание и
применение детьми знаний, умений и навыков,
приобретенных при изучении различных
предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной
деятельности:
Обучение планированию
(ребенок должен уметь четко определить
цель, описать основные шаги по достижению
поставленной цели, концентрироваться
на достижении цели, на протяжении всей
работы);
- Формирование навыков
сбора и обработки информации,
материалов (учащийся должен уметь
выбрать подходящую информацию
и правильно ее использовать);
- Умение анализировать
(креативность и критическое мышление);
- Умение составлять
письменный отчет (учащийся должен
уметь составлять план работы,
презентовать четко информацию,
оформлять сноски, иметь понятие
о библиографии);
- Формировать позитивное
отношение к работе (учащийся
должен проявлять инициативу, энтузиазм,
стараться выполнить работу в
срок в соответствии с установленным
планом и графиком работы).
Проектная деятельность
требует большой самостоятельности от
детей, что еще не под силу дошкольникам
в силу возраста, поэтому мы будем рассматривать
в неразрывной связи проектную деятельность
дошкольников и метод проектов, как форму
организации проектной деятельности дошкольников.
Наибольшую популярность
в детском саду получили межпредметные,
практико - оприентированные проекты.
Именно они позволяют опираться на личный
опыт детей, поддерживать долгое время
интерес к деятельности.
При создании учебных
проектов с открытой, явной координацией
координатор проекта выполняет свою собственную
функцию, ненавязчиво направляя работу
детей, организуя в случае необходимости
отдельные этапы их деятельности. В процессе
работы над проектом со скрытой координацией
координатор выступает как участник проектной
деятельности. Оба этих типа проектов
получили широкое распространение в работе
с дошкольниками
При работе с дошкольниками
чаще используются групповые проекты,
в ходе подготовки которых развиваются
коммуникативные умения, способность
к сотрудничеству и взаимодействию, которые
воспринимаются в современном обществе как
неотъемлимые позитивные характеристики
человека в любых сферах жизнедеятельности.
В практике дошкольной
педагогики Л.Морозова условно выделяет
четыре группы проблем: семья, природа,
рукотворный мир, общество и его культурные
ценности.
В практике обучения
детей в дошкольном учреждении метод проектов
традиционно используется в рамках занятий
по:
ознакомлению с социальной действительностью
при этом используется информационно-практико-ориентированные
и творческие проекты;
экологическому воспитанию и образованию
детей ;чаще всего проекты, которые осуществляются
на данных занятиях, носят исследовательский
характер;
развитию изобразительного творчества
(в частности, в процессе работы над изготовлением
коллективных коллажей): данные проекты,
в основном, имеют исследовательский и
творческий характер;
музейной педагогике (например, в ходе
осуществления проектов «История вещей,
и др.»): большинство используемых проектов
– комплексные
развитию театрализованной деятельности
детей и в процессе подготовки к праздникам:
проекты данного рода относятся к ролево-игровым
1.2 Освоение дошкольниками проектной деятельности
Детская потребность
в исследовательском поиске обусловлена
биологически, ребёнок рождается исследователем.
Именно это внутреннее стремление к исследованию
порождает соответствующее поведение
и создаёт условия для того, чтобы психическое
развитие ребёнка изначально разворачивалось
как процесс саморазвития. Даже дошкольник
может осуществить самостоятельную проектную
деятельность - в форме некоторых видов
игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос
в том, чтобы для каждого возрастного периода
начальной школы подобрать такие виды
проектной деятельности, содержание и
форма которой были бы адекватны возрасту.
Ребёнок не укладывается в педагогический
миф о том, что собственное исследование
следует начинать лишь тогда, когда человек
обогатит свою память всеми знаниями,
которые накопило человечество. Творец
и исследователь формируется не во время
поступления в аспирантуру, а значительно
раньше своего прихода в детский сад. Исследования
ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам
над свойствами отдельных предметов. И
то и другое при совпадении и обобщении
даёт прочный фундамент фактов (а не слов)
для постепенной ориентировки детей в
окружающем, для построения прочного знания
и созидания в собственном сознании научной
картины мира. Важно и то, что весь этот
процесс окрашен положительными эмоциями,
поскольку целиком отвечает потребностям
активной детской натуры.
Как же происходит
освоение дошкольником проектной деятельности?
До пяти лет ребенок
развивается на подражательно-исполнительном
уровне. Отсутствие необходимого жизненного
опыта не позволяет ему в полной мере проявлять
самостоятельность в выборе проблемы
и способов его решения. Поэтому основная
роль в организации работы над проектом
принадлежит взрослому. Внимательное
отношение к потребностям каждого ребенка,
изучение его интересов позволяет без
труда определить проблему «заказываемую»
детьми. Таким образом, как подчеркивает
Евдокимова, ребенок среднего дошкольного
возраста выступает в качестве заказчика
проекта (явно или неявно для себя), а его
осуществление происходит на подражательно-исполнительном
уровне. Как показывает практика, дошкольники
этого возраста с удовольствием выполняют
задания, предлагаемые взрослым, если
эти задания удовлетворяют их потребность
в активной деятельности. Кроме того, ребенка
увлекает сам процесс совместной деятельности
с взрослым.
Участие в проекте
«на вторых ролях», действия по прямому
предложению взрослого или путем подражания
ему не противоречат природе маленького
ребенка: в этом возрасте еще сильны как
потребность установить и сохранить положительное
отношение к взрослому, так и подражательность.