Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 19:47, доклад

Краткое описание

Слово «проект» - происходит от латинского «брошенный вперед», советский энциклопедический словарь предлагает следующее толкование:
1) совокупность документов для создания какого-либо сооружения, изделия;
2) предварительный текст документов;
3) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Домрачев.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

 

 

 

Слово «проект» - происходит от латинского «брошенный вперед», советский энциклопедический словарь предлагает следующее толкование:

1)  совокупность  документов для создания какого-либо  сооружения, изделия;

2) предварительный  текст документов;

3) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Выполнение творческих проектов в «Технологии» может быть соотнесено с методом проектов.

Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место.

Программа предусматривает выполнение учащимися 5- 8 классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Творчество - это исследование. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, технологии, ремесленничестве и т.д.

В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:

- индивидуальной  заинтересованностью;

- социальной  значимостью.

Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Рассматривая процесс творчества, следует обращать внимание на формирование творческого климата среди учащихся, сам творческий процесс, наличии у учащихся творческих способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно во время их раскрыть и развить. Дети от природы любознательны, способны и талантливы. Элементы творчества проявляются в игре, в решении жизненных повседневных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.

Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качеств, характерных для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Мы также обязаны научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по "неумению".

Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: Потребность Мотив Цель Задачи Действия Операции

Потребность - состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются потребностями. Мотивация - процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором -приобретенные знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания. Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют 3 основных этапа проектной деятельности:

I   - организационно-подготовительный

II  - технологический

III  - заключительный

На I этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

Возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия.

Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.

На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы.

Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта.

Учащиеся проводят экономические расчеты, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований и защищают свой проект перед одноклассниками.

Внедрение метода проектов в учебный процесс позволяет:

-  повысить  познавательную активность учащихся

-  поднять  имидж учащихся (изготовления проектного  изделия самостоятельно - от идеи  до воплощения в реальность), учителя (обучение школьников передовой  технологии)

-  включить  в процесс обучения их родных  и близких (обсуждение проекта  в домашней обстановке, помощь  родителей в поиске материалов  и инструментов)

-  усилить  полезность обучения (товар или  услуга создается для дома, школы  и т. д.)

- активно  формировать у учащихся лучшие  гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, стремление к созиданию).

Одной из целей своей педагогической деятельности я ставлю - создать условия для развития творческих способностей учащихся, метод проектов этому способствует. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение школьников к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры.

Учащимся предлагается банк проектов, раскрываются требования к проектам, технологии их выполнения, и критерии оценивания. Первый проект мы делаем вместе, по одной теме. Учащиеся знакомятся с алгоритмом выполнения проекта, в помощь им я составила схему - последовательность выполнения творческого проекта (схема 1).

 Самая  первая ступень в выполнении  проекта - выбор проблемы. Главная  задача на этой ступени - выявить  из множества проблем наиболее  существенную. В начале занятия я делю детей на группы по 3-4 человек и над такими разделами проекта как «Выбор модели», «Выбор материалов», «Выбор оборудования, инструментов и приспособлений» они работают совместно  Ребята должны обсудить следующие вопросы: доступность, себестоимость, обеспеченность материалами, трудоемкость.

Технологический этап требует повышенного внимания и усидчивости. Здесь мы вместе обсуждаем последовательность изготовления изделия, а практическую работу каждый выполняет свою. При изготовлении изделия, я обращаю внимание детей на организацию рабочего места, на соблюдение правил техники безопасности.

Расчет себестоимости изделия проводят по упрощенной схеме, учитываем только стоимость приобретенных материалов. При подведении итогов дети проводят самоанализ достоинств и недостатков проекта; отвечают на вопросы: сделано ли то, что планировалось, получился ли проект.

При применении метода проектов я учитываю один из важнейших принципов обучения — постепенный переход от простого, к сложному, поэтому проекты классифицируются не только по сферам деятельности, а по степени сложности их решения.

Проекты учеников 7 и 8 классов усложняются составлением технологических карт, чертежей и схем изделий, экономическими расчетами.

При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает жизненно необходимые знания и умения.

 

Темы творческих проектов

Изготовление сувенира.

Новогодний подарок.

Подарок своими руками.

Комплект кухонной утвари.

Резной  декор  дома

Изделия из проволоки

Выполнение моделей техники из различных материалов

Разделочная доска (с применением своего дизайна; выжигание, раскрашивание)

Изделия из поделочных материалов(изделия из пробок, проволоки, пластмассовых бутылок и т.п.)

Изделия из тонколистового металла» (брелок, номера для раздевалки, подвески и т.п.)

Полка своими руками

Светильник своими руками

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1 .Программа. Трудовое обучение. Технология. М. Просвещение, 1997

2.Методика  обучения учащихся технологии. Под  ред. Симоненко В.Д. Брянск, 1998

3.Технология. Учебник для 5 класса. Под ред. Симоненко  В.Д.

4.Журнал  «Учитель» №2, 2002

5.Журнал  «Школа и производство» № 2, 2004

 

 


Информация о работе Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»